Формирование лексико-грамматического строя речи.Упражнения.Профилактика и коррекция акустической дисграфии.
консультация по теме
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи. | 342.92 КБ |
Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии. | 436.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия № 91
имени М.В. Ломоносова
Формирование
лексико-грамматического строя речи. Упражнения.
- Отработка представления детей о живых и неживых предметах. Поставьте вопрос к картинке («кто это?» или «что это?»).
- Разложите картинки в две коробки: «кто это?» и «что это?»
- Вставьте нужное по смыслу слово-предмет (по действию):
сторожит дом, грызет шишку, долбит кору, пасутся на лугу.
К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»). - Вставьте нужное по смыслу слово;
Дует холодный ... Моросит мелкий ... С деревьев падают...
К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»). - Образуйте слова, обозначающие маленький предмет с ласковым названием:
БИЛЕТ — БИЛЕТИК ТРАВА — ТРАВКА КОТ—... СПИНА—... ДОЖДЬ-... ГОРА-…и т. д. - Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа имен существительных. Измените слова по образцу:
КОТ – КОТЫ, КУРИЦА — ... ЧУДО - МУХА-... СУДНО-... НЕБО - ПАУК—..
ДНО— ... РЕБЕНОК—... УХО – - Образуйте множественное число имени существительного и правильно используйте в речи. Например:
В клетке сидит огромный лев. В клетках грозно рычали….Образуйте единственное число от множественного числа:
КОВРЫ — ... РТЫ — ... УШИ -и т. д. - Отработка употребления имен существительных в винительном падеже. Прочитайте рассказ, заменив картинки словами:
Наступила осень. Поспели на грядках овощи. Пришел в огород Вова. Выдернул ... (морковку) и ушел. Пришла Лена. Собрала (помидоры). Прибежал Петя. Сорвал ... (огурец). Пришли другие ребята, а в огороде пусто. - Подберите нужное слово:
нарисуй (что?) ..., слепи (что?) ..., нарисуй (кого?) ..., слепи (кого?) ..., принеси (что?) ..., принеси (кого?) - Ответьте на вопрос по картинкам:
Кого ловит Вова? Кого ловит кошка? Кого кормит Аня? Кого несет Мила? Что ловит Петя? - . Подберите нужное слово.
Я пью ... (чай, кефир, ...). Я люблю ... (маму, конфеты...).
Убери (что?) ... (щётку, мел, ...).
Положи (что?) ... (мыло, ручку, ... - Отработка употребления имен существительных в родительном падеже. Приведите предложения с отрицанием:
На небе луна. — На небе нет луны. и т. д. - Измените слова по образцу:
кленовые листья — листья клена;
городские улицы —
капустный лист—
солнечные лучи —
лисья нора —
сосновый запах — ... и т.д. - Подберите нужное слово:
Я налью молоко в стакан из (миска, бидон, кувшин, графин ...). - Что не дорисовал художник?
У платья нет рукава. У часов нет стрелки и т.д. - Отработка употребления имен существительных в дательном падеже. Закончите предложения, ответив на вопросы «к чему?»
и «к кому?»:
Лена пришьет воротник (к чему?)
Я обратился за помощью к
Я подошел к - Отработка употребления имен существительных в творительном падеже. Закончите предложения (по картинкам):
Папа работает ... Мама работает ... Брат ... Сестра ... и т д. - Измените слова в скобках (или по картинкам):
Брат бросал песок лопатой, а я ... (совок). Моя мама работает портнихой, а я ... На завтрак мы ели рыбу с картофелем, а на ужин— мясо с - Ответьте на вопросы, подобрав слова из правого столбика:
Чем пашут землю? КОМ БЛИН
Чем рыхлят землю? СЕЯЛКА
Чем сеют зерно? БОРОНА
Чем убирают хлеб? ТРАКТОР - Закончите слова в стихотворении:
Нарядился бык утенк..,,
Медвежонок — жеребенк...,
Лань — орл...,
Жук — собачк…,
Гусь — слон...,
Грач — свинь...,
Червяк — мартышк…,
А индюк решил быть сразу
Льв...,слон...и дикобраз...
