Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мы-патриоты"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа «Мы - патриоты» является программой гражданско-патриотической направленности.
Программа включает в себя такие подразделы: первая медицинская помощь, туризм, дорога без опасности, общая физическая и строевая подготовка, история вооруженных сил РФ, пожарная безопасность и огневая подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komitet_po_obrazovaniyu_i_molodezhnoy_politike_administratsii_munitsipalnogo_obrazovaniya.docx | 121.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРЦЕВСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора по ВР_________Е.В. Козырева 29 августа 2020 года | Утверждено Директор школы __________И.Л. Саленкова Приказ № 122 от 30 августа 2020 года |
Возраст обучающихся: 8 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Анисимова Валерия Вадимовна,
учитель истории и обществознания
г. Ярцево, 2021 год
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Учебный план……………………………………………………………....8
- Методическое обеспечение программы…………………………………25
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе …………………………………………...26
- Методический материал………………………………………………….34
- Глоссарий………………………………………………………………….38
- Список используемой литературы………………………………………41
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мы - патриоты» является программой гражданско-патриотической направленности.
Программа включает в себя такие подразделы: первая медицинская помощь, туризм, дорога без опасности, общая физическая и строевая подготовка, история вооруженных сил РФ, пожарная безопасность и огневая подготовка.
Новизна программы
В современных условиях развития Государства дополнительное образование должно создавать предпосылки для формирования сознательного гражданина, развития у подростков и молодежи мировоззренческих позиций и патриотизма. Анализ практики работы учреждений дополнительного образования свидетельствует, что в патриотическом воспитании есть нерешенные проблемы. Снижает эффективность работы учебных заведений однообразие форм, лишнее копирование школьной практики, отсутствие интереса к введению инноваций в процесс воспитания. Подростки не привлекаются к активно-творческой патриотической деятельности, не учитываются их возрастные особенности. Имеющаяся бессистемность в организационно-педагогических действиях приводит к отсутствию целостного процесса патриотического воспитания.
Актуальность программы
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность
Сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры, а также содействие общественной активной жизненной позиции воспитанников, психологической и физической готовности к добровольному поступления на государственную, военную службу и образцовое выполнение служебных обязанностей.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания, направленного на становление и развитие личности.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
- Сформировать у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
- Получить знаний в области военной службы и гражданской обороны.
- Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- Повысить уровень толерантности.
- Изучить историю и культуру Отечества и родного края.
- Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
- Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.
Отличительные особенности
Программа, созданная педагогом по его собственному замыслу с учетом опыт, видения проблемы и путей ее решения.
Основным отличием от типовой программы является введение разделов «история вооруженных сил РФ», «первая медицинская помощь», «пожарная безопасность» и др. Сочетание таких форм работы как составление планов, проведение уроков патриотической направленности, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, полная и неполная сборка и разборка автомата.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Режим занятий – 3 раза в неделю, понедельник и пятница – 2 часа, среда – 1 час. Всего 170 часов.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Содержанием программы «Мы - патриоты» предусмотрены следующие виды занятий: лекции, практические занятия, круглые столы, занятия-экскурсии, занятия-игры.
Срок освоения программы определяется содержанием программы, обеспечивает возможность достижения планируемых результатов и составляет 34 недели (один учебный год).
Планируемые результаты освоения учащимися программы
«Мы - патриоты» (универсальные учебные действия)
Личностные результаты:
- соблюдать дисциплину;
- выполнять правила внутреннего распорядка;
- осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива;
- способность к самооценке своих действий и поступков;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
- усвоить гуманистические, демократически и традиционные ценности многонационального российского общества;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- принять чувство ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- выстраивать последовательность необходимых операций;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Познавательные УУД
- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь работать с информацией.
Коммуникативные УУД
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
- работать индивидуально и в группе;
- сознавать ответственность за общее дело;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;
- умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- умение выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Наблюдение, опрос, практические задания, индивидуальные задания, тестирование, участие в конкурсах, участие в мероприятиях разного уровня.
Система отслеживания и оценивания результатов
Промежуточный контроль осуществляется с использованием следующих форм: практическая работа, беседа, тестирование, опрос.
