Планирование по коррекции акустической дисграфии в 5 классе
рабочая программа (5 класс)
Планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logopedii_5-a_2021-2022.docx | 36.19 КБ |
rabochaya_programma_po_logopedii_5-a_2021-2022.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята | Утверждаю Директор ГБОУ школа № 487 |
Педагогическим советом | Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о |
протокол от 30.08.21г. № 1 | |
Председатель Педагогического совета школы | |
_________ Ю.Н. Кассихина | __________ Ю.Н. Кассихина Согласовано Совет родителей протокол от 31.08.2021г.№ 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий по коррекции письменной речи: акустической
дисграфии
5а класса
для обучающихся с задержкой психического развития
Составитель: учитель-логопед Ларина Е.Л.
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.
Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи. Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:
- в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
- логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
- необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
- максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
- содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
- с учетом особенностей детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
- необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
- в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
- несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, родителя.
Программа логопедических занятий составлена на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;
- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Срок реализации программы: 1 учебный год.
При реализации данной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
-укрупнения дидактических единиц;
-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
Цель: коррекция акустической дисграфии.
Задачи:
- формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
- формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
- формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
- формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
- формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
- формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Условия реализации программы
Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются: динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.
Содержание тем программы:
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- принцип «от простого к сложному»
- поэтапное формирование умственных действий
- опора на сохранные психические функции
Тематический план программы
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Диагностический этап | 4 |
2 | Основной (коррекционный) этап | 56 |
3 | Диагностический этап | 4 |
Всего | 64 |
Диагностический этап (сентябрь 2 недели)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
Основной (коррекционный) этап
Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.
Диагностический этап (май 2 недели)
Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
Предполагаемый результат
К концу курса учащиеся с задержкой психического развития должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- знать термины, используемые для обозначения основных понятий-речь, звук, буква, слово;
- уметь различать гласные и согласные звуки ;
- уметь различать твердые и мягкие согласные звуки, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- уметь различать звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости;
- понимать условно-графическую схему звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
- Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.
Дополнительная литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
- Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
- Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
- Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.
Оборудование и приборы: компьютер, магнитофон
Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам
5-а класс (64 часа)
Тема занятия | Решаемые проблемы. | часы | дата | |
I. Диагностический этап работы | ||||
1 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | 01.09 |
2 | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой | 1 | 06.09 |
3 | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения | 1 | 08.09 |
4 | Обследование письма. Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений письма. Выявить наличие нарушений чтения | 1 | 13.09 |
5 | Дифференциация гласных А - Я | Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания. | 1 | 15.09 |
6 | Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами. | 1 | 20.09 |
7 | Дифференциация гласных У – Ю. | Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей. | 1 | 22.09 |
8 | Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю. | Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи. | 1 | 27.09 |
9 | Дифференциация гласных О - Ё | Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц». | 1 | 29.09. |
10 | Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё | Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления. | 1 | 04.10 |
11 | Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О-Ё. Отгадывание кроссвордов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 06.10 |
12 | Дифференциация гласных Э-Е | Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | 11.10 |
13 | Твердые и мягкие согласные перед гласными Э-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. | 1 | 13.10 |
14 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей. | 1 | 18.10 |
15 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова) | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой. | 1 | 20.10 |