На веселый карнавал
Только суслик не попал.
(А. Липатов) - Составьте словосочетания:
бутерброд с .., (сыр, колбаса, творог, петрушка, масло, джем, варенье повидло); поздороваться с (учитель, друг, мама, бабушка и т .д.). - Перевод имени существительного в творительном падеже единственного числа во множественное число:
Большим ножом — большими ножами и т д. - Отработка употребления имен существительных в предложном падеже. Ответьте на вопросы по картинкам:
Где висит пальто? Где лежат книги? Где птичка? Где Аня? и т д.
Где можно купить ботинки (молоко, конверт, лекарство) ..? - Подберите недостающее слово в предложении в нужном падеже.
нова нарисовал львов. Он показывает ... маме. - Отработка овладения категорией рода:
Положи картинку в нужную коробку: ОН — ОНА — ОНО. - Составьте словосочетания:
Он мой.. она моя ... Оно мое - Кто больше подберет слов-предметов к словам-признакам:
Прочный ..., целебная ..., серьезная... - Подберите нужное слово-предмет:
Яркое, весеннее, ласковое
Изумрудная, шелковистая, мягкая
Высокий, стройный, красивый - Ответьте на вопрос - чей?:
ранец — (мой) ..., (твой)
пальто —(мой) ..., (твой)
тетрадь — (мой) ..., (твой) - Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика:
ВЕСЬ СУТКИ
ВСЯ УТРО
ВСЕ ВЕСНА
ВСЕ ДЕНЬ
Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени прилагательного, причастий, наречий - Образование имен прилагательных. Измените словосочетания по образцу:
Разговор по телефону — телефонный разговор.
Плата за квартиру — ... и т д. - Назовите черты характера героев сказок:
Буратино (какой?) —
доктор Айболит (какой?) —
лиса (какая?) —
Бармалей (какой?) — ... и т д. - Образуйте от слов-предметов слова-признаки («что?» — «какой?»):
ХОЛОД-ХОЛОДНЫЙ ЗНОЙ -
ГРИВА— ... ЛЕТО—
ЛЕС-... ДОМ-...
МОРЕ-... ЖАРА-... - Измените слова по образцу:
Из дерева сделаны: стол, стул, доска, рама, копье. Стол — деревянный; стул — ... и т.д.
Из стекла сделаны: стакан, окно, ваза.
Из железа сделаны: гвоздь, лопата, копье. - Определите предмет по цвету:
грач (какой?) ..., голубь (какой?) воробей (какой?) ..., ворона (какая?) - Определите предмет по цвету (по картинкам):
василек (какой?) ... пальто (какое?) лилия (какая?) … шарф (какой?)
роза (какая?) ... платье (какое?) одуванчик (какой?) ... кофта (какая?) - Определите предмет по величине:
корабль ..., речка ..., страна ..., море
Слова для справок: мелкая, огромная, глубокое, громадный. - Определите предмет по форме: стол..., вишня..., огурец... и т. д.
- Определите предмет по вкусу: редька (какая?) ..., морковь ..., лимон …, соль ..., сахар
- Определите предмет по цвету, вкусу, форме: лук (какой?) ..., вишня (какая?) ..., яблоко (какое?)
