Применение интерактивных технологий в УВП школы и ВУЗа
статья на тему
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. В частности описана технология проведения квеста и даны рекомендации по её использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_interaktivnyh_tehnologiy_v_uvp.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарные науки
УДК 372.851
Горнеева О.Д. (г. Кузнецк, МБОУ лицей № 21)
Николайчук С.Д. (г. Кузнецк, КИИУТ (филиал ПГУ))
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА.
E-mail: nicolsv58@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе (далее – УВП) школы и ВУЗа. В частности описана технология проведения квеста и даны рекомендации по её использованию.
Ключевые слова и фразы: интерактивные технологии, сюжетно-ролевая игра, технология проведения квеста, фасилитатор, личностная цель.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов предоставляет широкие возможности проявления творческой инициативы педагога для реализации различных подходов к построению учебных курсов и воспитательной работы с учетом индивидуальных способностей каждого обучающегося.
В настоящее время педагогические работники получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения и воспитания, творческом осмыслении содержания программ и путей реализации программных требований. Следует отметить, что лидирующее положение занимают технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе в УВП, которые призваны активизировать обучающегося, делая его главным действующим лицом в учебно-воспитательном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса. Необходимо постоянно стимулировать интерес обучаемого, развивать у него желание практически использовать полученные компетенции, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении любым предметом.
Все вышеперечисленное может быть успешно реализовано с использованием интерактивных технологий в УВП, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём диалога в процессе усвоения учебного материала и выстраивания модели поведения. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности УВП в целом. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование сюжетно-ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Главной задачей педагога в применении интерактивных технологий является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников и взаимообогащение; поддержка активности участников; соединение теории и практики; поощрение творчества участников. В роли организатора - фасилитатора педагог налаживает взаимодействие обучающихся в группе: побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, обращается к их опыту, побуждает искать решения поставленных задач, самостоятельно ставить новые цели.
По сравнению с традиционными технологиями, в интерактивных моделях обучения и воспитания меняется и взаимодействие с педагогом: на первый план выступает активность обучающихся. Задача педагога — создать условия для инициативы обучаемого, который выступает полноправным участником УВП, его опыт важен не менее, чем опыт учителя. Главная цель современного УВП – целостное развитие личности обучающегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача педагога – обеспечить эту деятельность, в этом случае обучающийся сам открывает путь к познанию. Приобретение компетенций и формирование универсальных учебных действий – результат его деятельности.
Современные интерактивные технологии УВП можно разделить на три смысловых вида:
Дискуссионные
- Групповая дискуссия
- Анализ ситуаций морального выбора
- Метод «кейсов»
- «Мозговой штурм»
- Дебаты
Игровые
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра
- Операционная игра
- Сюжетно-ролевая игра (квест)
- Дидактическая игра
Тренинг-методы
- Социально-психологический тренинг
- Тренинг делового общения
- Психотехнические игры
Среди многообразия интерактивных технологий одной из наиболее интересных для современного обучающегося можно назвать квест. Quest в переводе с английского языка – целенаправленный поиск, который связан с приключенческой игрой, требующей от игрока решения умственных задач. Образовательный квест - проблемное задание c элементами сюжетно-ролевой игры, для выполнения которого необходимо командное взаимодействие и грамотное использование информационных ресурсов. Данный вид деятельности будет интересен широкому кругу обучающихся: начиная с младших школьников и заканчивая студентами ВУЗа.
Ниже представлены рекомендации по проведению квеста .