16 | Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. | Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия. | 1 | 08.11 |
17 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов. | 1 | 10.11 |
18 | Дифференциация звуков Б-Б`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости и мягкости изолированно, в слогах и словах. Развитие навыков словообразования. Закрепление навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, навыков работы с текстом. | 1 | 15.11 |
19 | Дифференциация звуков П-П`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости-мягкости изолированно, в слогах и словах, предложения, тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Профилактика оптических нарушений. Развитие логического мышления, связной речи (обучать составлению рассказа на заданную тему). Работа на уровне текста. Развитие зрительного восприятия. | 1 | 17.11 |
20 | Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и синтеза, логического мышления. Работа по предупреждению дизорфографии. | 1 | 22.11 |
21 | Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`. Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия. Согласование прилагательных с существительными. Формирование навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления. | 1 | 24.11 |
22 | Дифференциация звуков В-В`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей с согласными звуками В-В`. Сравнительная характеристика этих звуков. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, навыков фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительной координации, слухового внимания. Обогащение и уточнение словаря по теме «Море». | 1 | 29.11 |
23 | Дифференциация звуков Ф-Ф`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство с согласными звуками Ф-Ф`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Ф-Ф` изолированно, в слогах и в словах. Закрепление знаний о правописании собственных имен. Обогащение словаря детей, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков фонематического анализа. Работать с деформированным текстом. | 1 | 01.12 |
24 | Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`. Дифференциация изучаемых звуков в слогах, словах, сравнение звуков. Развитие логического мышления, навыков слогового анализа. Обогащение словаря. Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного восприятия. | 1 | 06.12 |
25 | Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф` Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления. | 1 | 08.12 |
26 | Дифференциация звуков Г-Г`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками Г-Г`, их характеристикой, нормой произношения. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости. Обогащение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Формирование навыков классифицирования, навыков работы с обобщениями. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. | 1 | 13.12 |
27 | Дифференциация звуков К-К`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками К-К`. Дифференциация звуков занятия, сравнительная характеристика. Обогащение словаря детей. Формирование навыков грамматического оформления предложений, навыков языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи, логического мышления, фонематического слуха и восприятия. | 1 | 15.12 |
28 | Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, произношение и навыки различения звуков К-К`, Г-Г` изолированно в слогах, в словах. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие внимания , логического мышления. | 1 | 20.12 |
29 | Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте | Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, правильного произношения и различения звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, внимания, логического мышления, связной речи. | 1 | 22.12 |
30 | Дифференциация звуков К-К`, Х-Х`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков К-К`, Х-Х` в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Составление словосочетаний и предложений. Закрепление норм орфографии. Работа над развитием связной речи. Развитие внимания, логического мышления. | 1 | 27.12 |
31 | Дифференциация звуков Д-Д`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство с характеристиками звуков Д-Д`. Дифференциация звуков Д-Д` в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звука с символом и буквой. Формирование навыков слогового анализа. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Употреблении предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Составление схем предложений. Формирование навыков употребления слов-антонимов. Развитие слухового внимания, восприятия, памяти. | 1 | 10.01 |
32 | Дифференциация звуков Т-Т`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками Т-Т`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах и в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря детей. Развитие слуховых дифференцировок. Обучение грамматическому оформлению предложений. Восстановление рассказа по предложенному плану. Развитие зрительного и слухового восприятия. | 1 | 12.01 |
33 | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знания о звуках Д-Д`, Т-Т`. Дифференциация звуков, изучаемых на занятии. Обогащение словаря детей, развитие навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление знаний языковых норм. Развитие связной речи, высших психических процессов. | 1 | 17.01 |
34 | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний временных отношений. Обогащение словаря детей. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с деформированным текстом, навыков фонематического анализа и синтеза, работы на уровне словосочетания. | 1 | 19.01 |
