Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мы-патриоты"
рабочая программа

Анисимова Валерия Вадимовна

Дополнительная общеобразовательная программа «Мы - патриоты» является программой гражданско-патриотической направленности. 

Программа включает в себя такие подразделы: первая медицинская помощь, туризм, дорога без опасности, общая физическая и строевая подготовка, история вооруженных сил РФ, пожарная безопасность и огневая подготовка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРЦЕВСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора по ВР_________Е.В. Козырева

29  августа 2020 года

Утверждено

Директор школы __________И.Л. Саленкова

Приказ  № 122 от 30 августа 2020 года

Возраст обучающихся: 8 - 18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

            Анисимова Валерия Вадимовна,

 учитель истории и обществознания

г. Ярцево, 2021 год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Учебный план……………………………………………………………....8
  3. Методическое обеспечение программы…………………………………25
  4. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе …………………………………………...26
  5. Методический материал………………………………………………….34
  6. Глоссарий………………………………………………………………….38
  7. Список используемой литературы………………………………………41

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мы - патриоты» является программой гражданско-патриотической направленности.

Программа включает в себя такие подразделы: первая медицинская помощь, туризм, дорога без опасности, общая физическая и строевая подготовка, история вооруженных сил РФ, пожарная безопасность и огневая подготовка.

Новизна программы

В современных условиях развития Государства дополнительное образование должно создавать предпосылки для формирования сознательного гражданина, развития у подростков и молодежи мировоззренческих позиций и патриотизма. Анализ практики работы учреждений дополнительного образования свидетельствует, что в патриотическом воспитании есть нерешенные проблемы. Снижает эффективность работы учебных заведений однообразие форм, лишнее копирование школьной практики, отсутствие интереса к введению инноваций в процесс воспитания. Подростки не привлекаются к активно-творческой патриотической деятельности, не учитываются их возрастные особенности. Имеющаяся бессистемность в организационно-педагогических действиях приводит к отсутствию целостного процесса патриотического воспитания.

Актуальность программы

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность

Сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры, а также содействие общественной активной жизненной позиции воспитанников, психологической и физической готовности к добровольному поступления на государственную, военную службу и образцовое выполнение служебных обязанностей.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания, направленного на становление и развитие личности.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

  1. Сформировать у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
  2. Получить знаний в области военной службы и гражданской обороны.
  3. Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
  4. Повысить уровень толерантности.
  5. Изучить историю и культуру Отечества и родного края.
  6. Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
  7. Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.

Отличительные особенности

 Программа, созданная педагогом по его собственному замыслу с учетом опыт, видения проблемы и путей ее решения.

Основным отличием от типовой программы является введение разделов «история вооруженных сил РФ», «первая медицинская помощь», «пожарная безопасность» и др. Сочетание таких форм работы как составление планов, проведение уроков патриотической направленности, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, полная и неполная сборка и разборка автомата.

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.

Режим занятий – 3 раза в неделю, понедельник и пятница – 2 часа, среда – 1 час. Всего 170 часов.

Формы организации образовательного процесса: очная.

Содержанием программы «Мы - патриоты» предусмотрены следующие виды занятий: лекции, практические занятия, круглые столы, занятия-экскурсии, занятия-игры.

Срок освоения программы определяется содержанием программы, обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и составляет 34 недели (один учебный год).

Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Мы - патриоты» (универсальные учебные действия)

Личностные результаты:

  • соблюдать дисциплину;
  • выполнять правила внутреннего распорядка;
  • осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива;
  • способность  к самооценке своих действий и поступков;
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
  • усвоить гуманистические, демократически и традиционные ценности многонационального российского общества;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • принять чувство ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Регулятивные УУД

  • уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
  • выстраивать последовательность необходимых операций;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

        Познавательные УУД

  • выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь работать с информацией.

Коммуникативные УУД

  • уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
  • работать индивидуально и в группе;
  • сознавать ответственность за общее дело;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;
  • умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • умение выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной общеобразовательной программы

        Наблюдение, опрос, практические задания, индивидуальные задания, тестирование, участие в конкурсах, участие в мероприятиях разного уровня.

Система отслеживания и оценивания результатов

Промежуточный контроль осуществляется с использованием следующих форм: практическая работа, беседа, тестирование, опрос.

