Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.
учебно-методический материал на тему
Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_s_-_sh.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал по коррекции акустической дисграфии.
Дифференциация с – ш.
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:
- развитие фонематического восприятия;
- обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- уточнение и сопоставление произносимых звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
- выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
- определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины (речь, звук, буква, артикуляция);
- гласные и согласные звуки, их отличительные признаки;
- твердые и мягкие согласные, буквы, для обозначение мягкости на письме;
- парные согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
- пары гласных звуков.
Дифференциация с – ш в словах.
- Прослушайте слова, выделите звуки с, ш, запишите соответствующие буквы.
- из начала слова:
сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол,
шутка, шар, сыр;
- из середины слова:
маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мыска, каска, уши, усы, басня, крышка;
- из конца слова:
душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, налог, волос, голыш, кактус, лес.
- Спишите слова, подчеркните в них слоги с ш, с.
Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несёт, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, ватрушка.
- Определите наличие и место звуков с, ш в названиях картинок.
4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются
эти пары слов? С каждым словом устно составьте предложение.
басня - башня; крыса - крыша; уши - усы;
каска - кашка; мишка - миска; Муська - мушка;
плоско - плошка; сила - шило; ряска - ряшка;
пуски - пушки; моська - мошка; маска - Машка;
сайка - шайка; шутки - сутки; солить - шалить;
сапёр - шофёр; сорок - шорох; стуки - штуки;
скала - шкала; стопор - штопор; споры - шпоры;
стык - штык; срам - шрам; сок - шок;
стиль - штиль; Марс - марш; мыс - мышь;
плюс - плюш; палас - палаш;
5. Прочитай слова, объедини в группы.
Свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок,
рассвет.
6. Закончите слово, добавив слоги.
- са или ша:
ли - … ко - … Ми - … коле - … но - …
ка - … су - … кры - … колба - … ро - …
- сы или ши:
ли - … у - … но - … ро - … шала - … воло - …
ко - … у - … мы - … кры - … камы - … малы - …
7. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с, ш в них.
Составьте схемы этих слов, надпишите буквы с, ш над соответствующим
слогом, а под схемой - слово.
Старушка с ш ___ .
Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, стишок, шишки,
ватрушка, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки,
насмешка, страшно.
8. Спишите слова, вставьте пропущенные в них буквы с или ш:
- игру…ка, пе…трый, …каф, кру…ина, кра…ивый, …катулка, …ить, …тальной, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …агать, кро…ить, …крепка, камы…, ко…ка, плю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки;
- …тра…но, …е…ть, пу…и…тый, пу…ты…ка, …ме…инка, …у…ки, па…ту…ок, ма…ини…т, …у…трый, бес…тра…ный, …у…укал…я, ве…ну…ки, …ти…ок.
9. Словарные диктанты. Начертить схему слова и надписать буквы с, ш над
слогом. Написать слова, деля их на слоги.
- Шапки, сушняк, слышен, шуршат, посыпались, пушистые, услышал, рассмешил, весна, пушок, шумный, весы, галоши, самолёт, велосипед, автобус, астра, пошёл, нашёл, брошка, пешка, крылышко, сторонушка, спешка;
- стишок, стихи, дедушка, соловушка, головушка, наслушался, послушался, непослушный, шерстяной, шестерёнка, поспешно, слышно, шерсть, шест, шествие, нашествие, путешествие, наступила, ландыши.
- Используются слова из пункта 1 и 2 по выбору логопеда.
10. Исправь.
Положили в плошку … каску Сочинял писатель … башню
Надевал пожарный … кашку. Рисовал художник … басню.
Сладко спит в берлоге … миска В поле землю я …пасу
На столе с салатом … мишка. На лугах коров … пашу.
На лицо надета … Машка Как нам хочется … шуметь
Имя нашей кошки … маска. Спать спокойно … не суметь.
Дифференциация с - ш в словосочетаниях и предложениях.
1. Измените словосочетания по образцу.
а) Ты носишь - Я ношу; б) я ношу - ты носишь
ты просишь - … я ношу - …
ты спешишь - … я прошу - …
ты спишь - … я спешу - …
ты гасишь - … я гашу - …
ты рисуешь - … я рисую - …
ты сыплешь - … я сыплю - …
ты сеешь - … я сею - … .
2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.
кашка - каска Гоше дали … .
У пожарного железная … .
мишка - миска Соне купили плюшевого … .
Дай собаке … с супом.
крыша - крыса Надо менять старую … .
Мы видели большую страшную … .
уши - усы У слона большие … .
У дедушки пушистые … .
башня - басня Мы видели Кремлёвскую … .
На уроке мы читали … Крылова.
3. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1 ст. подходящие по смыслу
слова из 2 ст. Подчеркните буквы с и ш.
а) весёлый шоссе б) высокая овёс
ясное пастушок синий башня
сухое солнышко шерстяной шар
интересное кошка сушёный шарф
серая путешествие; пушистый снег.
4. Составьте и запишите предложения, подбирая к словам 1 ст. подходящие
по смыслу слова из 2 ст. Подчеркните буквы с и ш.
а) сосна спешит б) листья пасёт
Соня сохнет старушка шьёт
Мышь шумят солнышко сушит
Камыши шуршит; пастушок осыпаются.
5. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями:
вкусная лапша; шесть шаров;
сосновая шишка; семь машин;
душистый ландыш; восемь матрёшек;
вишнёвый сад; десять шарфов;
старший машинист;
катаешься на санках; посылаешь письмо;
моешься под душем; торопишься в школу.