35 | Дифференциация звуков З-З`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками З-З`. Соотнесение звука с символом и буквой, дифференциация звуков З-З` изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, определение места звука в слове ( начало, середина, конец). Формирование навыков звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова. Уточнение и обогащение словаря детей. Закрепление Работа со схемами предложений. | 1 | 24.01 |
36 | Дифференциация звуков С-С` ` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками С-С`. Дифференциация твердых и мягких согласных С-С` изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях. Формирование навыков работы со словами обобщениями, звукового анализа и синтеза. Развитие зрительного восприятия. | 1 | 26.01 |
37 | Дифференциация звуков З-З`, С-С`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуки З-З`, С-С`. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений, навыков звуко-слогового анализа слов, словообразования. Формирование обобщающих понятий. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия. | 1 | 31.01 |
38 | Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` изолированно, в слогах, в словах. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами. Работа над предупреждением устного аграмматизма. Развитие оптических представлений. | 1 | 02.02 |
39 | Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Работа с родственными словами, деформированным текстом, дифференциация предлогов СО – С, ЗА – ИЗ-ЗА. Упражнение в написании различных форм слова. | 1 | 07.02 |
40 | Звук и буква Ж | Знакомство со звуком и буквой Ж. Соотнесение звука с символом и буквой. Закрепление знаний норм орфографии. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений. Обогащение и уточнение словаря детей. Формирование навыков использования обобщающих понятий «одежда», «профессии». Развитие логического мышления, фонематического восприятия. | 1 | 09.02 |
41 | Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний о звуке и букве Ж, знаний норм орфографии. Составление словосочетаний и предложений, написание слуховых диктантов. Работа с деформированным предложением. Предупреждение устного аграмматизма. | 1 | 14.02 |
42 | Звук и буква Ш | Знакомство со звуком и буквой Ш. Формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие фонематического восприятия. | 1 | 16.02 |
43 | Дифференциация звуков и букв Ж – Ш ` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне слога и слова. Уточнение, обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление норм орфографии жи - ши. | 1 | 21.02 |
44 | Дифференциация звуков и букв Ж – Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне словосочетания, предложения, текста. Уточнение и обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление я норм орфографии (жи-ши). | 1 | 28.02 |
45 | Дифференциация звуков О-У | Закрепление знаний детей о гласных буквах О,У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах и в словах,в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 | 02.03 |
46 | Дифференциация звуков О-У в словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний о гласных буквах О,У. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков словосочетаниях и предложениях, тексте. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 | 09.03 |
47 | Дифференциация звуков Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте | Закрепление знаний детей о буквах Ё-Ю. Соотнесение букв занятия с символами, дифференциация гласных Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | 1 | 14.03 |
48 | Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л`. | Знакомство детей со звуками Р-Р`, Л-Л`. Правильное произношение звуков, сопоставление изучаемых звуков по звучанию и артикуляции. Соотнесение звуков с буквой, дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` изолированно, в слогах, в словах. Закрепление знаний по лексическим темам «овощи», «фрукты», навыков словообразования, работа со словами-паронимами. Развитие ассоциативного и логического мышления. Закрепление знаний основных и оттеночных цветов. | 1 | 16.03 |
49 | Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о звуках Р-Р`, Л-Л`. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях и в тексте, согласование слова в словосочетаниях. Установление логических связей в предложении. Развитие логического мышления, зрительного внимания. Закрепление знаний норм орфографии. | 1 | 21.03 |
50 | Дифференциация звуков С-С`-Ш | Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Сравнительная характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с обобщениями. Развитие понимания пространственных отношений, логического мышления, зрительного восприятия. | 1 | 23.03 |
51 | Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыков работы со словами-паронимами. Составление рассказов по плану. | 1 | 04.04 |
52 | Дифференциация звуков З-З` - Ж | Знакомство детей с характеристикой звуков З-З`-Ж. Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. | 1 | 06.04 |
53 | Дифференциация звуков З-З`-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Построение словосочетаний и предложений. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, логического мышления и восприятия. | 1 | 11.04 |
54 | Дифференциация С-Ц в изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Уточнение и закрепление знаний о звуках С-Ц. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. Расширение словаря, уточнение понимания семантики слов. Закрепление навыков словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти. | 1 | 13.04 |
