Проект Семейные каникулы"
рабочая программа

Пагбаева Билигма Цыренжаповна

Проектом предусмотрен охват двух направлений деятельности педагогов- психологов:

- работа сподросткам, находящимся на различных видах учёта (социально-психологический тренинг по профилактике правонарушений);

- работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних (программа оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, состоящим на различных видах профилактического учёта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_kanikuly-_dlya_setevikov.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

                                                                                     

Проект

«Семейные каникулы».

                                                                   

                                                                       Выполнили:

                        педагог- психолог Кунакова С.Н.

                       педагог- психолог Пагбаева Б.Ц.

г. Улан-Удэ

2021 г.

Преступность несовершеннолетних в последние годы растет непропорционально быстро. Показатель преступности несовершеннолетних обычно считается исходя из соотношения уровня преступности среди несовершеннолетних и количества населения подросткового возраста. Так, за последние 10 лет преступность среди несовершеннолетних выросла  приблизительно в два раза. Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком, а в некоторых регионах – каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных и автомобильных краж и угонов.

Республика Бурятия относится к числу российских регионов с большим количеством правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (1,3% от общего количества детей состоит на учёте в КДН) и неблагоприятной суицидологической ситуацией (4-е место по Российской Федерации, 1-е место в Дальневосточном федеральном округе). Из 791 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в 2021 году, 15,9% проживают в социально неблагополучных семьях, 43,1% в неполных семьях, 5,9% в государственных учреждениях.

10 апреля 2013года была принята Государственная программа Республики Бурятия «Совершенствование государственного управления» от №180, в рамках которой (соответственно Подпрограмме 7 «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка») специалистами Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи был разработан проект «Семейные каникулы».

Данная программа направлена на оказание    психолого – педагогической поддержки и содействия подросткам, находящимся на различных видах учёта и ориентирована на работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних.

Проектом предусмотрен охват двух направлений деятельности педагогов- психологов:

- работа с подросткам, находящимся на различных видах учёта (социально-психологический тренинг по профилактике правонарушений);

- работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних (программа оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, состоящим на различных видах профилактического учёта).

Программа    социально-психологического тренинга

 по профилактике правонарушений обучающихся

 образовательных учреждений Республики Бурятия

Цель программы: профилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся, на основе формирования у них ценностных ориентаций, отработке механизмов эффективного взаимодействия и обучение самостоятельному принятию конструктивных решений.

 Задачи программы:

  1. Формирование у подростков умения управлять своим

эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия.

  1. Формирование ответственного у подростка за свои поступки,

повышение уровня знаний   о причинах и последствиях правонарушений.

  1. Выработка   эффективных поведенческих навыков противодействия

негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

  1. Целенаправленное воздействие на когнитивные процессы личности

с целью повышения ее способностей принимать конструктивные решения.

  1. Установление позитивных и доверительных отношений между

несовершеннолетними.

Ожидаемые результаты:

  1. Овладение эффективными навыками самоконтроля и оценки собственного поведения.
  2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

Механизм реализации программы:

Программа состоит из комплекса занятий, предназначенных для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и состоящих на различных видах учёта.  

Реализация программы рассчитана на 7 занятий.

Продолжительность занятий: 90 мин.  

Периодичность: два раза в неделю.

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков:

• Первый блок посвящен открытию и осознанию уникальности особенностей  подростка,  трансляции самоутверждения в индивидуальную стратегию взаимодействия подростка  с социумом, родителями;  

• Второй  блок направлен на развитие и выявление особенностей эмоционально-личностной и поведенческой сферы подростка и формированию навыков  преодоления стрессовых ситуаций.

• Третий  блок направлен  на умение эффективно общаться  с другими людьми, в том числе и со сверстниками, особенно в ситуациях риска.

Формируемые компетенции: коммуникативная; рефлексивная, позволяющая осуществлять самоконтроль, саморегуляцию и саморазвитие собственной личности; ценностно-смысловая; компетенции личностного совершенствования, социальная.

Критерии определения уровня достижения планируемых результатов: 

1. Развитие основных коммуникативных навыков.

2. Владение приемами самопрезентации в группе, с другими людьми.

3. Расширение и углубление самопознания.

4. Умение принимать конструктивные решения в сложных и проблемных ситуациях общения.

5. Владение навыками саморегуляции и умением моделировать саморазвитие.

 6. Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

7. Развитие рефлексивных умений.

8. Сформированность

Материалы и оборудование: флипчарт (переносная рабочая доска), бумага для работы на флипчарте, ватман, листы А4, цветные карандаши, бумага А5, фломастеры, гуашь, восковые мелки, ручки, конверты, карандаши цветные, карандаши простые, раздаточный материал (по каждому занятию).

