Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская грамматика» ( ФГОС СОО) для 10 класса
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_russkaya_grammatika.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 146»
Рассмотрено на методическом объединении МБОУ СОШ № 146 Протокол №____ от__________г. | Принято Педагогическим советом МБОУ СОШ № 146 Протокол №____ от__________г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 146 ______________ В.А. Завьялов Приказ от ____________№______од |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Русская грамматика»
( ФГОС СОО)
для 10 А класса
Количество часов: ___2__ в неделю, __68___ в год.
Срок реализации рабочей программы __2021-2022 уч.г.___
Составитель программы:
Паршикова Елена Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
Новосибирск, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413с изменениями от 29.12.2014 № 1645, 31.21.2015 № 1578, 29.06.2017); основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 146 (с изменениями и дополнениями).
Цели курса :
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи курса:
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Общая характеристика курса
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русская грамматика» будет полезна любому выпускнику школы.
Место учебного курса в учебном плане
Настоящий курс внеурочной деятельности «Русская грамматика» является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 10 класса.
Курс рассчитан на один год- 68 часов, 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: I) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников. 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения являются :
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные функции языка.
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Содержание курса
Часть 1.
1.Введение в курс (4 часа)
2.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (6 часов)
3. Морфологические , синтаксические , орфографические нормы (14 часов)
4.Знаки препинания в предложениях (11 часов)
5.Текст как речевое целое (12 часов)
Часть 2.
1.Сочинение- рассуждение (13 часов)
2.Повторение изученного по курсу ( 8 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1 | Введение в курс. | 1 час | ||
2 | Знакомство с демоверсией по русскому языку. Содержание ЕГЭ по русскому языку. | 1 час | ||
3 | Критерии оценки экзаменационной работы. | 1 час | ||
4 | 1.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 час | ||
5 | 2.Средства связи предложений в тексте. | 1 час | ||
6 | 3.Лексическое значение слова | 1 час | ||
7 | 4.Орфоэпические нормы | 1 час | ||
8 | 4.Орфоэпические нормы. Практикум. | 1 час | ||
9 | 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 1 час | ||
10 | 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Практикум. | 1 час | ||
11 | 6. Морфологические нормы (образование форм слова). Формы имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений. | 1 час | ||
12 | 6. Морфологические нормы (образование форм слова). Формы глаголов. Практикум. | 1 час | ||
13 | 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. | 1 час | ||
14 | 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Практикум. | 1 час | ||
15 | 8.Правописание корней. | 1 час | ||
16 | 8.Правописание корней. Практикум. | 1 час | ||
17 | 9. Правописание приставок. | 1 час | ||
18 | 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). | 1 час | ||
19 | 11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 часа | ||
20 | 11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практикум. | 1 час | ||
21 | 12.Правописание НЕ и НИ. | 1 час | ||
22 | 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 1 час | ||
23 | 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Практикум. | 1 час | ||
24 | 14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи. | 1час | ||
25 | 15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. | 1 час | ||
26 | 15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Практикум. | 1 час | ||
27 | 16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). | 1час | ||
28 | 16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Практикум. | 1 час | ||
29 | 17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 час | ||
30 | 17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Практикум. | 1 час | ||
31 | 18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 час | ||
32 | 18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум. | 1 час | ||
33 | 19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1час | ||
34 | 19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум. | 1 час | ||
35 | 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 часа | ||
36 | 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практикум | 1 час | ||
37 | 21.Функционально-смысловые типы речи. | 1 час | ||
38 | 21.Функционально-смысловые типы речи. Практикум. | 1 час | ||
39 | 22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 час | ||
40 | 22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Практикум. | 1 час | ||
41 | 23.Средства связи предложений в тексте. | 1 час | ||
42 | 23.Средства связи предложений в тексте. Практикум. | 1 час | ||
43 | 24. Речь. Языковые средства выразительности. | 1 час | ||
44 | 24. Речь. Языковые средства выразительности. Практикум. | 1 час | ||
45-46 | Итоговый контроль. Тестирование. | 2 час | ||
47 | Часть 2. Сочинение- рассуждение. Критерии оценки сочинения. | 1 час | ||
48 | Вступление. Проблема. | 1 час | ||
49 | Вступление. Проблема. Практикум. | 1 час | ||
50 | Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста. | 1 час | ||
51 | Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста. Практикум. | 1 час | ||
52 | Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте . | 1 час | ||
53 | Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте . Практикум. | 1 час | ||
54 | Работа над текстом. Выражения согласия и не согласия с точкой зрения автора. Комментарий авторской позиции. | 1 час | ||
55 | Аргументация. | 1 час | ||
56 | Аргументация. Практикум. | 1 час | ||
57 | Заключение в сочинении. | 1 час | ||
58 | Заключение в сочинении. Практикум. | 1 час | ||
59-60 | Работа над текстом. Написание сочинения по тексту. | 2 час | ||
61-62 | Повторение изученного по курсу. | 2 час | ||
63-65 | Пробный экзамен по русскому языку | 4 часа | ||
66 | Анализ пробного экзамена. Трудные моменты экзамена. | 1 час | ||
67 | Обобщение и систематизация знаний по курсу. | 1 час | ||
68 | Консультация к экзамену. | 1 час | ||
| Итого: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"
Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"
Приводится программа внеурочной деятельности для 5-11 классов "Русская лапта"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО
Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский на отлично" 9 класс
Основной целью программы является способствование саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению ег...