При оценке результативности освоения учащимися образовательной программы учитывается их участие в конкурсах, чемпионатах, военно-спортивных играх, квестах.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Первая медицинская помощь | 26 | 14 | 12 | Опрос, тестирование, практическая работа |
2 | Туризм | 14 | 8 | 6 | Практическая работа, наблюдение, военно-спортивная игра |
3 | Дорога без опасности | 23 | 18 | 5 | Практическая работа, опрос, тестирование, конкурс |
4 | Общая физическая и строевая подготовка | 68 | - | 68 | Практическая работа, тестирование, конкурс |
5 | История вооруженных сил РФ | 20 | 20 | - | Опрос, тестирование |
6 | Пожарная безопасность | 9 | 6 | 3 | Практическая работа, конкурс, опрос, тестирование |
7 | Огневая подготовка | 8 | 4 | 4 | Практическая работа, опрос, тестирование |
Итого | 168 | 70 | 98 |
Содержание учебного плана
I Введение. Первая медицинская помощь (26 часов)
1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы (1 ч.).
2. Личная и общественная гигиена (2 ч.).
Практическое занятие: Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях (2 ч.).
3. Понятие раны. Виды ран (1 ч.).
Практическое занятие: Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения (2 ч.).
- Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила (2 ч.).
Практическое занятие: Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них (1 ч.).
Практическое занятие: Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах (2 ч.).
Практическое занятие: Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств (2 ч.).
Практическое занятие: Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них (1 ч.).
- Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током (2 ч.).
Практическое занятие: Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания (2 ч.).
- Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения (1 ч.).
- Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них (2 ч.).
- Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности (2 ч.).
- Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы (1 ч.).
II Туризм (14 часов)
- Ориентирование на местности без карты (2 ч.).
- Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний (2 ч.).
Практическое занятие: Движение по азимуту (1 ч.).
Практическое занятие: Составление схемы местности и нанесение цели на схему (2 ч.).
Практическое занятие: Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа (2 ч.).
Практическое занятие: Измерение расстояния различными способами (1 ч.).
- Организация движения по азимуту (2 ч.).
- Туристическое снаряжение (2 ч.).
III Дорога без опасности (23 часов)
- История и развитие Правил дорожного движения (1 ч.).
- Из истории ЮИД (2 ч.).
- ПДД. Общие положения (2 ч.).
Практическое занятие: Дорога, её элементы и правила поведения на дороге (1 ч.).
- Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей (2 ч.).
- Назначение трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек (2 ч.).
- Обязанности пешеходов, пассажиров и велосипедистов (1 ч.).
Практическое занятие: Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки (2 ч.).
- Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение (2 ч.).
- Движение через Ж/Д пути (1 ч.).
- ДТП. Причины ДТП (2 ч.).
- Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД (2 ч.).
- Правила движения велосипедистов (1 ч.).
Практическое занятие: Фигурное вождение велосипеда (2 ч.).
IV Общая физическая подготовка и строевая подготовка (68 часа)
Практическое занятие: Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой» (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию) (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий (1 ч).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями (1 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции (2 ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП (2ч.).
Практическое занятие: Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП (1 ч.).
V История вооруженных сил РФ (20 часов)
- Развитие армии России в XVII - XIX вв. Военная реформа Петра 1 (2 ч.).
- Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение (2 ч.).
- Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы (1 ч.).
- Организационная структура ВС (2 ч.).
- Виды вооруженных сил (2 ч.).
- Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России (1 ч.).
- Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота (2 ч.).
- Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы (2 ч.).
- Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе (1 ч.).
- Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники (2 ч.).
- Полководцы и герои (2 ч.).
- Военные профессии (1 ч.).
VI Пожарная безопасность (9 часов)
- Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.).
- От чего происходят пожары (2 ч.).
Практическое занятие: Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности (1 ч.).
- Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (2 ч.).
Практическое занятие: Надевание «боёвки» - боевой одежды (2 ч.).
VII Огневая подготовка (8 часов)
- Боевые характеристики и устройство автомата Калашникова (1 ч.).
Практическое занятие: Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова (2 ч.).
- Меры безопасности при ведении огня из автомата Калашникова (2 ч.).