При оценке результативности освоения учащимися образовательной программы учитывается их участие в конкурсах, чемпионатах, военно-спортивных играх, квестах.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Первая медицинская помощь

26

14

12

Опрос, тестирование, практическая работа

2

Туризм

14

8

6

Практическая работа, наблюдение, военно-спортивная игра

3

Дорога без опасности

23

18

5

Практическая работа, опрос, тестирование, конкурс

4

Общая физическая и строевая подготовка

68

-

68

Практическая работа, тестирование, конкурс

5

История вооруженных сил РФ

20

20

-

Опрос, тестирование

6

Пожарная безопасность

9

6

3

Практическая работа, конкурс, опрос, тестирование

7

Огневая подготовка

8

4

4

Практическая работа, опрос, тестирование

Итого

168

70

98

Содержание учебного плана

I Введение. Первая медицинская помощь (26 часов)

1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы (1 ч.).

2. Личная  и общественная гигиена (2 ч.).

Практическое занятие: Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях (2 ч.).

3. Понятие раны. Виды ран (1 ч.).

Практическое занятие: Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения (2 ч.).

  1. Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила (2 ч.).

Практическое занятие: Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них (1 ч.).

Практическое занятие: Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах (2 ч.).

Практическое занятие: Понятие  о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств (2 ч.).

Практическое занятие: Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь  при них (1 ч.).

  1. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током (2 ч.).

Практическое занятие: Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания (2 ч.).

  1. Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения (1 ч.).
  2. Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них (2 ч.).
  3. Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности (2 ч.).
  4. Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы (1 ч.).

II Туризм (14 часов)

  1. Ориентирование на местности без карты (2 ч.).
  2. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний (2 ч.).

Практическое занятие: Движение по азимуту (1 ч.).

Практическое занятие: Составление схемы местности и нанесение цели на схему (2 ч.).

Практическое занятие: Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа (2 ч.).

Практическое занятие: Измерение расстояния различными способами (1 ч.).

  1. Организация движения по азимуту (2 ч.).
  2. Туристическое снаряжение (2 ч.).

III Дорога без опасности (23 часов)

  1. История и развитие Правил дорожного движения (1 ч.).
  2.  Из истории ЮИД (2 ч.).
  3. ПДД. Общие положения (2 ч.).

Практическое занятие: Дорога, её элементы и правила поведения на дороге (1 ч.).

  1. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей (2 ч.).
  2. Назначение трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек (2 ч.).
  3. Обязанности пешеходов, пассажиров и велосипедистов (1 ч.).

Практическое занятие: Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки (2 ч.).

  1. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение (2 ч.).
  2. Движение через Ж/Д пути (1 ч.).
  3. ДТП. Причины ДТП (2 ч.).
  4.  Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД (2 ч.).
  5.  Правила движения велосипедистов (1 ч.).

Практическое занятие: Фигурное вождение велосипеда (2 ч.).

IV Общая физическая подготовка и строевая подготовка (68 часа)

Практическое занятие: Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой» (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию) (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий (1 ч).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис  на согнутых руках (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями (1 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции (2 ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП (2ч.).

Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП (1 ч.).

V История вооруженных сил РФ (20 часов)

  1. Развитие армии России в XVII - XIX вв. Военная реформа Петра 1 (2 ч.).
  2. Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение (2 ч.).
  3. Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы (1 ч.).
  4. Организационная структура ВС (2 ч.).
  5. Виды вооруженных сил (2 ч.).
  6. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России (1 ч.).
  7. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота (2 ч.).
  8. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы (2 ч.).
  9. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе (1 ч.).
  10.  Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники (2 ч.).
  11.  Полководцы и герои (2 ч.).
  12.  Военные профессии (1 ч.).

VI Пожарная безопасность (9 часов)

  1. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.).
  2. От чего происходят пожары (2 ч.).

Практическое занятие: Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности (1 ч.).

  1. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование  (2 ч.).

Практическое занятие: Надевание «боёвки» - боевой одежды (2 ч.).

VII Огневая подготовка (8 часов)

  1. Боевые характеристики и устройство автомата Калашникова (1 ч.).

Практическое занятие: Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова (2 ч.).

