Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.
план-конспект по теме

Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt_infourok.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.
(2 класс)

Тема: Дифференциация букв д-т в слогах, словах, предложениях.

ЦельСовершенствование навыков в дифференциации звуков и букв Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование умения различать звуки [д] - [т] по акустическим признакам;
  • формирование умения составлять слова, словосочетания, предложения и записывать их;
  • формирование умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • развитие слогового анализа и синтеза.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

Оборудованиемультимедийная презентация, цветные карандаши, тетради.

Структура занятия:

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе .

III. Основная часть.

IV. Применение знаний и способов действий.

1.​ Дифференциация д-т в слогах.

2.​ Дифференциация д-т в словах.

3. Физкультминутка.

4.​ Дифференциация д-т в словосочетаниях.

5.​ Дифференциация д-т в предложениях.

X. Рефлексия деятельности

Ход занятия

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности

"Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает"

Активизировать внимание детей.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в коррекционный процесс.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Сообщение темы и цели в виде проблемного задания – загадывания загадок.

Отгадайте загадки.

Шея длинная такая,
Хвост крючком.
И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи — нет! (Двойка)- Назовите первый звук в слове двойка  


То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

Назовите первый звук в слове тетрадь.

О каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня?

Отгадывание загадок. Выделение первых звуков из слов двойка и тетрадь

Формулировка темы занятия.

Создать мотив для включения в коррекционный процесс.

Формировать умение вслушиваться в звучание слова; узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.

Развивать логическое мышления, умственные способности, быстроту умственных реакций.

Основная часть.

Сопоставление звуков [д], [т] по артикуляции, характеристика звуков.

Раздаются зеркала.                "В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки [Д] и[ Т]?"  
http://festival.1september.ru/articles/508431/img9.jpg

Язык направлен вверх или вниз?
http://festival.1september.ru/articles/508431/img10.jpg

А воздушная струя теплая или холодная?

Каким цветом мы обозначаем звуки [Д], [Т]? Почему?

Приложите руку к горлу.

Голосовые связки  вибрируют или нет при произнесении звука [Д]?

Голосовые связки  вибрируют или нет при произнесении звука [Т]?

Губы разомкнуты.

Язык кончиком прикасается к верхним зубам. Боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам.

Воздушная струя теплая


Синим, это твердые согласные

При произнесении [Д] голосовые связки работают. (Горлышко дрожит)

При произнесении [Т] голосовые связки не работают. (Горло не дрожит)

Сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе данных звуков, уточнять их звучания, сходство и различие.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация [Д]-[Т] в слогах.

 Ира "Кто самый внимательный?"

Графический диктант

Чтение слогов по таблице.

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

Учитель-логопед рассказывает правила игры. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Д], поднимите руку, если услышишь звук [Т].

дом, ток, дым, туча, дуб, торт.

Запишите первую букву каждого слога да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для

Запишите слоги в две строчки та,да ,ди ,ты ,дю,тю,аду ату,оте, оде.

Учитель-логопед дает инструкцию, все вместе читаем слоги,

  • чтобы в них был глухой звук;
  • чтобы в них был звонкий звук;
  • чтобы в них был глухой мягкий звук;
  • чтобы в них был звонкий, твердый звук.

Дети выполняют инструкцию.

Дети делают запись в тетради (д, д, т, д, т, д, т, т, )

Дети делают запись в тетради (т, д, д, т, д, т, д, т, т, д)

Различать звуки [Д]-[Т] на уровне слогов.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д-т в словах. Игра "Слова рассыпались"

Графический диктант слов

Списывание.

Помоги собрать слово из слогов.

да-по-рог

ти-бо-нок

Утюг, удар, утро, ветер, удача, метла, ладонь, помидор.

Перепишите слова, вставьте буквы Д и Т.

Боро_а, воро_а, пого_а, капус_а, ве_ро, с_рела.

Дети составляют слова из слогов. Записывают слова (подарок и ботинок). Проводят самопроверку.

Запись в тетрадях букв.

Дети записывают в тетрадь слова.

Развитие навыков звукового синтеза. Умение дифференцировать смешиваемые звуки в словах.

Физминутка.

Раз -  подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.

Повторение действий

Способствовать улучшению процессов памяти и внимания. Снятие напряжения.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д — т в словосочетаниях.

Игра "Морской бой"

К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика

1 тонкая   а.душ

2 долгая   б.хохот 3 летний  в.доска

4 старый  г.работа

5 дружный д.дом

Запись в тетради словосочетания 
3
-а. Звонкий звук подчеркнуть двумя чертами, глухой - одной.

Составление словосочетаний

Запись словосочетания "летний душ".

Дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в словосочетаниях.

Формировать умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация
т-д в предложениях.

Игра "Шифровальщики"

Графический диктант.

Я читаю предложение.

Вы повторяете предложение, считая слова. Показываете количество слов и зашифровываете предложение. Если в слове звук [д] пишите букву д, если [т] пишите букву т. Если оба звука - пишите и д и т. Каждое предложение с новой строки.

Утром дул холодный ветер.

Девочка Тамара надела теплое пальто. Ей будет тепло.

Повторяют предложение, считая количество слов. Показывают количество слов и зашифровываю предложение. Если в слове звук [д] пишут букву д, если [т] букву т..

Автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в предложениях.

Рефлексия.

О каких звуках и буквах мы говорили сегодня?

Чем различаются звуки Д и Т? Что нам помогает их различать и обозначать в нужными буквами

- Что понравилось вам на занятии?

Участвуют в обсуждении,

проводят
самооценку.

Учить давать оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Предлоги В-НА

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Гласные 2 ряда".

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Гласные 2 ряда"....

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки С, Сь и буква С".

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки   С, Сь   и   буква  С"....