- Гранаты Ф-1 и РГД-5: назначение, устройство, правила метания (1 ч.).
Практическое занятие: Метание гранат на дальность и точность (2 ч.).
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 15.30 | Беседа | 1 | Введение в дополнительную общеобразовательную программу | Юнармейская комната | Наблюдение |
15.30 | Лекция | 2 | Личная и общественная гигиена | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Понятие раны. Виды ран | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция, беседа | 1 | Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения | Юнармейская комната | Опрос | ||
2. | Октябрь | 15.30 | Лекция | 2 | Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них | Юнармейская комната | Опрос |
15.30 | Лекция | 2 | Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Лекция | 2 | Ориентирование на местности без карты | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Движение по азимуту | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Составление схемы местности и нанесение цели на схему | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Измерение расстояния различными способами | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Организация движения по азимуту | Юнармейская комната | Опрос, военно-спортивная игра | ||
15.30 | Лекция, беседа | 2 | Туристическое снаряжение | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | История и развитие Правил дорожного движения аналитического жанра | Юнармейская комната | Опрос | ||
3. | Ноябрь | 15.30 | Лекция | 2 | Из истории ЮИД | Юнармейская комната | Опрос |
15.30 | Лекция, беседа | 2 | ПДД. Общие положения | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Дорога, её элементы и правила поведения на дороге | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Лекция | 2 | Назначение трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Лекция | 1 | Обязанности пешеходов, пассажиров и велосипедистов | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Движение через Ж/Д пути | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция, беседа | 2 | ДТП. Причины ДТП | Юнармейская комната | Опрос | ||
4. | Декабрь | 15.30 | Лекция | 2 | Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД | Юнармейская комната | Опрос |
15.30 | Лекция, беседа | 1 | Правила движения велосипедистов | Юнармейская комната | Конкурс | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Фигурное вождение велосипеда | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой» | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
5. | Январь | 15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями | Юнармейская комната | Практическая работа |
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию) | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
6. | Февраль | 15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия | Юнармейская комната | Практическая работа |
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх. | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
7. | Март | 15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий | Юнармейская комната | Практическая работа |
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
8. | Апрель | 15.30 | Практическое занятие | 2 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП | Юнармейская комната | Практическая работа, конкурс |
15.30 | Лекция | 2 | Развитие армии России в XVII - XIX вв. Военная реформа Петра 1сообщений | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Лекция, беседа | 2 | Вооруженные силы РФ на современном этапе. Состояние ВС РФ, проведение военной реформы | МБУ «Молодежный центр» | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Организационная структура ВС | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Виды вооруженных сил | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Лекция, беседа | 2 | Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 1 | Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе. | Юнармейская комната | Тестирование | ||
9. | Май | 15.30 | Лекция | 2 | Военная присяга и ритуал приведения к ней. Вручение личному составу вооружения и военной техники | Юнармейская комната | Опрос |
15.30 | Лекция | 1 | Полководцы и герои | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Беседа | 2 | Военные профессии | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Беседа | 1 | От чего происходят пожары | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности | Юнармейская комната | Практическая работа, конкурс | ||
15.30 | Занятие-экскурсия | 2 | Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование | Пожарно-спасательная часть №19 | Опрос, | ||
15.30 | Практическое занятие | 1 | Надевание «боёвки» - боевой одежды | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция | 2 | Боевые характеристики и устройство автомата Калашникова | Юнармейская комната | Тестирование | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова | Юнармейская комната | Практическая работа | ||
15.30 | Лекция, беседа | 1 | Меры безопасности при ведении огня из автомата Калашникова | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Лекция | 2 | Гранаты Ф-1 и РГД-5: назначение, устройство, правила метания | Юнармейская комната | Опрос | ||
15.30 | Практическое занятие | 2 | Метание гранат на дальность и точность | Юнармейская комната | Практическая работа |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Первая медицинская помощь | Теоретические, практические занятия. | Лекция, беседа, практическое занятие | Инструктажи, памятки для обучающихся, аптечка, тренажер – манекен «Александр» | Опрос, тестирование, практическая работа |
