Межрегиональная конференция "Патриотическое воспитание граждан в условиях современного общества",2017
материал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Авторы:
Мемешкина Ирина Владимировна, преподаватель английского языка
Крупенева Алла Михайловна, преподаватель информационных технологий
Смоленск, 2017
1. Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под системой патриотического воспитания понимается деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота.
Патриотическое воспитание включает в себя следующие задачи:
-развитие патриотизма как духовно-нравственной ценности;
-умение ориентироваться в современном мире;
-готовность служить Родине;
-способность быть патриотом в своем окружении.
В основе патриотического воспитания лежат следующие принципы:
-принцип коллективизма;
-принцип комплексности;
-мотивирующий принцип осмысленности учебы и жизни молодежи;
-сбалансированность целей патриотического воспитания.
Содержание патриотического воспитания включает в себя : воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.), а также развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории своей малой родины. Без этого нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота. История родного края - это частица истории России.
Смоленщина с ее древней историей обладает весомым потенциалом в историческом и культурном наследии России в плане гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Исторические и культурные события, происходившие на смоленской земле, имели огромное значение в истории и культуре Российского государства и Европы в целом.
Стены Смоленска – живые свидетели всех невзгод, выпавших на долю государства Российского. С честью пройдя все испытания, не единожды сожженный и разрушенный Смоленск всякий раз возрождался, и сегодня, как и прежде, он остается надежным Западным форпостом России, городом-ключом.
Смоленщина – родина многих других известных в России и в мире людей.
Полет человека в космос состоялся благодаря человеку, рожденному на смоленской земле – Ю. Гагарину.
По количеству и значимости памятников истории и культуры Смоленщина занимает особое место в историко-культурном наследии Российской Федерации.
2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Для решения задач патриотического воспитания применяются различные формы и методы. Один из них — это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые наиболее близки и понятны современным «цифровым» детям.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Овладевая ИКТ, студенты учатся выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов, конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы, создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования, хранить, обрабатывать, передавать и публиковать цифровую информацию, в т.ч. звука, изображений, видео и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях.
Использование современных мультимедийных технологий позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, заниматься исследовательской деятельностью.
Новое информационное пространство предполагает умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. В ходе исследовательской работы происходит формирование у обучающихся чувства высокой гражданственности, патриотизма, любви к своей малой и большой родине. В ходе поисковой научно-исследовательской работы обучающиеся соприкасаются с историей своего города, края, Родины, с историей конкретных людей.. При создании проектов обучающиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения задач патриотического воспитания
ИКТ активно внедряется в образовательный процесс, и накапливается большой материал по различным разделам учебно-воспитательной деятельности, центром которого является патриотическое воспитание.
Действенным фактором внедрения ИКТ является совместное сотрудничество преподавателей – предметников и классных руководителей с преподавателями информатики.
Хочется отметить, что некоторые темы выпускных квалификационных работ на Государственной итоговой аттестации по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» предлагаются преподавателями–предметниками. Многие темы имеют гражданско-патриотическую направленность и содержат краеведческий материал: «СМОЛЕНСК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ», «Самые интересные здания города Смоленска», «История развития трамвая на Смоленщине», «События, которые потрясли мир» (теракты ,аварии, войны , природные катастрофы) и др. .