  1. Меры безопасности при ведении огня из автомата Калашникова (2 ч.).
  2. Гранаты Ф-1 и РГД-5: назначение, устройство, правила метания (1 ч.).

Практическое занятие: Метание гранат на дальность и точность (2 ч.).

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Сентябрь

15.30

Беседа

1

Введение в дополнительную общеобразовательную программу

Юнармейская комната

Наблюдение

15.30

Лекция

2

Личная  и общественная гигиена

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

2

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Понятие раны. Виды ран

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Практическое занятие

2

Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Практическое занятие

1

Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Понятие  о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь  при них

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

2

Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция, беседа

1

Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения

Юнармейская комната

Опрос

2.

Октябрь

15.30

Лекция

2

Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Лекция

2

Ориентирование на местности без карты

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

1

Движение по азимуту

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Составление схемы местности и нанесение цели на схему

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Измерение расстояния различными способами

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Организация движения по азимуту

Юнармейская комната

Опрос, военно-спортивная игра

15.30

Лекция, беседа

2

Туристическое снаряжение

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

История и развитие Правил дорожного движения аналитического жанра

Юнармейская комната

Опрос

3.

Ноябрь

15.30

Лекция

2

Из истории ЮИД

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция, беседа

2

ПДД. Общие положения

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Практическое занятие

1

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Лекция

2

Назначение трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Лекция

1

Обязанности пешеходов, пассажиров и велосипедистов

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

2

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Движение через Ж/Д пути

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция, беседа

2

ДТП. Причины ДТП

Юнармейская комната

Опрос

4.

Декабрь

15.30

Лекция

2

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция, беседа

1

Правила движения велосипедистов

Юнармейская комната

Конкурс

15.30

Практическое занятие

2

Фигурное вождение велосипеда

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой»

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств

Юнармейская комната

Практическая работа

5.

Январь

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию)

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка

Юнармейская комната

Практическая работа

6.

Февраль

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис  на согнутых руках

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх.

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах

Юнармейская комната

Практическая работа

7.

Март

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Практическое занятие

1

Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа

8.

Апрель

15.30

Практическое занятие

2

Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП

Юнармейская комната

Практическая работа, конкурс

15.30

Лекция

2

Развитие армии России в XVII - XIX вв. Военная реформа Петра 1сообщений

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Лекция, беседа

2

Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы

МБУ «Молодежный центр»

Опрос

15.30

Лекция

2

Организационная структура ВС

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Виды вооруженных сил

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Лекция, беседа

2

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.

Юнармейская комната

Тестирование

9.

Май

15.30

Лекция

2

Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

1

Полководцы и герои

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Беседа

2

Военные профессии

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Беседа

1

От чего происходят пожары

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

2

Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности

Юнармейская комната

Практическая работа, конкурс

15.30

Занятие-экскурсия

2

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

Пожарно-спасательная часть №19

Опрос,

15.30

Практическое занятие

1

Надевание «боёвки» - боевой одежды

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция

2

Боевые характеристики и устройство автомата Калашникова

Юнармейская комната

Тестирование

15.30

Практическое занятие

2

Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова

Юнармейская комната

Практическая работа

15.30

Лекция, беседа

1

Меры безопасности при ведении огня из автомата Калашникова

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Лекция

2

Гранаты Ф-1 и РГД-5: назначение, устройство, правила метания

Юнармейская комната

Опрос

15.30

Практическое занятие

2

Метание гранат на дальность и точность

Юнармейская комната

Практическая работа

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Введение. Первая медицинская помощь

Теоретические, практические занятия.

Лекция, беседа, практическое занятие

Инструктажи, памятки для обучающихся, аптечка, тренажер – манекен «Александр»

Опрос, тестирование, практическая работа

2

Туризм

Теоретические, практические занятия, занятие-игра

Лекция, беседа, практическое занятие

Мультимедийная презентация, географическая карта, кампус, туристическое снаряжение

Практическая работа, наблюдение, военно-спортивная игра

3

Дорога без опасности

Теоретические, практические занятия

Лекция, беседа, практическое занятие

Мультимедийная презентация, пособие по правилам дорожного движения, макеты по изучению правил дорожного движения