2 | Туризм | Теоретические, практические занятия, занятие-игра | Лекция, беседа, практическое занятие | Мультимедийная презентация, географическая карта, кампус, туристическое снаряжение | Практическая работа, наблюдение, военно-спортивная игра |
3 | Дорога без опасности | Теоретические, практические занятия | Лекция, беседа, практическое занятие | Мультимедийная презентация, пособие по правилам дорожного движения, макеты по изучению правил дорожного движения | Опрос, тестирование, практическая работа, конкурс |
4 | Общая физическая подготовка и строевая подготовка | Практические занятия | Практические занятия | Спортивный инвентарь | Практическая работа, конкурс |
5 | История вооруженных сил РФ | Теоретические занятия | Лекция, беседы, занятие - экскурсия | Мультимедийная презентация, календарь воинской славы | Опрос, тестирование |
6 | Пожарная безопасность | Теоретические, практические занятия | Лекция, занятие – экскурсия, практическое занятие | Боевая одежда | Практическая работа, конкурс, опрос, тестирование |
7 | Огневая подготовка | Теоретические, практические занятия | Лекция, практическое занятие | Макет автомата Калашникова, макеты учебно-тренировочных гранат Ф-1, РГД-5 | Тестирование, опрос, практическая работа |
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
Предметные результаты | ||||
| Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
| 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
| Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 5 10 | Собеседование |
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 1 5 10 | Контрольное задание |
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
| 1 5 10 | Контрольное задание |
| Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 | Контрольное задание |
Метапредметные результаты | ||||
1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Анализ исследовательской работы |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Анализ исследовательской работы |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Анализ исследовательской работы |
2.1 Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Наблюдение, опрос |
2.2 Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Круглый стол |
2.3 Умение участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Круглый стол |
3.1 Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
испытывает особых затруднений). | 1 5 10 | Наблюдение |
3.2 Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 5 10 | Наблюдение |
Личностные результаты | ||||
|
|
| 1 5 10 | Методика «Кто я?» «Лесенка» (В.Г. Щур) Рефлексивная самооценка учебной деятельности (М.Кун) |
|
|
| 1 5 10 | Опросник мотивации (Р.И. Бардина). Рефлексивная самооценка учебной деятельности. |
|
|
| 1 5 10 | Тест Люшера Графические тесты |
|
|
| 1 5 10 | Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю). Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов) |
Дидактический материал
- Велинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. “Государственные символы России”, СПб.: Специальная литература, 2010 год.
- Верткин, А. Л. Скорая медицинская помощь: руководство / А. Л. Верткин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 400 с. : ил.
- Военная топография : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.А. Софронова, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2017 – 164 с. – (Военная подготовка)
- Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал “Основы государства и права”. 2007. № 2.
- Демичев, С. В. Первая помощь при травмах и заболеваниях: учеб. пособие / С. В. Демичев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 160 с. : ил.
- Конопович Б.Г. Я – гражданин России. Учебное пособие. Воронеж, 2002Розенталь Д. Русский язык. М.,2015.
- Методические пособия по правилам дорожного движения.
- Мультимедийные презентации по темам и разделам программы.
- Организация деятельности дружин юных пожарных: инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и кураторов дружин юных пожарных. Мельник О.Е., Голубев А.М., Макаров А.В., Мельник А.А., Зобков Д.В., Нестругин А.Н. –Железногорск: СибПСА ГПС МЧС России, 2017.
- Строевая подготовка : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2019 – 344 с. – (Военная подготовка)
Методический материал
Особенность программы «Мы - патриоты» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка, с учетом использования различных материалов и технологий. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
- объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций);
- проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта, индукция – дедукция);
- исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа).
Принципы обучения по программе:
- Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
- Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения.
- Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и учащихся на объективном единстве целей.
- Принцип поддержки и одобрения учащихся. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку.
- Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы.
- Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого учащегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип научности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности обучаемых;
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.
Основные методы реализации программы:
Словесные методы включают в себя:
- объяснение основных теоретических аспектов, связанных с формированием у обучающихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности;
- рассказ об истории возникновения силовых структур РФ.
Демонстрационные методы:
- использование макетов;
- показ мультимедийных презентаций по темам программы.
Метод сотворчества:
- совместное приобретение практических навыков;
- закрепление знаний при самостоятельной работе;
- отработка умений и навыков.