- Определите предмет по материалу, из которого он сделан: ножницы (какие?) .. шерстяные варежки .. стальные сапоги ... стеклянные трубы ... железные
столы ... кожаные стаканы ,.. деревянные - Сравните предметы. Охарактеризуйте их фразой с союзом а:
по вкусу: лимон и мед;
по высоте: дерево и куст;
по глубине; пруд и море. - Измените слова по образцу:
металл— посуда (какая?): металлическая посуда; коллектив — работа (какая?):
класс—доска (какая?): шоссе — дорога , пассажир — вагон, ванна — комната
золото — кольцо - Подберите нужное слово. Загадайте про товарища:
нос (какой?) ...; волосы (какие?) ...; глаза, руки ...; лицо ...; улыбка ... и т.д. - Расскажите, какие звери в баснях, сказках:
медведь (какой?) ...; лиса ...; щука ...; заяц - …волк ...; осел ...; обезьяна - Измените слова по образцу (падежная форма); сок березы — березовый сок;
ветка ивы — ; нора крота - полено осины — ; берег моря — лист клена — ; сон днем —
тропа зверя — - Измените слова по образцу (предложно-падежная форма):
костюм для спорта — спортивный костюм; шкаф для белья — ; полотенце для кухни —
шкаф для книг — сервиз для обеда — чашка для чая — ; - Составьте словосочетания:
зелен(..) смородина; душист(..) чай;
зелен(..) пояс; душист(..) сено;
зелен(..) сукно; душист(..) трава. - «Кто больше?» подберите слова-признаки к предметам:
повидло (какое?) ...; кофе (какой?) ...; путь …, туфля ...; фасоль (какая?) ... и т.д. - Измените слова по образцу:
сделан из камня — каменный; сделан из соломы — ... сделан из железа— сделан из резины — .. сделан из стекла — сделан из бумаги — ...; сделан из кожи — ... шляпа из соломы - …..горка изо льда - …варенье из вишни - …варенье из яблок - ….варенье из слив - ….кисель из клюквы - …салат из моркови - …суп из грибов - ….лист дуба -…лист осины- …лист клёна - …лист берёзы -…ветка сосны - …шишка с кедра - … и т.д. - Подберите нужное слово из правого столбика:
глубокая суп
дубовый лужа
большой волосы
русые пруд
гороховый стол - Ответьте полным предложением на вопрос:
Из чего сделан мяч? — Мяч сделан из резины. Он резиновый.
Из чего сделана пирамидка? -
Из чего сделано лото? -.
Из чего сделан мишка? -
Из чего сделана машина? – - Спишите пословицы, дописывая окончания:
Умн... книга, что тепл... для всходов.
Добр... слава лежит, а худ... бежит. - Опишите своего друга, а мы узнаем его:
рост ..., цвет волос ..., глаза ..., нос ..., характер
25. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и скажите, какой он.
Например: он тонкий, длинный, лежит в пенале, им рисуют. - Найдите слова-признаки. Объясните их значение:
Кирпич — это слово тяжелое.
Мяч — это слово веселое.
Флаг — это слово красное.
друг— это слово прекрасное. - Образование притяжательных прилагательных. Ответьте на вопросы:
Чей хвост? Чья морда? Чей хвост длиннее?
Чья лапа больше? Чье ухо лучше? - Образование относительных прилагательных (по образцу):
береза — (какой?) сок, (какой?) лес, (какая?) роща, (какое?) полено;
орех— куст, ... скорлупа, ... ядро; гриб — ... соус, ... дождь, ... пора, ... рагу, ... пирог; огурец— .. крем, ... рассол, ... салат, ... маска; черешня — ... варенье, ... повидло, ... сироп;
перец— ... пластырь, ... настойка; арбуз — ... корка, ... сок семена, ... варенье. - Образование страдательных причастий в прошедшем времени. Измените слова по образцу:
ранить—раненый солдат;
услышать — раскрыть — обработать — вылечить — ; перевязать —
Слова для справок: рана, разговор, поле, книга, больной. - Образование действительных причастий настоящего времени. Измените слова по образцу:
Щеглы, которые прилетают, — прилетающие щеглы. Птенцы, которые пищат, —
Мальчик, который читает, — и т д. - Образование сравнительной степени имен прилагательных. Сравните предметы. Например:
Красивая ручка, а эта еще красивее.
Чистая тарелка, а эта и т.д. - Образование прилагательных от наречий и наречий от прилагательных:
быстро — быстрый, горячий — горячо, чисто — чистый, глубокий — глубоко и т. д. - Образование качественных прилагательных от существительных: Если днём ЖАРА, то день ЖАРКИЙ. А если; МОРОЗ -…СОЛНЦЕ - …СНЕГ - …ВЕТЕР -…ДОЖДЬ -….
