Новые технологии в учебном процессе школы и вуза
методическая разработка по физике по теме

Когут Михаил Васильевич

Развитие образования в общеобразовательной  средней и высшей школе требует внедрения новых технологий в учебный процесс, которые позволят повысить качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_tehnologii_v_uchebnom_processe_shkoly_i_vuza.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии в учебном процессе школы и вуза.

Когут М.В.

 г. Москва. ГОУ СОШ № 1034.

Развитие образования в общеобразовательной  средней и высшей школе требует внедрения новых технологий в учебный процесс, которые позволят повысить качество образования.

В  руководящих документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования в качестве стратегической цели  информатизации высшей школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности путём применения новых информационных технологий,  радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Наряду со стратегической целью, определены и частные цели информатизации высшего и среднего образования.  К ним, в частности, относятся:

- подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях  жизнедеятельности в условиях информационного общества;

- увеличение степени доступности образования  за счет развития  средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения;

- интеграция национальной  системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового  сообщества и др.

Таким образом, по существу ставится задача качественного изменения в состоянии всей информационной среды системы высшего образования, представления возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.

Несмотря на все трудности, переживаемые нашим государством на современном этапе его развития, процесс информатизации высшего образования в России идет. Однако, темпы его остаются весьма низкими. Они серьезно сдерживаются тем, что:

- в вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения  в педагогическую практику информационных средств обучения;

-разработка научно-педагогических основ информатизации не поспевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;

- применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;

-слабо развита координация и кооперация вузов различных министерств и ведомств при разработке программного и методического обеспечения процесса информатизации;

-руководящий и профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен к использованию в вузах современных информационных средств;

-разнотипностью и недостаточным количеством вычислительной техники, поступающей в вузы. Все это приводит к разрыву между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в вузе.

Из сказанного вполне правомерно делается вывод о наличии  объективно сложившегося противоречия между необходимостью информатизации учебного процесса в высшей школе на основе применения современных информационных технологий обучения и возможностью их реализации в рамках используемых сегодня традиционных моделей обучения.

Необходимо остановится на  проблеме информатизации высшего образования, решение которой имеет, на наш взгляд, важное  значение для дальнейшего совершенствования качества профессиональной подготовки специалистов. Это проблема информационно-технологического обеспечения учебного процесса.

Когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей школы рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды вузов, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, уже не достаточно.

Для подготовки квалифицированных специалистов в ВУЗах необходимо начинать подготовку в средней общеобразовательной школе, которая является источником первоначальных знаний.  

Физика – наука экспериментальная. Из опыта работы в школе и ВУЗе можно отметить, что при решении выше перечисленных проблем необходимо иметь качественную материальную базу на которой можно освоить практические навыки, предлагаемые школьной программой по физике. Эти задачи можно реализовать при наличии в физическом кабинете следующего оборудования:

- интерактивной доски;

- компьютера, подключенного в сеть Internet;

- проектора;

- комплекта оборудования  «L-mikro»;

- конструктора «LEGO»;

- библиотеку научной и методической литературы.

        Многолетняя педагогическая практика работы со школьниками и студентами,  когда в процессе преподавания физики проводились занятия с использованием  интерактивной доски,  конструктора  «LEGO» (при работе с конструктором учащиеся получают первоначальные практические навыки с новыми источниками энергии)  и лабораторного оборудования «L-mikro», показала, что можно сформировать ряд методических приемов,  которые способствуют повышению интереса обучаемых к более глубокому и планомерному освоению материала.

        На начальном этапе изучения законов физики возможно применение материалов конструктора, что способствует развитию творческих способностей учащихся, а также формирует базу знаний о различных видах энергий, которые можно преобразовать в электрическую энергию. Изготовленные пособия могут демонстрироваться на уроках физики, что вызывает у учащихся повышенный интерес к изучению предмета. Полученные знания применяются при выполнении лабораторных работ и физического практикума в старших классах. Применение современных компьютерных технологий, в том числе интерактивной доски, позволяют производить моделирование физических процессов, математические расчеты и демонстрировать полученные результаты, а также предложить пути совершенствования курса физики и электротехники, критерии отбора материалов к лекционным, практическим и лабораторным занятиям по использованию новых информационных технологий.

        Формирование целостной системы научного физического знания предполагает глубокую взаимосвязь в преподавании школьного и вузовского курса физики в концептуальном и практическом аспектах.

        Такая методика подготовки в школе и вузе, на наш взгляд, позволит подготовить качественных специалистов для современного производства.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция новых информационных технологий в учебный процесс

Материал может быть полезен для подготовки к урокам, выступлениям...

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности  школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразован...

Информационные технологии в учебном процессе школы.

В данной статье приведены примеры современного использования компьютера на уроках....

«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»

У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося.  При формулировании своих целей обучения, преподав...

Статья в сборнике "Информационные технологии в образовательном процессе школы и вуза"

Статья Пацевой Е.В., Богдановой М.В. на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе школы.

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.Л.Н. ТолстойСлово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - ис...

Применение ИКТ - технологий в учебном процессе. Опыт коллег по использованию новых технологий.

Использование ИКТ технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который ...