Кружок ЮИД
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
К сожалению, во многих случаях, участниками и жертвами дорожно-транспортных происшествий с наиболее тяжкими последствиями являются дети. Действия ребенка на дороге часто непредсказуемы, нелогичны и беспомощны, конечно, такое поведение ведет к возникновению дорожно-транспортных происшествий, увеличению травматизма на дорогах и эта проблема беспокоит людей не только в нашей стране и в нашем регионе, но и во всех странах мира.
Проанализировав мировую статистику по количеству несчастных случаев с детьми, было выяснено, увеличение детской смертности и повреждения здоровья в большей степени происходит в результате дорожно-транспортных происшествий.
Некоторая осознанность в поведении ребенка на дороге и при обращении с пожароопасными окружающими предметами появляется только к 10-12 годам. И, следовательно, чем раньше ребенку оказать помощь в овладении умениями и навыками безопасного поведения, тем спокойнее мы будем за его будущее. Такая работа будет эффективной в том случае, если она системна и целенаправленна. Поэтому, педагогический коллектив МКОУ СОШ№5 в период летних каникул продолжит свою деятельность по профилактике ДТП, создав в летнем лагере условия для формирования у детей, как участников дорожного движения, активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения.
Основными задачами в работе с детьми в период проведения смены летнего лагеря педагогический коллектив МКОУ СОШ№5 считает формирование у детей устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, обучение их практическим методам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (через проведение тематических мероприятий: акций, игр, конкурсов, патрулирования на дорогах и др.).
Данная программа рассчитана на детей 6,5-14 лет, и направлена на то, чтобы соблюдение ими правил безопасного поведения в современных условиях дорожного движения было осознанным и естественным.
Отличительной особенностью программы является то, что реализация программы «ЮИД» позволит детям усвоить на познавательном и эмоциональном уровне Правила дорожного движения, Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Поможет в формировании умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах села, увеличит количество детей и подростков, активно работающих по пропаганде безопасного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций с участием детей, в том числе и воспитанников лагеря.
Актуальность программы.
В настоящее время серьезную озабоченность у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов образования, здравоохранения, общественности вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Цифры статистики дорожно–транспортных происшествий, к сожалению, не становятся меньше. А дети, как малоопытные участники дорожного движения, нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Проявляя невнимательность, недисциплинированность при переходе проезжей части, на шумных перекрестках, загородных дорогах, оказавшись в аварийной уличной ситуации, они не умеют принять разумного решения, обезопасить себя. Из-за отсутствия практических навыков безопасного поведения на дорогах, наши маленькие пешеходы и велосипедисты допускают нарушения правил дорожного движения, поэтому мы стоим перед необходимостью формирования навыков безопасного поведения и их соблюдения, активизации пропагандистской деятельности, увеличения количества мероприятий, результатом которых явилось бы приобретение детьми практических умений и навыков безопасного поведения на улицах.
Учитывая современные требования и нормативно-правовые документы (Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г.ст. 29 «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах»; приказ Министерства образования РФ № 354 от 09.09.1996г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»; Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, от 01.06.2012г. № 761; Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".)
МКОУ СОШ№5 ведет активную и содержательную работу по пропаганде Правил дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и организация летнего оздоровительного лагеря в период летних каникул является логическим продолжением этой системной деятельности.
Содержание программы
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения. Ребята не только обучаются сами, но и ведут пропагандистскую деятельность: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, защищают честь лагеря, работают с младшими отрядами. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения, ППБ уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД, сотрудниками МЧС и родителями. Благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения, толерантности.
Программа направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения. Дети обучаются ПДД, поведению на улице и непредвиденных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья, привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Содержание программы состоит из трех уровней сложности:
Первый уровень: дается общее значение правил дорожного движения, правил поведения в экстремальных ситуациях.
Второй уровень: углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды.
Третий уровень (практический)- умение применить правила дорожного движения, правила поведения в экстремальных ситуациях.
Научить применять правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную, экстремальную ситуацию и найти правильное решение.
Методы, используемые при реализации программы:
- В обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, наглядный (изучение правил на улицах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр фильмов, обучение).
- В воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволит сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых лагерных мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
- Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный»;
- Игра по станциям «Волшебный автобус»;
- Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д).
- Аукцион знаний (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.
Мотивация детей и подростков к деятельности обеспечивается:
- личным интересом детей и подростов;
- стремлением к самореализации и творчеству.
Направления деятельности
Информационное - обучение детей ПДД, ПЧС формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах, в общественных местах и экстремальных ситуациях.
Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ, в ЧС.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, правил в ЧС как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество занятий | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Занятие № 1. Введение. | 2 | 1 | 1 |
2. | ||||
Занятие № 2. История автомототранспорта. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Занятие № 3. Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина. | 1 | 1 | |
4 | Занятие № 4. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Пешеходные переходы. Виды пешеходных переходов. Задание: нарисовать рисунки. | 2 | 1 | 1 |
5. | Занятие № 5. Светофор. | 2 | 1 | 1 |
6. | Занятие № 6. Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. | 2 | 1 | 1 |
7. | Занятие № 7. Обязанности водителей. Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом. Подготовка выступления агитбригады | 2 | 1 | 1 |
8. | Занятие № 8. Перекрестки и их виды. Игра-викторина «Знатоки ПДД» | 2 | 1 | 1 |
9. | Занятие № 9. Основы доврачебной помощи. Травмы. Первая помощь Правила переноски пострадавшего. | 2 | 1 | 1 |
10. | Занятие № 15. Проверка ЗУН в игровой форме. Игра «Безопасность.ru» | 3 | 1 | 2 |
По итогам освоения программы обучающиеся должны знать:
- Историю развития Правил дорожного движения, правил в ЧС;
- О первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- Серии дорожных знаков и их представителей;
- Новые формы агитации и пропаганды ПДД, правил в ЧС;
уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, ПЧС, выделять нужную информацию;
- читать информацию по условным знакам;
- оценить дорожную, экстремальную ситуацию,
- участвовать в конкурсах;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
Список литературы
- Титов С.В. «Здравствуй лето!» г. Волгоград «Учитель» 2010г.
- Карпушина Т.Н. «Летний отдых детей». М. 2011г.
- Лунина А.Д. «Коллективные творческие дела» М., 2010г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «Кипарис» Педагогическое общество России, М., 2009г.
- Козак О.Н. «Игры и забавы во время каникул», «Союз» г. С-Петербург., 2010г.
- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2009год. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.
- Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2010 год.
- Ковальчук В.И. Игровой курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.
- Официальный сайт ГИБДД МВД России www.gibdd.ru/regions/show/75
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Кружок "Юные инспекторы движения"
В целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Кружок "Уроки здоровья".
Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....
кружок "Диалог"
календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...
Кружок "Школьный корреспондент"
Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....