Опрос, тестирование, практическая работа, конкурс

4

Общая физическая подготовка и строевая подготовка

Практические занятия

Практические занятия

Спортивный инвентарь

Практическая работа, конкурс

5

История вооруженных сил РФ

Теоретические занятия

Лекция, беседы, занятие - экскурсия

Мультимедийная презентация, календарь воинской славы

Опрос, тестирование

6

Пожарная безопасность

Теоретические, практические занятия

Лекция, занятие – экскурсия, практическое занятие

Боевая одежда

Практическая работа, конкурс, опрос, тестирование

7

Огневая подготовка

Теоретические, практические занятия

Лекция, практическое занятие

Макет автомата Калашникова, макеты учебно-тренировочных гранат Ф-1, РГД-5

Тестирование, опрос, практическая работа

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

Предметные результаты

  1. Теоретическая подготовка ребёнка.
  1. Теоретические знания

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

  1. Владение терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

5

10

Собеседование

  1. Практическая подготовка ребёнка.

2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

1

5

10

Контрольное задание

2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

5

10

Контрольное задание

  1. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

Контрольное задание

Метапредметные результаты

  1. Учебно-интеллектуальные умения.

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Анализ исследовательской работы

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Анализ исследовательской работы

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Анализ исследовательской работы

  1. Учебно-коммуникативные умения.

2.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Наблюдение, опрос

2.2 Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Круглый стол

2.3 Умение участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в

построении доказательств

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Круглый стол

  1. Учебно-организационные умения.

3.1 Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

1

5

10

Наблюдение

3.2 Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень
  • средний уровень
  • максимальный уровень

1

5

10

Наблюдение

Личностные результаты

  1. Формирование контрольно-оценочной деятельности
  • Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности
  • минимальный уровень
  • средний уровень
  • максимальный уровень

1

5

10

Методика «Кто я?»

«Лесенка» (В.Г. Щур)

Рефлексивная самооценка учебной деятельности (М.Кун)

  1. Мотивация учебной деятельности
  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний
  • минимальный уровень
  • средний уровень
  • максимальный уровень

1

5

10

Опросник мотивации (Р.И. Бардина).

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

  1. Психологический комфорт обучающегося
  • Благоприятный психологический климат на занятиях.
  • Учащийся чувствует себя свободно, проявляет инициативу.
  • минимальный уровень
  • средний уровень
  • максимальный уровень

1

5

10

Тест Люшера

Графические тесты

  1. Формирование нравственных ценностей
  • Различие основных нравственных понятий.
  • Готовность поступать в соответствии с правилами поведения.
  • минимальный уровень
  • средний уровень
  • максимальный уровень

1

5

10

Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю).

Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов)

Дидактический материал

  1. Велинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. “Государственные символы России”, СПб.: Специальная литература, 2010 год.
  2. Верткин, А. Л. Скорая медицинская помощь: руководство / А. Л. Верткин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 400 с. : ил.
  3. Военная топография : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.А. Софронова, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2017 – 164 с. – (Военная подготовка)
  4. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал “Основы государства и права”. 2007. № 2.
  5. Демичев, С. В. Первая помощь при травмах и заболеваниях: учеб. пособие / С. В. Демичев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 160 с. : ил.
  6. Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002Розенталь Д. Русский язык. М.,2015.
  7. Методические пособия по правилам дорожного движения.
  8. Мультимедийные презентации по темам и разделам программы.
  9. Организация деятельности дружин юных пожарных: инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и кураторов дружин юных пожарных. Мельник О.Е., Голубев А.М., Макаров А.В., Мельник А.А., Зобков Д.В., Нестругин А.Н. –Железногорск: СибПСА ГПС МЧС России, 2017.
  10.  Строевая подготовка : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2019 – 344 с. – (Военная подготовка)

Методический материал

Особенность программы «Мы - патриоты» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка, с учетом использования различных материалов и технологий. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов.

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

- объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций);

- проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта, индукция – дедукция);

- исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа).

Принципы обучения по программе:

  • Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
  • Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения.
  • Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и учащихся на объективном единстве целей.
  • Принцип поддержки и одобрения учащихся. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку.
  • Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы.
  • Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого учащегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.