Учебный план программы

п/п

Наименование блоков (разделов)

Кол-во

занятий

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

1

I блок

«Познаю себя»

2

3

1

2

2

II блок

«Сделай себя сам»

2

3

1

2

3

III блок

«Взрослые шаги»

3

4,5

1,5

3

Итого

7

10,5

3,5

7

Каждое занятие состоит из трех основных частей:

- Вводная часть.

- Информационная часть.

- Заключительная часть. 

Информационная часть должна содержать материалы, соответствующие теме занятия, так же здесь можно использовать диагностические методики.

Заключительная часть занятия обязательно должна включать рефлексию или подведение итогов, любые другие формы контроля.

Виды упражнений и формы групповой работы:

 1.Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

 2. Игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу и самораскрытия.

3.Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки способности к конструктивному взаимодействию.

4.Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

5.Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.

6.Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.

7.Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и ведущим.

Ниже приведены примерные упражнения, которые можно использовать в разных частях занятия.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Наименование блоков (разделов)

всего часов

в том числе

форма контроля

теоретических

практических

1

I блок

«Познаю себя»

1.1

Занятие № 1.

- Упражнение: «Правила тренинга».

- Упражнение «Знакомство».

- Упражнение «Линия жизни».

- Упражнение. «От третьего лица»

- Упражнение. «Анализируем себя».

- Упражнение «Жизненные цели».

1,5

0,5

1

Наблюдение,

рефлексия

1.2

Занятие № 2.

- Упражнение «Продолжение знакомства».

- Упражнение «Мы разные».

-  Упражнение «Кто я?».

- Тест «Какой Я?»

- Упражнение- игра «Да и нет не говорите».

- Упражнение «Рисунок по инструкции». 

1,5

0,5

1

Наблюдение,

рефлексия

2

II блок

«Сделай себя сам»

2.1

Занятие № 3.

- Упражнение «Для приветствия».

- Упражнение «Те, кто».

- Упражнение «Имена чувств».

- Упражнение «Эмоции в моем теле».

- Упражнение «Десять комнат».

- Упражнение «Слова гнева».

1,5

0,5

1

Наблюдение,

рефлексия

2.2

Занятие №4.

- Упражнение «Ритуалы приветствия».

- Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс».

- Упражнение «Бумажные мячики».

- Упражнение «Притча о жизни – разноцветная реальность».

- Упражнение «Плохо – хорошо».

- Упражнение «Выход из трудных ситуаций».

1,5

0,5

1

Наблюдение,

рефлексия

3

III блок

«Взрослые шаги»

3.1

Занятие № 5.

- Упражнение «Броуновское движение».

- Упражнение «Пруд».

- Упражнение «Коллекционер».

- Тест «Стили поведения в конфликте».

- Упражнение «Физиономист».

- Упражнение «Преодолей стену».

1,5

0,5

1

Анкетирование

3.2

Занятие № 6.

- Упражнение «Продолжи…»

- Упражнение- игра «Острова».

- Упражнение «Что я выиграю / что потеряю».

1,5

0,5

1

Наблюдение,

рефлексия

3.3

Занятие №7.

- Игра «Скала».

- Групповая дискуссия «Как не допустить ситуацию риска».

- Упражнение «На приеме у специалиста».

- Упражнение «Электрическая цепь».

- Упражнение «Табу».

1,5

0,5

1

Анкетирование

Итого

10,5

3,5

7

Программа

оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, состоящим на различных видах профилактического учёта

Организация оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, создание условий для повышения их компетентности в вопросах образования и воспитания, является актуальной   в связи с тем, что формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

-социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

-глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, -не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности,

-отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

   При этом, уровень знаний и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание, образование и здоровье детей   остаётся низким.

Цель программы: Формирование компетенций грамотного выстраивания детско-родительских отношений в профилактике противоправного поведения.

Задачи программы:

1. Повышение уровня родительской компетентности.

2. Активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития и образования детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности.

3. Обучение родителей анализу типичных ошибок в семейном воспитании детей, в том числе своего собственного поведения, родительских взаимоотношений.

4.Снижение роста числа правонарушений несовершеннолетних, через работу с родителями.

5.Способствование организации психологического комфорта и безопасности детей в семье.

6. Оказание адресной психологической помощи семьям.

Принципы работы:

 - комплексность;

- дифференцированность;

- многоаспектность;

- последовательность;

- законность;

- партнерство.

Форма реализации: лекции, беседы, наглядный материал, консультации.

 Материалы и оборудование: флипчарт (переносная рабочая доска), бумага для работы на флипчарте, ватман, листы А4, ручки, карандаши простые, раздаточный материал (по необходимости), буклеты, памятки.

Механизм реализации программы:

Программа состоит из комплекса мероприятий, предназначенных для родителей (законных представителей) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и состоящих на различных видах учёта.  

