статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"
статья (5 класс) на тему
Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с такими учащимися на уроках социально-бытовой ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Из опыта работы учителя СБО Филимоновой Л.Б. с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества»
Учителем СБО в специальной (коррекционной) школе -интернате VIII вида я работаю с 1989 года. Программа СБО (социально-бытовой ориентировки) направлена на практическую подготовку учащихся 5-11 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих повышению уровня их общего развития и социальной адаптации в условиях современного общества и составлена с учётом возможностей учащихся с ОВЗ, уровня их знаний и умений по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
На всех занятиях работаю над проблемой социального обучения и воспитания учащихся, формированием их социально – бытовой компетенции, которая позволит нашим выпускникам адаптироваться в социуме, найти своё место в обществе и быть, по возможности, самостоятельными.
Поэтому, соблюдая принципы последовательности и систематичности в обучении, при сообщении нового материала использую опыт и знания учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и трудовых навыков и формирования новых.
Занятия по СБО провожу в специально оборудованном кабинете, что помогает выполнению в полном объёме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой по СБО.
В кабинете есть необходимая бытовая техника (эл/плита, холодильник, микроволновая печь, вытяжка, стиральная машина, пылесос, эл/утюги), телевизор, сушилки для сушки белья, посуда (кухонная, столовая, чайная), столовые приборы и приспособления для обработки сырых и варёных овощей.
Усвоению знаний учащимся помогает наглядный материал: таблицы, технологические карты, карточки дежурных, инструкции по охране труда, бланки деловых бумаг, вырезки статей и рецептов из газет и журналов, видеозаписи телепередач.
На практических занятиях учащиеся закрепляют навыки обязательного выполнения санитарно – гигиенических требований и правил техники безопасности при приготовлении пищи, уборке в доме, стирке, утюжке и мелком ремонте белья и одежды.
Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует от учителя освоения новых современных педагогических образовательных технологий, с помощью которых учитель направляет свою деятельность на уроках на формирование универсальных учебных действий и развитие индивидуальных способностей каждого ученика. Различные приемы и технологии, которые я использую на уроках: объяснение, беседы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, практические занятия, просмотр видеофильмов, моделирование и анализ различных бытовых ситуаций с обязательным речевым проговариванием и адекватным отражением в трудовой деятельности. Помогают мне в решении социализации учащихся, стремящихся к достижению поставленной цели, в подготовке их к самостоятельной жизни в обществе, в формировании уверенности учащихся в своих силах и возможностях.
Наилучшим образом для работы с учащимися с ОВЗ применима современная педагогическая технология «Организация самостоятельной деятельности учащихся», она позволяет использовать различные формы работы: как индивидуальные по заданиям учителя, так и групповые виды работ – в парах, в малых и сменных группах. Это приучает учащихся к принятию самостоятельного решения, формирует навыки самоконтроля, воспитывает трудолюбие, умение работать в коллективе, самостоятельность, самокритичность, самоконтроль, развивает устную, диалогическую речь.
Особо хочется отметить темы некоторых сюжетно-ролевых игр: «Ты идешь в гости», «Прием гостей дома», «Правила поведения в гостях», «Получение информации о трудоустройстве по телефону», «Вызов аварийных служб», которые направлены на социализацию наших учащихся, и практические работы по выпечке кондитерских изделий, приготовлению различных блюд, составлению меню, подбору одежды и обуви, навыкам личной гигиены, позволяющие сформировать и закрепить навыки самообслуживания.
В результате обучения по курсу СБО у учащихся сформируются социальная, бытовая и коммуникативная компетенции, что позволит им адаптироваться в социуме, получить профессию, найти работу и стать полноправным членом современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социальная адаптация ребенка к современным условиям жизни"
В современном мире проблема социальной адаптации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот ми...
Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике
В материале рассматриваются приёмы и методы работы учителя....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
Из опыта работы учителя химии......
Адаптация пятиклассников ( из опыта работы учителя истории)
Адаптация пятиклассников ( из опыта работы учителя истории)...
1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...
Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...