Программа строится на следующих принципах обучения:

  • принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
  • принцип доступности обучения и посильности труда;
  • принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
  • принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
  • принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
  • принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
  • принцип научности;
  • принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности обучаемых;
  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
  • принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Основные методы реализации программы:

Словесные методы включают в себя:

- объяснение основных теоретических аспектов, связанных с формированием у обучающихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности;

- рассказ об истории возникновения силовых структур РФ.

Демонстрационные методы:

- использование макетов;

- показ мультимедийных презентаций по темам программы.

Метод сотворчества:

- совместное приобретение практических навыков;

- закрепление знаний при самостоятельной работе;

- отработка умений и навыков.

Форма занятий.

Занятия организуются с учетом количества детей. При реализации программы используются следующие формы занятий:

Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях учащиеся занимаются изучением базовых аспектов, анализируют, составляют тезисы, конспекты.

Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую оригинальную и интересную работу.

А также широко используются: практические занятия, экскурсии, обсуждение, конкурс, опыт - постановка, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций.

Желательно соблюдать следующие условия:

  • Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятия. Излишне большое помещение может вызвать чувство потерянности, нарушать атмосферу доверительности.
  • В распоряжении учащихся должны быть удобные столы и стулья, чтобы обеспечить рабочее место каждому ребенку.
  • Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен, так как работа на занятиях требует определенных зрительных усилий.
  • В помещении для занятий желательно иметь поверхность для закрепления плакатов (стенды), шкаф для наглядных принадлежностей. Методических пособий.
  • В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов и инструментов для работы, а также сейф для хранения макетов.

Возрастные особенности учащихся

В реализации программы участвуют ребята в возрасте 8-18 лет. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры.

Педагогический контроль

Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

-текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль;

-промежуточный контроль: тестирование, выполнение практических работ;

-итоговый контроль: участие в мероприятиях различных уровней.

Глоссарий

А́зимут - угол между плоскостью истинного меридиана места наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый предмет.

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства

человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Первая помощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.

План-карта  - схема расположения мест.

Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.

Правила дорожного движения (ПДД) — это основной документ, регулирующий дорожное движение на всей территории Российской Федерации.

Список источников информации для учащихся

  1. Бостанджогло, М. М. Воспитательный потенциал детского туризма / М. М. Бостанджогло, М. И. Рожков // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 23-28.
  2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Режим доступа https://yunarmy.ru/ 
  3. Огневая подготовка : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.А. Родионов, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2018 – 216 с.
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации. ПДД и знаки / РГ-Пресс, 2020 г. - 80 с.
  5. Справочник по неотложной медицинской помощи / Сост. В. И. Бородулин. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 560 с.: ил. — (Современная медицина).
  6. Статьи по теме «Великая Отечественна война». Режим доступа https://kulturologia.ru/blogs/tags/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF%20%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF%20%E2%EE%E9%ED%E0/ 
  7. Энциклопедия для детей / гл. ред. А. Голосовская. – Москва: Мир энциклопедий Аванта: Астрель. – 1995. Т. 42 : Великая Отечественная война. – 2011. – 638 с.

Список источников информации для педагога

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1--2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. -- 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2011
  2. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2015. - № 6. - С. 3-81.
  3. Военный энциклопедический словарь: Министерство обороны Российской Федерации. Режим доступа https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/list.htm 
  4. Дни воинской славы России / Консультант Плюс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/3feb1245faf81ce70430c9dd8881c3d79394a3f2/ 
  5. Корытько, В. Единство духовного, нравственного и патриотического воспитания / В. Корытько // Духовно-нравственное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 49-56.
  6. ПДД 2021. Режим доступа http://www.pdd24.com/ 
  7. Пожарная техника. Пожарные машины. Устройство и применение. Учебное пособие. Книга 2 - Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А.-2007.
  8. Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание – основа ценностной ориентации современной молодёжи. М.: ЦГЛ. - 2013.
  9. Сафронова, Е. М. О целостном характере оценки качества патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Е. М. Сафронов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013 . - № 6. - С. 3-8
  10.  Словарь военных терминов / сост. А. Плехов. Режим доступа https://rus-military-terms-dict.slovaronline.com/ 
  11.  Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
  12.  Уроки безопасности и уроки без опасности /И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006.- №9.- Статьи
  13.   Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. - М. : Сфера, 2011. - 80 с. : ил. - (Вместе с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....