55 | Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Уточнение знаний детей о звуках Ч – Щ. Сравнительная характеристика данных звуков. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие логического мышления. Формирование навыков работы с обобщениями, со словами паронимами, навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление навыков правильного написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, навыков словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительной памяти, внимания и восприятия. | 1 | 18.04 |
56 | Дифференциация звуков Ч – Т` изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте. | Уточнение знаний о звуках Ч – Т`. Сравнительная характеристика Ч – Т`. Развитие навыков фонематического восприятия и фонематического анализа. Обогащение словаря. Составление и грамматическое оформление предложений. Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов. Развитие связной речи, навыков ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, навыков письма. Закрепление знаний орфографических норм русского языка. | 1 | 20.04 |
57 | Дифференциация звуков Ч - Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте | Уточнение знаний о звуках Ч – Ш. Сравнительная характеристика Ч – Ш, дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с буквами и символами, работа с родственными словами. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами паронимами. Составление логически верных предложений. Пересказ и ответы на поставленные вопросы по тексту. Развитие логического мышления. | 1 | 25.04 |
58 | Звуки Ч—Ц изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте | Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме, работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 | 27.04 |
59 | Итоговое занятие | Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления. | 1 | 04.05 |
60 | Итоговое занятие | Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления. | 1 | 11.05 |
61 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 16.05 | |
62 | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой. | 18.05 | |
63 | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 23.05 | |
64 | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 25.05 |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята | Утверждаю Директор ГБОУ школа № 487 |
Педагогическим советом | Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о |
протокол от 30.08.21г. № 1 | |
Председатель Педагогического совета школы | |
_________ Ю.Н. Кассихина | __________ Ю.Н. Кассихина Согласовано Совет родителей протокол от 31.08.2021г.№ 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий по коррекции письменной речи: акустической
дисграфии
5а класса
для обучающихся с задержкой психического развития
Составитель: учитель-логопед Ларина Е.Л.
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.
Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи. Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:
- в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
- логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
- необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
- максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
- содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
- с учетом особенностей детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
- необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
- в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
- несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, родителя.
Программа логопедических занятий составлена на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;
- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Срок реализации программы: 1 учебный год.
При реализации данной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
-укрупнения дидактических единиц;
-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
Цель: коррекция акустической дисграфии.
Задачи:
- формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
- формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
- формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
- формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
- формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
- формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Условия реализации программы
Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются: динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.
Содержание тем программы:
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- принцип «от простого к сложному»
- поэтапное формирование умственных действий
- опора на сохранные психические функции
Тематический план программы
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Диагностический этап | 4 |
2 | Основной (коррекционный) этап | 56 |
3 | Диагностический этап | 4 |
Всего | 64 |
Диагностический этап (сентябрь 2 недели)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
Основной (коррекционный) этап
Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.
Диагностический этап (май 2 недели)
Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
Предполагаемый результат
К концу курса учащиеся с задержкой психического развития должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- знать термины, используемые для обозначения основных понятий-речь, звук, буква, слово;
- уметь различать гласные и согласные звуки ;
- уметь различать твердые и мягкие согласные звуки, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- уметь различать звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости;
- понимать условно-графическую схему звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
- Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.
Дополнительная литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
- Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
- Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
- Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.
