Педагогические технологии
материал
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии
Сегодня в условиях быстро меняющегося мира выпускник школы должен самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни, поэтому учитель должен строить стратегию профессиональной деятельности через формирование ключевых компетенций школьников. Как же помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании современных образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, развитие критического мышления, познавательную активность. Для достижения цели ставлю следующие задачи:
- обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся;
- повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- формировать мотивацию к изучению бурятского языка и литературы, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
- совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
- развивать информационную культуру учащихся.
Работаю по теме самообразования «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению бурятского языка и литературы». Целью моей работы является изучение и внедрение в деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее, результативнее.
Основные направления образовательной деятельности:
- использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
- повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла;
- развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся.
Выбор темы для самообразования «Информационно-коммуникативные технологии на уроках бурятского языка и литературы» обусловлен тем, что при изучении роль ИКТ повышается, так как они выступают эффективным средством формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся. В ИКТ учащиеся имеют возможность выбора личностно значимого содержания обучения, типа заданий, их сложности, качественного содержания, скорости изучения. Для создания соответствующих условий использования ИКТ в обучении учитель должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, следовательно, я работаю над:
- методикой использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в рамках изучения тем школьного курса;
- разработкой уроков и фрагментов урока по бурятскому языку и литературе с использованием ЦОР;
- использованием различных методов и форм обучения с применением ЦОР.
Умею применять в профессиональной деятельности специальные ИКТ- компетенции:
- избирательно использовать ИКТ-ресурсы, определять педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;
- работать с дистанционными курсами.
Использование ИКТ-технологий позволяет усилить мотивацию учения:
- путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
- путем ориентации учения на успех (позволяет довести начатое до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
Однако важно понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, помнить не только о положительных, но и об отрицательных последствиях компьютера, особенно в младших классах.
С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:
- развивать интеллект, навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;
- эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;
- разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении;
- проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;
- обеспечивать гибкость управления учебным процессом;
- повышать интерес к изучению бурятского языка и литературы и к учению в целом.
С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому при организации урока с использованием ИКТ придерживаюсь требований:
- чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку за счёт упражнений для снятия напряжения и утомления, улучшения мозгового кровообращения;
- тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении и повторении изученного;
- при итоговом контроле.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Благодаря современным образовательным технологиям и творческой активности учителя развертывается деятельность учеников в учебной и внеучебной деятельности. Достижение поставленной цели вижу также в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; развития критического мышления; метода проектов. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся. Совмещаю традиционные формы и методы обучения с методикой взаимопередачи тем, взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий.
В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который служит формированию мотивации познания у обучающихся. Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, реализация и рефлексия – и разнообразные приемы, которые направлены на развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельность. Использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Использую методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создаю ситуацию успеха.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность учитель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. Цель технологии проблемного обучения – это стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем, также формирование творческого, нестандартного мышления.
Метод проектов как педагогическая технология, ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко изучили тему учащиеся группы, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс-группа-учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно на них указать, чтобы не отбить желание у учащихся принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Внедряю метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности являются исследовательские работы, представленные моими учениками на научно-практической конференции «Шаг в будущее», «Первые шаги», «День бурятского языка» на различные темы. Метод проектов позволяет учащимся научиться планировать собственную работу, с помощью компьютерной презентации представить и оценить результат своей деятельности, составление проекта с использованием ИКТ предполагает у школьников наличие информационной культуры. Поэтому я использую проектирование и в урочной деятельности. Выбираем учебный проект, потому что он дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в паре или в группе, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Темы для исследований выбираю интересные с точки зрения учащихся и в то же время значимые с точки зрения повышения их интеллектуального уровня, то есть темы, позволяющие заглянуть за рамки школьной программы.
Применяю коллективный и групповой способ обучения. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Создаю такие задания, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. Также приёмы технологии позволяют работать с учётом ведущей системы восприятия обучающихся. Учет ведущего канала восприятия является проявлением индивидуального подхода в обучении. Эффективным считаю обучение, когда цель, поставленная учителем, становится целью самих учащихся. Процесс познания происходит более активно и глубоко. Стремление разобраться в каком-либо вопросе побуждает учащихся к исследовательской работе. Поэтому во многие уроки включаю лингвистический эксперимент, развивающий не только мышление, но и языковое чутьё. Один из приёмов создания мотивации изучения темы – приём «открытия детьми темы», опирающийся на психологические особенности детского восприятия, естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме; ответить на вопрос, возникший в ходе учебного диалога; увидеть незнакомое в тексте и попытаться самостоятельно разобраться в нём. Чтобы учение было посильным для всех детей, использую разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Иногда предоставляю детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.
Также практикую уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к бурятскому языку: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в парах в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания. Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
- учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
- информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...