Среди значимых внеклассных мероприятий за последние 2 года хочется отметить следующие:
- Урок патриотизма «Герои всегда с нами», посвящённое памяти выпускника техникума, героя Российской Федерации, капитана УФСБ Сергея Александровича Железнова;
- урок мужества «Время выбрало нас», посвящённый памятной дате «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»;
- участие студенческой мультимедийной компьютерной презентации «Звезда по имени Гагарин» в конкурсе “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”;
- участие студенческой мультимедийной компьютерной презентации «Ими гордится планета!» о российских и зарубежных космонавтах в конкурсе мультимедийных презентаций и видеороликов «Он улыбнулся звездам и мирам» IV Международного Гагаринского фестиваля;
- конкурс электронных презентаций, посвящённых 72 годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне по темам: «Подвиг детей во время Великой Отечественной войны», «История одного подвига», «Города воинской славы»;
- Устный журнал по дисциплине «Английский язык» «Год экологии»,
- участие в научно-практической конференции студентов и обучающихся «Шаг в науку» (духовно-нравственное направление);
- беседа «С праздниками, Смоленщина!», посвященная 74-ой годовщине освобождения Смоленска от фашистских захватчиков, Дню города Смоленска и 80-летию образования Смоленской области, с совершением видео экскурсии по областному центру, с показом компьютерной презентации «Памятные места Кардымовского района», а так же фильма о Соловьевой переправе;
- урок «Безопасный Интернет»;
- внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в рамках дисциплины «Английский язык» «Российский рубль: прошлое и настоящее»
Воспитанию патриотизма с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует и работа над образовательным проектом, который называется «Виртуальный гид по Смоленску и Смоленской области». Он разрабатывается студентами нашего техникума, как на занятиях, так и во внеурочное время.
Однако, жители Смоленской области, особенно подрастающее поколение, обладают ограниченными знаниями о своем родном крае.
Цель создания виртуального гида - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе краеведческого материала, а также реклама достопримечательностей Смоленского края в рамках внутреннего и международного туризма.
Задачи создания виртуального гида – расширение и углубление знаний о Смоленщине, воспитание уважения к истории и культуре Смоленского края, воспитание чувства гордости за родимый край и любви к малой Родине, реклама туристических возможностей региона в плане гражданско-патриотического воспитания.
Целевая аудитория виртуального гида - образовательные учреждения, детские оздоровительные учреждения, спортивно-оздоровительные учреждения, Дворцы культуры, дома отдыха, санатории, туристические фирмы и т. д.
Виртуальный гид представляет собой систематизацию уже имеющегося материала, в том числе видеоматериалов (документальных и художественных фильмов), интересных компьютерных презентаций, других материалов о Смоленщине, а также разработку новых.
Виртуальный гид может быть представлен в виде сайта, размещен в соцсетях, также записан на цифровые носители.
Виртуальный гид поможет познакомиться с достопримечательностями Смоленского края. Он состоит из двух частей: 1 «Град Велик и мног людьми» (о Смоленске) 2. «Сердце России, ключ к Москве (о Смоленской области)».
Виртуальный гид содержит краткую географическую и историческую информацию о Смоленщине и г. Смоленске, а так же познакомит с достопримечательностями этого уникального региона, расскажет о выдающихся людях края в разделе «Славные имена Смоленщины».
Он окажет большую помощь в преподавании предмета «История Смоленщины» и проведении внеклассной работы в образовательных организациях.
Данный проект позволит проводить он-лайн экскурсии.
Работа по созданию образовательного виртуального гида проводится планомерно и систематично студентами разных курсов и требует много времени. Это связано с большим объемом материала, который необходимо обработать.
При работе над проектом студенты, подбирая, изучая и систематизируя материал, испытывают чувство гордости за свой родной край, доблестные победы предков, за их мастерство, которое дошло до нас через века, за их любовь к родному слову.
4. Заключение
Итак, наш опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности особенно с использованием краеведческого материала позволяет успешно решать задачи патриотического воспитания подрастающего поколения на современном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единство образования и жизни в условиях современного общества
Статья в книге "Единство образования и жизни в условиях современного общества"...
Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества
Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного обществаАвтор: учитель английского языка Ковальчук Л.Г. В нашем современном мире, где взаимопрони...
Статья .«Духовно – нравственное воспитание граждан России в современной школе в контексте стратегии модернизации образования».
Из опыта работы в школе....
статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"
Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...
Воспитание толерантности в условиях современного общества на уроках английского языка
Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, ...
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...