Форма занятий.
Занятия организуются с учетом количества детей. При реализации программы используются следующие формы занятий:
Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях учащиеся занимаются изучением базовых аспектов, анализируют, составляют тезисы, конспекты.
Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.
Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую оригинальную и интересную работу.
А также широко используются: практические занятия, экскурсии, обсуждение, конкурс, опыт - постановка, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций.
Желательно соблюдать следующие условия:
- Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятия. Излишне большое помещение может вызвать чувство потерянности, нарушать атмосферу доверительности.
- В распоряжении учащихся должны быть удобные столы и стулья, чтобы обеспечить рабочее место каждому ребенку.
- Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен, так как работа на занятиях требует определенных зрительных усилий.
- В помещении для занятий желательно иметь поверхность для закрепления плакатов (стенды), шкаф для наглядных принадлежностей. Методических пособий.
- В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов и инструментов для работы, а также сейф для хранения макетов.
Возрастные особенности учащихся
В реализации программы участвуют ребята в возрасте 8-18 лет. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме сформировать патриотические качества и сознание воспитанников, заложить в них основы и желание саморазвития как гражданина, готового самоотверженно развивать суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, знать и цивилизованно отстаивать свои гражданские права и исполнять обязанность, способствовать гражданскому миру и согласию в обществе, быть конкурентоспособным, успешно самореализоваться в социуме как семьянин, профессионал, носитель традиционной культуры.
Педагогический контроль
Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
-текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль;
-промежуточный контроль: тестирование, выполнение практических работ;
-итоговый контроль: участие в мероприятиях различных уровней.
Глоссарий
А́зимут - угол между плоскостью истинного меридиана места наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый предмет.
Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства
человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Первая помощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.
План-карта - схема расположения мест.
Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.
Правила дорожного движения (ПДД) — это основной документ, регулирующий дорожное движение на всей территории Российской Федерации.
Список источников информации для учащихся
- Бостанджогло, М. М. Воспитательный потенциал детского туризма / М. М. Бостанджогло, М. И. Рожков // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 23-28.
- Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Режим доступа https://yunarmy.ru/
- Огневая подготовка : учебное пособие / Л.С. Шельдешов, В.А. Родионов, В.В. Углянский. – Москва : КНОРУС, 2018 – 216 с.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. ПДД и знаки / РГ-Пресс, 2020 г. - 80 с.
- Справочник по неотложной медицинской помощи / Сост. В. И. Бородулин. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 560 с.: ил. — (Современная медицина).
- Статьи по теме «Великая Отечественна война». Режим доступа https://kulturologia.ru/blogs/tags/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF%20%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF%20%E2%EE%E9%ED%E0/
- Энциклопедия для детей / гл. ред. А. Голосовская. – Москва: Мир энциклопедий Аванта: Астрель. – 1995. Т. 42 : Великая Отечественная война. – 2011. – 638 с.
Список источников информации для педагога
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1--2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. -- 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2011
- Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2015. - № 6. - С. 3-81.
- Военный энциклопедический словарь: Министерство обороны Российской Федерации. Режим доступа https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/list.htm
- Дни воинской славы России / Консультант Плюс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/3feb1245faf81ce70430c9dd8881c3d79394a3f2/
- Корытько, В. Единство духовного, нравственного и патриотического воспитания / В. Корытько // Духовно-нравственное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 49-56.
- ПДД 2021. Режим доступа http://www.pdd24.com/
- Пожарная техника. Пожарные машины. Устройство и применение. Учебное пособие. Книга 2 - Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А.-2007.
- Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание – основа ценностной ориентации современной молодёжи. М.: ЦГЛ. - 2013.
- Сафронова, Е. М. О целостном характере оценки качества патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Е. М. Сафронов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013 . - № 6. - С. 3-8
- Словарь военных терминов / сост. А. Плехов. Режим доступа https://rus-military-terms-dict.slovaronline.com/
- Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
- Уроки безопасности и уроки без опасности /И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006.- №9.- Статьи
- Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. - М. : Сфера, 2011. - 80 с. : ил. - (Вместе с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»
Срок реализации: 1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"
Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....