На начальном этапе педагог делает вступление, где четко описывает сценарий квеста и предварительный план работы. Он формулирует центральное задание, где четко определен итоговый результат совместной самостоятельной поисковой работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена или указана другая деятельность, которая направлена на обработку и представление результатов, исходя из собранной информации). Далее педагог предлагает обучающимся распределить роли персонажей, от лица которых они могут выполнить задания, для каждой роли необходимо самостоятельно определить собственную личностную цель. Затем обучающиеся знакомятся с процедурой работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста, объединяясь по ходу игры в микрогруппы сменного состава, согласно выбранным ролям, и критериями и параметрами оценки результата квеста. По ходу выполнения квеста педагог фиксирует промежуточные результаты выполнения заданий. После завершения квеста педагог напоминает сообщенную в начале занятия общую главную цель, затем совместно с обучающимися заслушивает отчеты групп о проделанной работе и фиксирует окончательный результат. На этапе рефлексии обучающиеся анализируют свой вклад в ход игры и оценивают степень реализованности собственной личностной цели. Квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. К примеру, критерии могут включать оценку: исследовательской и творческой работ, качества аргументации, оригинальности работы. Если квест представляет собой соревнование участников, продвигающихся по маршруту, то можно использовать баллы, ключи, шифры, фрагменты картинок. В заключение суммируется опыт, который был получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность обучающихся продолжить выбранное направление деятельности в дальнейшем.
Педагогом могут быть предложены следующие виды заданий для квестов:
- аналитическая задача – поиск и систематизация информации;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
- компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников;
- творческое задание в определенном жанре - создание стихотворения, песни, видеоролика;
- разгадывание головоломок, детективных и таинственных историй – выводы на основе противоречивых фактов;
- достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;
- оценка – обоснование определенной точки зрения;
- журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных источников.
Некоторые термины, используемые при проведении квеста: модератор - тот, кто контролирует выполнение заданий; квестер - игрок в один из видов квеста; код - буквенно-цифровая информация, которая служит для подтверждения прохождения задания и получения следующего; рейтинг - количественный показатель участия команды в игре на протяжении периода игры; сценарий - совокупность всех заданий, последовательность решений которых определяется в ходе прохождения уровней игры.
В ходе работы обучающихся над квестами формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное самоопределение; нравственно – этическое оценивание приёмов и способов деятельности, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД, обеспечивающие организацию обучающимся своей деятельности: целеполагание, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование, контроль и коррекция – внесение необходимых изменений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка и саморегуляция как способность к мобилизации сил и волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; грамотное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося.
Список источников:
Краснопеева Н.А. Проект «Внедрение интерактивных форм и методов организации УВП»http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/12/proekt-vnedrenie-interaktivnykh - form-i-metodov-organizatsii-uvp
Трошкина Т.Н. «Интерактивные технологии обучения» http://festival.1september.ru/articles/417553/
Лукьяненко Ю. В. «Технология квеста» http://www.docme.ru/doc/126583/tehnologiya-veb-kvesta
Шахова Е.А. Мастер-класс «Использование технологии веб-квеста» http://infourok.ru/master-klass_ispolzovanie_tehnologii_web-kvest_v_urochnoy_i_ vneurochnoy _deyatelnosti-491244.htm
Афанасьева Л.О. и др. «Система занятий по формированию информационной культуры учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии» http://project.457spb.ru/DswMedia/stat-yaosistemezanyatiy2-4kvest.pdf
Сведения об авторах:
Горнеева Оксана Дмитриевна, учитель информатики и математики первой квалификационной категории МБОУ лицея № 21 города Кузнецка.
Николайчук Светлана Дмитриевна, ст. преподаватель первой квалификационной категории КИИУТ города Кузнецка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Учебно-исследовательская деятельность учащихся считается важнейшей функцией обучения – воспитание у учащихся положительного отношения к знаниям, развитие познавательных потребностей. Она включает в ...
Применение интерактивных технологий на уроках химии
Статья посвящена вопросам необходимого внедрения интерактивных технологий на уроках химии. Проанализированны некоторые продукты данных технологий, призванных обеспечить доступность, непрерывность и вы...
Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий
Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....
Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"
Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...
Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....
Применение интерактивных технологий на уроках ОБЖ
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделиров...
Презентация "Применение интерактивных технологий для развития навыков самостоятельной деятельности студентов"
Представлен материал презентации для проведения мастер-класса...