Реализация программы рассчитана на 2 месяца.

Время проведения: лекции, беседы - 1 час, тестирование; анкетирование родителей (законных представителей)- 1 час (можно использовать, как часть занятия); консультации- не менее 1 часа.

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков:

Первый блок- лекции, беседы, в рамках «Школа ответственного родителя».

Второй блок - консультативная помощь родителям (законным представителям), направленная на коррекцию и реабилитацию детско- родительских отношений.

Третий блок- создание и распространение буклетов и памяток для родителей. 

Инструменты оценки эффективности программы: беседа, наблюдение, анкетирование.

План   I блока программы.

п/п

Тематика занятий.

Кол-во

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

Школа ответственного родителя.

9

9

8

1

1.

Формирование ответственного родительства.

1

1

1

2.

Роль семьи в профилактике правонарушений.

1

1

1

3.

Профилактика жестокого обращение с детьми.

1

1

1

4.

Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений.

1

1

1

5.

Молодежные субкультуры.

1

1

1

6.

Профилактика зависимого поведения.

1

1

1

7.

Как управлять неуправляемыми подростками.

1

1

1

8.

Умеете ли вы любить своего ребенка?

1

1

1

9.

Тестирование.

Анкетирование.

Рефлексия.

(как часть занятия)

1

1

                               

При проведении занятий можно использовать анкеты, буклеты и памятки для родителей.

Литература:

  1. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / Г. Э. Бреслав, А. Н. Волкова, Г. Г. Гарскова и др. ; под ред. Н.М. Платоновой. – СПб. : Речь, 2004. – Из содерж.: Гл. 4. Опыт организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к агрессии. – С. 225-330.
  2. Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.
  3. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пособие / Б. Н. Алмазов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – Из содерж.: О системе профилактики детской безнадзорности. – С. 47-67.
  4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).
  5. Афонин И. А. Психологические аспекты управления кризисной ситуацией в подростковом возрасте / И. А. Афонин, Ю. А. Володина, А. Е. Овчарова // Мир образования – образование в мире. – 2014. – N 4. – С. 222–228
  6. Баринова О. В. Особенности проявления профессиональной компетентности педагогов-психологов в работе с трудными подростками // Воспитание школьников. – 2014. – N 1. – С. 53–56
  7. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. - 2017. - №5
  8. Вишнева О. Г. Мастер-класс «Гражданско-правовое воспитание : подросток в системе правоотношений» // Классный руководитель. – 2015. – N 2. – С. 91–100.
  9. Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение. Материалы для специалистов. Санкт- Петербург. Изд. Медный всадник, 2013.- 87 с.
  10. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учебно-методическое пособие / . – М.: Московский псих. - соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 240 с.
  11. Девиантология: хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007. – 411 с.
  12. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. - М.: Академия, 2009. - 235 с.
  13. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004. -256 с.
  14. Ибрагимова, А.М. Органы внутренних дел как путь профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования / А.М. Ибрагимова // Российский следователь. - 2010. - № 4. - С. 37-38.
  15. Молодежные субкультуры// Инспектор по делам несовершеннолетних. -2019.-№ 2
  16. Павлова М.А. - Педагогические технологии работы с «трудными» детьми. -Волгоград: Учитель, 2011- 41с.
  17. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Методические рекомендации. Сост.: Баталова Э.Т., Вафина А. М., Соркина Ж. В., Казань. 2019.- 34с.
  18. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост.: М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207с.
  19. Раттер, М. Помощь трудным детям : пер. с англ. / М. Раттер ; под общ. ред. А. С. Спиваковской ; предисл. О. В. Баженовой, А. Я. Варга. — М. : Прогресс, 1987. — 424 с.
  20. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А. С. Чернявская. — Минск : Нац. ин-т образования, 2009. — 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная академия"

В работе представлен прект развития воспитательной работы в школе...

Проект "Семейная академия" (презентация)

Презентация проекта по развитию воспитательной работы в школе...

Социально педагогический проект "Семейный клуб"

Социально педагогический проект...

Проект "Семейно-классные каникулы"

Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...

Проект "IT-каникулы"

Пространство для доступных видов деятельности, круг возможностей развития и самореализации детей и подростков можно существенно расширить, используя информационные технологии не только на уроках...

паспорт педагогического проекта "Зимние каникулы в ДОУ"

После длительных новогодних праздников детям достаточно тяжело входить  в учебный процесс. Для того, чтобы это происходило минимально заметно  для детей, проводятся в ДОУ зимние каникулы. Бе...

Программа занятий в рамках проекта "Умные каникулы". Направление "Нарисованная мудрость"

Программа  занятий в рамках проекта "Умные каникулы". Направление "Нарисованная мудрость"...