Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у обучающихся первых классов.
консультация
Изучение и коррекция специфических нарушений речи у детей является одной из самых актуальных проблем в настоящее время. Ежегодно в начальных классах школ увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.
Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письменной речи, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на усвоение детьми учебной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_i_korrektsiya_akusticheskoy_disgrafii.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение и коррекция
акустической дисграфии у обучающихся первых классов.
Изучение и коррекция специфических нарушений речи у детей является одной из самых актуальных проблем в настоящее время. Ежегодно в начальных классах школ увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.
Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письменной речи, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на усвоение детьми учебной программы.
Многочисленную категорию среди обучающихся с речевыми нарушениями составляют дети с несформированностью звуковой стороны речи.
Помимо недочетов звукопроизношения, выражающихся в смешении и заменах звуков, у школьников рассматриваемой группы наблюдается нарушение слуховых дифференцировок. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: дочка – точка, игра – икра).
Такой уровень несформированности звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и может привести к появлению вторичного дефекта – дисграфии.
Анализ работ детей с акустической формой дисграфии показал, что у детей данной группы наблюдаются следующие специфические ошибки:
- замены и смешение на письме звонких - глухих согласных (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);
- свистящих и шипящих (З-Ж, С-Ш);
- аффрикат, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ч-Ш, С-Ц, Ц-ТС);
- сонорные согласные (Л, М, Н, Р, Й);
- лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю).
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Процесс предупреждения и коррекции акустической дисграфии в себя решения следующих задач:
- Развитие фонематического восприятия, формирование навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова.
- Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а так же на тактильные и кинестетические ощущения:
выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста,
определение положения звука по отношению к другим.
Коррекционно-логопедическая работа проводится в три взаимосвязанных этапа:
I Подготовительный этап
Основные задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. Одновременно проводится коррекция звукопроизношения.
II Основной этап
Включает в себя решение следующих задач:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слова, словосочетания, предложения и текста).
III Заключительный этап
На данном этапе работы проводится закрепление полученных знаний и перенос их на другие виды деятельности.
Коррекционная работа с учащимися строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, поэтапности и комплексности при преодолении речевых нарушений.
Успешность коррекционной работы по предупреждению и коррекции акустической дисграфии во многом зависит от содержания и результативности работы на подготовительном этапе.
Наиболее эффективны на начальном этапе следующие виды заданий:
I Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Игра «Запомни- повтори». Учитель-логопед простукивает по столу (или отхлопывает в ладоши) заданный ритмический рисунок и просит ребенка повторить. Например: // - ///; / - // - /; //- / - // и т.д. удары, хлопки могут быть как сильные, так и слабые
Звук А – хлопнуть в ладоши, звук О – хлопнуть по коленкам, звук У – ударить кулаком об кулак, звук И – хлопнуть в ладоши над головой. Сначала произносить по два, затем по три, четыре звука (АУ, ИО, ООА, УАОИ, АОУИ и т.д.).
После того как дети достаточно хорошо усвоили предыдущее упражнение, можно перейти к обратной инструкции (подавать инструкцию знаками (см. упр. №2), а дети озвучивают закодированный звукоряд).
Каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например А – красный треугольник, У – красный круг, О – квадрат и т.п. Детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того как дети научаться достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявленных звуков может быть увеличено до трех – четырех (ОАУ, ОАУА и т.п.).
Задание обратное предыдущему. Детям предъявляются карточки с изображенными двумя или тремя условными знаками, а дети должны произнести соответствующие им звуки.
Кодирование обратных слогов типа АК, ОП, УХ, ЫТ, ЭХ, ИЦ, ОЧ, АШ, ОЩ, ОЙ, УЛ, ИМ, ЫН, ЭР (для кодирования могут использоваться обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, Щ или сонорными Й, Л, М, Н, Р и в конце, на которые не распространяется закон оглушения, свойственный фонематической системе русского языка). Учитель-логопед передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети отгадывают (синтезируют) и называют задуманный логопедом слог. Предварительно им дается установка на запоминание обозначений. Например: А – хлопок в ладоши перед собой; О – хлопок обеими руками по коленкам; У- удар кулаком об кулак; И- хлопок в ладоши над головой; Ы – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга; Э – хлопок в ладоши за спиной.
Кодирование и отгадывание прямых слогов типа На, ПО, ЗУ, ВЫ, РЭ, ЖА (без ограничения использования согласных).
II Развитие слуховых дифференцировок.
Услышав глухой согласный звук, нарисовать треугольный флажок, звонкий – квадратный. Для начала диктуются ряды из двух звуков (П-Б, Б-П, П-П, Б-Д, Д-Т, П-Т и т.д.). Затем количество звуков в ряду увеличивается до трех, четырех, пяти (ПДБ, ТДДТ, ДБПТ и т.д.).
Диктуются слоги с глухими и звонкими согласными. Начинать работу с двух слогов, затем количество слогов постепенно увеличивается до пяти (ПА-БА–ПА, ПА-БА-БА, ПО-ПО-БО-ПО, БУ-ПУ-БУ-БУ и т.д.). Слог с глухим согласным – треугольный флажок, со звонким – квадратный.
Повторяется упражнение 2 с заменой символов: слог с глухим согласным – вертикальная черта, со звонким – горизонтальная.
4) Учитель-логопед произносит слоги на парные - звонкие и глухие согласные звуки (П-Б, Д-Т, Г-К, В-Ф, З-С, Ж-Ш). Если ребенок слышит слог с глухим согласным, он проговаривает его несколько раз и во время проговаривания рисует строчку мелким зигзагом, если слышит слог со звонким согласным – мелким штрихом.
Аналогичные упражнения используются для различения мягких и твердых согласных, свистящих - шипящих, сонорных звуков и т.д. Можно чередовать мелкие квадратики и точки, пунктир и штрих-пунктир и т.д.
Предложенные задания носят не только коррекционную направленность, они способствуют развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), совершенствуют мелкую моторику учащихся. Задания разнообразны, не утомительны, эмоциональны, с удовольствием выполняются детьми, тем самым, повышая эффективность коррекционного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся первых классов на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»
В статье описывается некоторые приемы способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся первых классов....
2. Методическое обеспечение программы "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе"
Методическое обеспечение Программы, включает следующие методические разработки: 1) календарно-тематический план логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с задержк...
Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии с обучающимися начальных классов с задержкой психического развития
Я хочу представить программу логопедической работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Игра с обучающимися первых классов
Цель: адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации....
Профилактика нарушений письменной речи у обучающихся первых классов.
Нарушения речи у детей младшего школьного возраста носят системный характер, они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому, логопедическое воз...
Рекомендации психолога для обучающихся первых классов, испытывающих трудности в период адаптации
Рекомендации психолога для обучающихся первых классов, испытывающих трудности в период адаптации...