Оборудование и приборы: компьютер, магнитофон
Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам
5-а класс (64 часа)
Тема занятия | Решаемые проблемы. | часы | дата | |
I. Диагностический этап работы | ||||
1 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | 01.09 |
2 | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой | 1 | 06.09 |
3 | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения | 1 | 08.09 |
4 | Обследование письма. Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений письма. Выявить наличие нарушений чтения | 1 | 13.09 |
5 | Дифференциация гласных А - Я | Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания. | 1 | 15.09 |
6 | Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами. | 1 | 20.09 |
7 | Дифференциация гласных У – Ю. | Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей. | 1 | 22.09 |
8 | Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю. | Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи. | 1 | 27.09 |
9 | Дифференциация гласных О - Ё | Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц». | 1 | 29.09. |
10 | Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё | Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления. | 1 | 04.10 |
11 | Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О-Ё. Отгадывание кроссвордов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 06.10 |
12 | Дифференциация гласных Э-Е | Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | 11.10 |
13 | Твердые и мягкие согласные перед гласными Э-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. | 1 | 13.10 |
14 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей. | 1 | 18.10 |
15 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова) | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой. | 1 | 20.10 |
16 | Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. | Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия. | 1 | 08.11 |
17 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов. | 1 | 10.11 |
18 | Дифференциация звуков Б-Б`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости и мягкости изолированно, в слогах и словах. Развитие навыков словообразования. Закрепление навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза, навыков работы с текстом. | 1 | 15.11 |
19 | Дифференциация звуков П-П`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей со звуками Б – Б`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Б-Б` по твердости-мягкости изолированно, в слогах и словах, предложения, тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Профилактика оптических нарушений. Развитие логического мышления, связной речи (обучать составлению рассказа на заданную тему). Работа на уровне текста. Развитие зрительного восприятия. | 1 | 17.11 |
20 | Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия, навыков слогового анализа и синтеза, логического мышления. Работа по предупреждению дизорфографии. | 1 | 22.11 |
21 | Дифференциация звуков Б-Б`, П-П` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Закрепление знаний о звуках Б-Б`, П-П`. Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия. Согласование прилагательных с существительными. Формирование навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления. | 1 | 24.11 |
22 | Дифференциация звуков В-В`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство детей с согласными звуками В-В`. Сравнительная характеристика этих звуков. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, навыков фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительной координации, слухового внимания. Обогащение и уточнение словаря по теме «Море». | 1 | 29.11 |
23 | Дифференциация звуков Ф-Ф`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство с согласными звуками Ф-Ф`, с нормой артикуляции изучаемых звуков. Дифференциация звуков Ф-Ф` изолированно, в слогах и в словах. Закрепление знаний о правописании собственных имен. Обогащение словаря детей, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков фонематического анализа. Работать с деформированным текстом. | 1 | 01.12 |
24 | Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф`. Дифференциация изучаемых звуков в слогах, словах, сравнение звуков. Развитие логического мышления, навыков слогового анализа. Обогащение словаря. Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного восприятия. | 1 | 06.12 |
25 | Дифференциация звуков В-В`, Ф-Ф` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Закрепление знаний о звуках В-В`, Ф-Ф` Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, навыков работы с деформированным текстом. Развитие зрительного восприятия и логического мышления. | 1 | 08.12 |
26 | Дифференциация звуков Г-Г`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками Г-Г`, их характеристикой, нормой произношения. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости. Обогащение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Формирование навыков классифицирования, навыков работы с обобщениями. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. | 1 | 13.12 |
27 | Дифференциация звуков К-К`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками К-К`. Дифференциация звуков занятия, сравнительная характеристика. Обогащение словаря детей. Формирование навыков грамматического оформления предложений, навыков языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи, логического мышления, фонематического слуха и восприятия. | 1 | 15.12 |
28 | Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, произношение и навыки различения звуков К-К`, Г-Г` изолированно в слогах, в словах. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие внимания , логического мышления. | 1 | 20.12 |
29 | Дифференциация звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте | Закрепление знаний о звуках К-К`, Г-Г`, правильного произношения и различения звуков К-К`, Г-Г` в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, внимания, логического мышления, связной речи. | 1 | 22.12 |