- Образование притяжательных прилагательных от существительных: У собаки лапа собачья, а у…КОШКИ -…ВОЛКА - …ЛЬВА -…МЕДВЕДЯ -…ЛИСЫ-.
- Образование прилагательных с ласкательным значением. Например:
береза тонкая, а березка — ... (тоненькая).
- Составление словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными (устно или по картинкам):
У Коли петух. Это Колин петух.
У Кати утка. Это Катина утка.
У Сани самолет. - Распространите предложения, добавляя к предметам определения:
На скамейке сидел кот. На деревянной скамейке сидел пушистый кот. - Измените прилагательное, согласуя его с существительным. Прочитайте предложение и запишите его, раскрывая скобки:
(Высокий) сосны развесили свои (пушистый) лапы. - Распространите предложение путем введения наречий (по картинкам, по демонстрации действий). Например:
Лиса крадется (как?) ... (осторожно).
Упражнения для практического овладения грамматическими категориями глагола
- «Кто как голос подает?»
Корова — МЫЧИТ, Собака — и т.д. - К названиям предметов подберите из правого столбика названия действий:
Плотник (что делает?) ... красит
Маляр (что делает?) ... строгает
Учитель (что делает?) ... учит - Составьте предложения по образцу:
Крик журавлей —журавли кричат.
Стук дятлов —
Писк мышат —
Треск кузнечиков — - Измените по образцу:
Они кричат—я кричу.
Они молчат—
Они стучат—
Надо чистить — я чищу.
Надо искать —
Надо точить — - Измените слова по образцу:
Я стучу, (стучал, буду стучать)
ТЫ
Он ОНА
МЫ
ВЫ
ОНИ... - Измените слова:
СЕГОДНЯ ВЧЕРА ЗАВТРА
Я рисую. Я рисовал. Я буду рисовать.
Я пью. Я Я
Я учу. Я... - Выпишите из стихотворения слова, которые обозначают действия.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучала окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(М. Исаковский) - По действиям узнайте, о ком идет речь:
Ржет ... . Мычит .... Лает ... и т д.
Летает, жужжит, жалит. (Кто это?) ... и т д. - Отгадайте загадку. Назовите слова, которые обозначают действия.
10. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок — подарить; одержать победу —
быть гостем — ...; сделать запись —
найти решение — ...; покрыть краской —
положить боль — ...; оказать помощь —
заниматься лепкой — ...; излучать свет
испытывать жалость — - Игра Кто больше? (на время). Образуйте слова (с помощью приставок и т.д.)
ход, лет, держать и т.д. - Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное. Измените слова по образцу:
Аня поливает цветы. Таня поливает цветы. —Девочки поливают цветы. - Преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени. Измените по образцу:
Девочки поливают цветы. —Девочки поливали цветы. - Преобразование глаголов в прошедшем времени. Изменит слово в скобках, чтобы действие произошло в прошлом:
Папа (купить) хлеб. Мама (купить) молоко. Утро (быть> свежее. - Вставьте пропущенные названия действий:
Сережа долго ... задачу. Он ... ее только вечером. (Решал, решил).
Мама ... квартиру два часа. Наконец она ... ее. (Убрала, убирала). - Образуйте слова-действия:
СМЕХ—Я (что делаю) смеюсь.
УЛЫБКА —
РАДОСТЬ -
СОН— и т д.
Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме:
- мальчик, открывать, дверь
- сидеть, синичка, на, ветка
- груша, бабушка, внучка, давать
- Витя, носить, трава, кролики, для
- Петя, купить, шар, красный, мама
Добавление предлогов в предложение:
Птенец выпал …гнезда.
Почки распустились…деревьях.
Лена наливает чай…чашки.
Щенок спрятался…крыльцом.
Пёс сидит …конуры.
