положение об индивидуальном учебном проекте обучающегося
материал
Положение о подготовке и защите обучающимися индивидуального учебного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_individualnom_uchebnom_proekte.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ № 25
г. Нижнеудинск»
______________ / Л. И. Горностаева/
Приказ № 101 – од от « 01» 09 2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Об Индивидуальном учебном проекте обучающегося
МКОУ «СОШ № 25 г. Нижнеудинск»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ООО, основной образовательной программы.
1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности его оценки.
1.3. Индивидуальный проект является объектом оценки УУД, сформированных в ходе освоения основной образовательной программы ООО.
1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для
каждого обучающегося уровня ООО.
1.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися самостоятельно под руководством педагога-тьютора в рамках одного или нескольких учебных предметов.
1.6. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
1.9. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося.
Цель проектной и учебно-научно-исследовательской деятельности – способствовать развитию личности, а именно:
- формировать универсальные учебные действия учащихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности;
овладевать практико-ориентированной деятельностью при помощи:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов исследования и определения конкретного результата;
развивать творческие способности учащихся на основе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания,
- владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;
- общения и сотрудничества обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителями учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- научно- исследовательской и проектной деятельности.
Основные преимущества проектной и учебно-научно-исследовательской деятельности обучающихся:
- творческое и личностное развитие обучающегося, возможность самореализации;
- повышение интереса, мотивации к получению знаний, рост уверенности в своих силах, развитие способностей к самообразованию;
- развитие мышления, памяти, коммуникабельности, креативности, что находит абсолютное отражение в современной жизни;
- профессионально-квалификационный рост учителя;
- повышение статуса обучающегося, учителя, школы.
- Характеристика проектной и учебно-научно-исследовательской деятельности 4.1.Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
4.2.В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Принципы организации:
доступности – занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает
освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности; но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;
- естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой; естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;
- наглядности или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;
- культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
- осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником;
- самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.
Стратегия осуществления проектной и учебно-научно-исследовательской деятельности
Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности вызывает значительные изменения в построении микроклимата школы, коренным образом изменяя роль педагога, превращая его из «источника» информации в
«проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.
Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.
Результат проектной, учебно-научно-исследовательской деятельности
Основным требованием введения ФГОС в ООО являются введение в учебный план выполнения обучающимися индивидуального проекта или организация внеурочной деятельности по этому направлению. Индивидуальный проект представляет особую форму организации деятельности обучающихся (исследование или проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно или под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких курсов в любой избранной области.
Личностные, метапредметные и предметные результаты по итогам выполнения индивидуального проекта
В области личностных результатов:
- развитие у обучающихся общих умений и навыков при написании исследовательской работы (структура работы, оформление литературы и приложений, готовить текст доклада);
- формирование и развитие исследовательских умений – видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, определять предмет и объект исследования, давать определения понятиям, классифицировать, доказывать и защищать свои идеи;
- формирование и развитие исследовательских навыков – наблюдения, проведения эксперимента, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- умение представить свою исследовательскую творческую работу – защита.
В области метапредметных результатов:
- понимание роли научного исследования в становлении человека, развитии современного социума;
- общее представление об исследовательской деятельности (цель, значимость, практическое значение и т.д.);
- самостоятельность при организации исследовательской деятельности.
В области предметных результатов:
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем исследовательской работы;
- участие в разработке и реализации исследовательских творческих проектов;
- готовить таблицы, схемы, макеты, чертежи;
- знать и применять методики исследования при организации и оформлении в работе практической части.
- Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
7.3. Требования к содержанию, оформлению проекта
- Индивидуальный проект должен содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы (библиографический список);
- приложения.