30 | Дифференциация звуков К-К`, Х-Х`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков К-К`, Х-Х` в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Составление словосочетаний и предложений. Закрепление норм орфографии. Работа над развитием связной речи. Развитие внимания, логического мышления. | 1 | 27.12 |
31 | Дифференциация звуков Д-Д`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство с характеристиками звуков Д-Д`. Дифференциация звуков Д-Д` в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звука с символом и буквой. Формирование навыков слогового анализа. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Употреблении предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Составление схем предложений. Формирование навыков употребления слов-антонимов. Развитие слухового внимания, восприятия, памяти. | 1 | 10.01 |
32 | Дифференциация звуков Т-Т`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками Т-Т`. Дифференциация звуков изолированно, в слогах и в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря детей. Развитие слуховых дифференцировок. Обучение грамматическому оформлению предложений. Восстановление рассказа по предложенному плану. Развитие зрительного и слухового восприятия. | 1 | 12.01 |
33 | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знания о звуках Д-Д`, Т-Т`. Дифференциация звуков, изучаемых на занятии. Обогащение словаря детей, развитие навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление знаний языковых норм. Развитие связной речи, высших психических процессов. | 1 | 17.01 |
34 | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте | Дифференциация звуков Д-Д`, Т-Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний временных отношений. Обогащение словаря детей. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с деформированным текстом, навыков фонематического анализа и синтеза, работы на уровне словосочетания. | 1 | 19.01 |
35 | Дифференциация звуков З-З`` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками З-З`. Соотнесение звука с символом и буквой, дифференциация звуков З-З` изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, определение места звука в слове ( начало, середина, конец). Формирование навыков звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова. Уточнение и обогащение словаря детей. Закрепление Работа со схемами предложений. | 1 | 24.01 |
36 | Дифференциация звуков С-С` ` изолированно, в слогах, словах | Знакомство со звуками С-С`. Дифференциация твердых и мягких согласных С-С` изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях. Формирование навыков работы со словами обобщениями, звукового анализа и синтеза. Развитие зрительного восприятия. | 1 | 26.01 |
37 | Дифференциация звуков З-З`, С-С`` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуки З-З`, С-С`. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений, навыков звуко-слогового анализа слов, словообразования. Формирование обобщающих понятий. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия. | 1 | 31.01 |
38 | Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` изолированно, в слогах, в словах. Развитие навыков слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами. Работа над предупреждением устного аграмматизма. Развитие оптических представлений. | 1 | 02.02 |
39 | Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний о звуках З-З`, С-С`. Дифференциация звуков З-З`, С-С` в словосочетаниях, предложениях и тексте. Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных. Работа с родственными словами, деформированным текстом, дифференциация предлогов СО – С, ЗА – ИЗ-ЗА. Упражнение в написании различных форм слова. | 1 | 07.02 |
40 | Звук и буква Ж | Знакомство со звуком и буквой Ж. Соотнесение звука с символом и буквой. Закрепление знаний норм орфографии. Развитие кинетических ощущений и оптических представлений. Обогащение и уточнение словаря детей. Формирование навыков использования обобщающих понятий «одежда», «профессии». Развитие логического мышления, фонематического восприятия. | 1 | 09.02 |
41 | Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний о звуке и букве Ж, знаний норм орфографии. Составление словосочетаний и предложений, написание слуховых диктантов. Работа с деформированным предложением. Предупреждение устного аграмматизма. | 1 | 14.02 |
42 | Звук и буква Ш | Знакомство со звуком и буквой Ш. Формирование навыков слогового анализа, фонематического анализа и синтеза. Закрепление норм орфографии. Развитие фонематического восприятия. | 1 | 16.02 |
43 | Дифференциация звуков и букв Ж – Ш ` изолированно, в слогах, словах | Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне слога и слова. Уточнение, обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление норм орфографии жи - ши. | 1 | 21.02 |
44 | Дифференциация звуков и букв Ж – Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний детей о звуках и буквах Ж –Ш. Дифференциация звуков Ж –Ш на уровне словосочетания, предложения, текста. Уточнение и обогащение словаря. Развитие навыков образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-, согласование слов в предложении, работа с деформированным текстом. Закрепление я норм орфографии (жи-ши). | 1 | 28.02 |
45 | Дифференциация звуков О-У | Закрепление знаний детей о гласных буквах О,У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах и в словах,в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 | 02.03 |
46 | Дифференциация звуков О-У в словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний о гласных буквах О,У. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков словосочетаниях и предложениях, тексте. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 | 09.03 |
47 | Дифференциация звуков Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте | Закрепление знаний детей о буквах Ё-Ю. Соотнесение букв занятия с символами, дифференциация гласных Ё-Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | 1 | 14.03 |