Предварительный просмотр:
Акустическая дисграфия.
Акустическая дисграфия, встречается в наше время очень часто у младших школьников.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие
- звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш),
- свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж),
- аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С).
Также проявляется
- в неправильном обозначении мягкости согласных на письме «писмо», «лубит», «больит».
Профилактика и коррекция.
Профилактика акустических дисграфий состоит в коррекции звукопроизносительной стороны речи, которую нужно начинать с раннего возраста. Грамотное письмо фундаментально закладывается еще в период устного общения.
Коррекцию устной речи следует начинать с выяснения специфики недостатков произношения, определения правильности произнесения звуков изолировано, в слогах, словах, в самостоятельной речи.
Метод предъявления изображения предметов на карточках. Ребенок должен сказать, что изображено на картинке. Как правило, картинки подбираются в соответствии с определенными группами звуков:
- Звонких и глухих: собака, белка, баклажан, паук, пальто, сапоги, кастрюля, ботинки, дерево, удочка, дом, грибы, гараж, вагон, ключ, кирпич, лейка.
- Свистящих: самолет, лиса, апельсин, зубы, язык, забор, лицо, цапля, ножницы.
- Шипящих: шарик, шуба, лягушка, пожарник, ежик, часы, мочалка, печенье, ящерица, ящик, щетка.
- Сонорных: речка, летчик, кольцо, колготки, парикмахер.
Затем ребенку предлагается повторять чистоговорки, словосочетания с обследуемым звуком, например:
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры, до времени. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Жужелица жужжала и ужалила ужа и ежа.
- Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа. - Огорченная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
- Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси.
- У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже.
- В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.
Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет. - Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
- Шишки скользкие шуршали, шумно
шлепались с сосны. Слоем снега, словно
шалью, скроет шишки до весны.
При обследовании фонематического восприятия ребенку можно предложить карточки, на которых изображены предметы, близкие по звучанию, но разные по смыслу: коза-коса, бочка-точка, мишка-миска, жук-сук, лужа-лыжа.
Упражнения.
- Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова , в середине или в конце (юрта, каюта, убираю). Теперь прочитай слова и найди них мягкие согласные, какой звук их смягчает? (Рюмка, изюм, блюдо)
- Прочитай слова и найди в них букву «ш», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (шапка, мишка, малыш)
- Прочитай и спиши слова. Скажи, что они обозначают? Ров-рев, лук-люк, рад-ряд, рамка-лямка.
- Придумай небольшой рассказ со словами нос, нёс, мышка, мишка, крыса-крыша, вата-фата, сова-софа, шар-жар, уточка-удочка, точка-дочка.
- Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое слово лишнее по смыслу? («самокат»).
- Вставь пропущенные буквы:.уб, .уп , л . ст, ло. ка, су.ка, бе.ка. варе.ка, ко.а, ро.а, тетра.ь, ру.ка, .ыква, сто., ко.а, ду.
- Найди и зачеркни букву «ш»:
Вешалка в школе.
В Дашиной школе удобная вешалка. Школьники вешают шубы и куртки на вешалку, шапки кладут на полку, а башмаки — в мешок. У школьников на вешалке порядок.
- Найди ошибки:
Лода причалила к берегу.
Сторож окрыл ворота.
Идет разрузка овощей.
Посели первые фрукты.
Дует холоный ветер.
Список литературы:
- Коваленко О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие/ О.М. Коваленко.-М, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия: дидактический материал. Книголюб. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "ПОСУДА"
Дети в игровой форме овладевают грамматическим строем языка....
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Памятка для родителей II (формирование лексико-грамматического строя речи)
В памятке представлены упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР, СНР. Получая домашнее задание по атоматизации звуков от логопеда, родители могут, используя эт...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт
конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...
Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе
Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...
Консультация для воспитателей «Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ОНР посредством применения различных игр и упражнений на занятиях и повседневной жизни ребёнка»
Работа над развитием речи детей во время режимных моментов, на коррекционном часе воспитателя....