- Титульный лист должен содержать:
- название работы, ее вид;
- сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
- сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень);
- указание места расположения ОУ и года выполнения работы - В оглавление должны быть включены:
- введение;
- названия глав и параграфов;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения и соответствующие номера страниц. - Введение должно включать в себя
- формулировку поставленной проблемы;
- обоснование актуальности темы;
- определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы;
- Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно:
- гипотезу;
- методы решения проблемы;
- описание основных рассматриваемых фактов;
- описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).
- В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и
результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.
- Список используемой литературы включает информацию:
- фамилия, инициалы автора;
- название издания;
- год издания;
- № выпуска (если издание периодическое);
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
- законы, постановления правительства;
- официальные справочники;
- художественные произведения;
- специальная литература;
- периодические издания;
- Интернет-источники.
- Система оценивания проектной, учебно-научно-исследовательской деятельности
За работу над проектом обучающийся получает две отметки по предмету, по которому готовил проект. Первая отметка выставляется руководителем проекта за подготовительную работу. Вторая отметка выставляется экспертной комиссией при защите проекта.
Критерии оценивания проекта руководителем
(подготовительный этап)
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Максимальное кол-во баллов | Самооценка | Оценка руководителя проекта |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | 1 | ||
Верно ли определил автор актуальность работы? | 1 | |||
Верно ли определены цели, задачи работы? | 2 | |||
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | 2 | ||
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | 1 | |||
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 | ||
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |||
Качество содержания проектной работы | Выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 | ||
Оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |||
В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |||
Есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |||
Есть ли у работы перспектива развития | 1 | |||
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | Интересная форма представления, но в рамках делового стиля | 1 | ||
Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | 2 | |||
Форма материала соответствует задумке | 1 | |||
Текст легко воспринимается | 1 | |||
Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи | 1 | |||
Итого | 23 |
«Удовлетворительно» - 9 – 12 баллов;
«Хорошо» - 13 – 19 баллов;
«Отлично» - 20 – 23 балла.
Критерии оценивания проектов экспертами
(этап защиты проекта)
Критерий оценивания | Максимальное кол-во баллов | |
Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» | ||
Цель не сформулирована | 0 | |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 | |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 2 | |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения | 3 | |
Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» | ||
Проблема проекта не сформулирована | 0 | |
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | 1 | |
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | 2 | |
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | 3 | |
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» | ||
Тема проекта не раскрыта | 0 | |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 | |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 | |
Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» | ||
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 | |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 | |
Критерий «Соответствие выбранных способов работы | ||
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 | |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 | |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 | |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 | |
Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» | ||
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 | |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 | |
Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» | ||
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 | |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 | |
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» | ||
Письменная часть проекта отсутствует | 0 | |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 | |
Критерий «Качество проведения презентации» | ||
Презентация не проведена | 0 | |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | 3 | |
Критерий «Качество проектного продукта» | ||
Проектный продукт отсутствует | 0 | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
«Неудовлетворительно» - 0 – 12 баллов
«Удовлетворительно» - 13 – 18 баллов
« Хорошо» - 19 – 24 балла
«Отлично» - 25 – 30 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
В данной статье дается алгоритм (процессуальное описание) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения....
Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы
Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...
Положение об индивидуальном итоговом проекте
Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальнымпроектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО...
Презентация "Тьюторское сопровождение при составлении индивидуального учебного плана обучающегося старшей школы"
Данная презентация содержит информацию об основных этапах деятельности тьютора по формированию индивидуальных учебных планов обучающихся старшей школы....
Об индивидуальном итоговом проекте обучающихся
Индивидуальный проект, по желанию обучающегося, может быть выполнен в течение одного учебного года (10 класс) или в течение 2-х учебных лет (10–11класс). Выполнение индивидуального итогового про...
Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающегося
Локально-нормативный акт школы, регламентирующий работу обучающихся 10-11 классов и педагогических работников школы над индивидуальным итоговым проектом...
АНАЛИЗ об итогах защиты индивидуальных итоговых проектов обучающимися 11 класса МБОУ «СОШ № 1 им.Д.Хугаева с.Ногир»
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под ру...