48 | Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л`. | Знакомство детей со звуками Р-Р`, Л-Л`. Правильное произношение звуков, сопоставление изучаемых звуков по звучанию и артикуляции. Соотнесение звуков с буквой, дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` изолированно, в слогах, в словах. Закрепление знаний по лексическим темам «овощи», «фрукты», навыков словообразования, работа со словами-паронимами. Развитие ассоциативного и логического мышления. Закрепление знаний основных и оттеночных цветов. | 1 | 16.03 |
49 | Дифференциация звуков Р-Р`, Л-Л` в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о звуках Р-Р`, Л-Л`. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях и в тексте, согласование слова в словосочетаниях. Установление логических связей в предложении. Развитие логического мышления, зрительного внимания. Закрепление знаний норм орфографии. | 1 | 21.03 |
50 | Дифференциация звуков С-С`-Ш | Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Сравнительная характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш изолированно, в слогах, словах. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков работы с обобщениями. Развитие понимания пространственных отношений, логического мышления, зрительного восприятия. | 1 | 23.03 |
51 | Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Закрепление знаний детей о звуках С-С`-Ш. Дифференциация звуков С-С`-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыков работы со словами-паронимами. Составление рассказов по плану. | 1 | 04.04 |
52 | Дифференциация звуков З-З` - Ж | Знакомство детей с характеристикой звуков З-З`-Ж. Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия изолированно, в слогах, словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. | 1 | 06.04 |
53 | Дифференциация звуков З-З`-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Соотнесение звуков З-З`-Ж с буквами З-Ж. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, дифференциация звуков занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Построение словосочетаний и предложений. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, логического мышления и восприятия. | 1 | 11.04 |
54 | Дифференциация С-Ц в изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | Уточнение и закрепление знаний о звуках С-Ц. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. Расширение словаря, уточнение понимания семантики слов. Закрепление навыков словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти. | 1 | 13.04 |
55 | Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | Уточнение знаний детей о звуках Ч – Щ. Сравнительная характеристика данных звуков. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие логического мышления. Формирование навыков работы с обобщениями, со словами паронимами, навыков слогового анализа и синтеза. Закрепление навыков правильного написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, навыков словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительной памяти, внимания и восприятия. | 1 | 18.04 |
56 | Дифференциация звуков Ч – Т` изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте. | Уточнение знаний о звуках Ч – Т`. Сравнительная характеристика Ч – Т`. Развитие навыков фонематического восприятия и фонематического анализа. Обогащение словаря. Составление и грамматическое оформление предложений. Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов. Развитие связной речи, навыков ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, навыков письма. Закрепление знаний орфографических норм русского языка. | 1 | 20.04 |
57 | Дифференциация звуков Ч - Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте | Уточнение знаний о звуках Ч – Ш. Сравнительная характеристика Ч – Ш, дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с буквами и символами, работа с родственными словами. Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами паронимами. Составление логически верных предложений. Пересказ и ответы на поставленные вопросы по тексту. Развитие логического мышления. | 1 | 25.04 |
58 | Звуки Ч—Ц изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте | Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте, соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме, работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 | 27.04 |
59 | Итоговое занятие | Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления. | 1 | 04.05 |
60 | Итоговое занятие | Уточнение знаний о звуках гласных- согласных, звонких-глухих, твердых-мягких. Дифференциация схожих по артикуляторно-акустическому признаку звуков. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания мышления. | 1 | 11.05 |
61 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 16.05 | |
62 | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой. | 18.05 | |
63 | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 23.05 | |
64 | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...
Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.
Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи....
Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.
В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения (на примере дифференциации ч - ц)....
Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.
Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д)....
Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.
Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш)....
Формирование лексико-грамматического строя речи.Упражнения.Профилактика и коррекция акустической дисграфии.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15350804","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"411","width":"600"}}]]При ОНР формирование грамматического строя происходит с бол...
Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у обучающихся первых классов.
Изучение и коррекция специфических нарушений речи у детей является одной из самых актуальных проблем в настоящее время. Ежегодно в начальных классах школ увеличивается количество детей с ...