красишь стену;
6. Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами с, ш,
подчеркните вставленные буквы.
Саша уступил место … . Петушок, петушок, золотой … , масляна … , шёлкова … . Кошка сидит на …и греется на … . У Саши в диктанте всего одна … . Ласточка свила гнёзды … ко под … . Саша и Лёша - братья. Лёша моложе Саши, а Саша … Лёши. Саня учится в новой … . Машины мчались по … .
7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.
Куку … ка ве … ело кукует. Са … а не … ет гру … и. Па … ту … ок …пе … ит домой. Се …тра … шила Са …е руба …ку.
Ма … а не … ет бабу … кину … умку. Са … е … тра … но. Он тру … и …ка. Как по … тели … ь, так и по … пи … ь. … тоит Анто … ка на одной ножке.
Шутка.
Ве … елая …тару … ка У … тала … ить … тару … ка
Ве … ь день …егодня …ьёт. И … ела у ворот,
За кругленькой кату …кой А с кругленькой кату … кой
… ледит пу … и … тый кот. Играть пустил … я кот.
8. Выписать слоги с с, ш (схемы).
слова, шатёр, ноша, шагать, душно, сундук, крушина, скамейка, светлый,
шланги, компас, ландыш, шахматы, выигрыш, песенка, глобус, пятнышки,
посуда, карусели, пушинка, вешалка, высокий, широко.
9. Составить словосочетания.
крыша миска
новая серая косолапый каши
крыса мишка
шила ноши
великая платье тяжёлые галстук
сила носи
сладкая шмель
лесная шляпка
широкая полоска
старые опушка
толстый вишня
морская штаны
соломенная тельняшка
10. Составить предложение из 2 словосочетаний:
сыплется снег пушистый снег
слышится шум сильный шум
сидит старушка усталая старушка
слышна песенка весёлая песенка
висит шуба Машина шуба
11. Составить предложение из 3 словосочетаний:
высокие сосны сосны шумели шумели в лесу
старая шинель шинель висит висит на вешалке
серая кошка кошка сидит сидит на окошке
12. Найди и исправь ошибки.
Натаскины веснуски шуштрая пештрушка
роскошная скатулка голошистый шоловушка
селешт в тисине лашковое шолныско
смесные потешки пусыштая ушанка
шерштяные ношки нешутся по шоссе
сошны сумят лешная опуска
ишкристый шнег суршат камысы
шлушать шказку шладкий горосек
шошновые шиски дусыстый ландыс
вышокая басня Паскина рубаска
шухие лиштья толштый смель
13. Составить предложения из данных слов, изменяя их по смыслу:
- Саша, под, собирать, шишки, сосной;
- сухие, шелестят, под, листья,
- ногами; покрыты, пушистый, снег, кусты;
- в, спешит, Саша, школа;
- полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт;
- Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо;
- красную, Шапочку, слушали, про, мы, сказку;
- старушке, помогли, перейти, Саша и Шура, шоссе, через.
14. Графический диктант.
- Пушистая полосатая кошка греет шёрстку на солнышке на окошке.
- У голосистого петушка красный гребешок и острые шпоры.
- Петушок, петушок, золотой гребешок, что ты рано встаешь, голосисто поёшь?
- Головушка у подсолнушка повернулась за ласковым солнышком.
- Трусливый зайка грызёт сладкий горошек в огороде.
- Домишко лесника стоит на опушке леса.
- Как красив и душист вишнёвый сад весной!
- Толстый шмель с шумом опустился на куст сирени.
- Шаркая ногами, старушка шла по тропинке.
- Бабушка связала Аришке пушистые шапочку, шарф и варежки.
- Серая цапля бродит по шуршащему камышу и ловит лягушек.
- От сильного ветра со старых сосен со стуком падают шишки.
- Ребятишки набрали полные лукошки волнушек, сыроежек и лисичек.
- Маришка нарядилась в красивую вышитую рубашечку и пушистую юбку.
- Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
Дифференциация с - ш в текстах.
1. Зрительно - предупредительный диктант (вставить буквы, разобрать
правила, закрыть, писать на слух, проверить).
- Не …пе…и языком, а …пе…и делом.
- …то по…ее…ь, то и пожнё…ь.
- В …огла…ном …таде и волк не …тра…ен.
- Нет на …вете кра…е родной …торону…ки.
- Хоро… …адовник, хоро…и и гру…и.
- Ко…ке игру…ки, а мы…ке …лёзки.
- Пе…ней поле не в…па…е…ь.
- По…пе…и…ь, людей на…ме…и…ь.
2. Зрительные диктанты.
Пушок.
У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие, усы длинные, шёрстка пушистая, шелковистая.
В лесу.
Хорошо летом в лесу. Светит ласковое солнышко. Шумят высокие сосны. Миша собирает под соснами шишки и складывает их в мешок.
3. Слуховой диктант.
Шалаш в лесу.
Ярко светит солнышко. На траве блестит роса. Слышно, как кукует кукушка. Дети строили в лесу шалаш. Когда они достроили шалаш, стали бегать вокруг него босиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...
Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.
Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи....
Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация т – п .
Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере диффе...
Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация д – б .
Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере...
Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.
В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения (на примере дифференциации ч - ц)....
Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.
Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д)....
Сборник практических и тренировочных заданий и упражнений по предупреждению и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Большой процент детей со специфическими нарушениями письменной речи, а именно с акустической формой дисграфии, и обосновывает выбор и актуальность данной проблемы в настоящее время...