Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"
рабочая программа ( класс) на тему
Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_traditsii.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времени поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Программа данного курса предназначена для занятий с учащимися 3 – 4 классов; рассчитана на 70 часов.
Цели и задачи.
Основные цели курса следующие:
- обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
- формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
- дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и их творческого воображения, расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи:
1.Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2.Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3.Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким.
4.Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
Прогнозируемый результат:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;- выявление родовидовых и ситуативно- существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания,
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3.Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления,
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4.Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,
- способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.
Формыпроведениязанятий.
Лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Список литературы:
1. Адамчик В. В. Словарь славянской мифологии, Минск: Харвест, 2010
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984
3. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996
4. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
5. Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
6. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
7. Жуковский В.А. Светлана,, Жуковский В.А. Баллады. М., Художественная литература, 1998
8. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. М., Рипол Классик, 2008
9. Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999
10. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
11. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
12. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
13. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., Белый город, 2006
14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
15. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
16. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование разделов и тем изучаемого материала | Дата | Примечания |
1 | Вводноезанятие. Расселение древних славян. | ||
Календарь | |||
2 - 3 | Славянский календарь, название месяцев | ||
4 | 8 сентября – Род и Роженица, день семейного благополучия. | ||
5 | Новолетие - Славянский Новый год | ||
6-7 | Осенины – праздник урожая. День осеннего равноденствия. | ||
8 | Покров Пресвятой Богородицы – встреча осени с зимой | ||
9 | 30 октября – день богини Макоши | ||
10 | 25 ноября – день Морены | ||
11 | Карачун – день зимнего солнцестояния | ||
12 - 13 | Коляда. Солнечное рождество | ||
14 | 2 февраля - Громница | ||
15 | Сретение – граница зимы и весны | ||
16- 17 | Масленица – встреча весны. День весеннего равноденствия | ||
18 | Ладодение – 30 марта | ||
19 | 7 мая – Пролетье, встреча лета | ||
20 | Троица. Духов день. | ||
21 | Иван – Купала. День летнего солнцестояния. | ||
Пантеон богов славян. Славянская мифология. | |||
22 - 24 | Пантеон славянских богов. | ||
25 - 27 | Духи и существа. | ||
28 - 30 | Волхвы, ведьмы, колдуны. | ||
31 | Суеверия русского народа. | ||
32 - 33 | Образы животных в славянской мифологии. | ||
34 - 35 | Человеческая жизнь от смерти до рождения. Обряды, связанные с рождением, взрослением, свадьбой. | ||
36 | Загробный мир в славянской мифологии. Похоронные обряды древних славян, поминовение усопших. | ||
37 | Гадания | ||
38 - 40 | Герои сказаний и былин | ||
41 - 43 | Мифологическиеобразыврусскойнароднойсказке. | ||
44 - 45 | Мифологическиеобразывживописи,театре,кино | ||
Быт русского народа | |||
46 - 47 | Бытрусскогонарода.Жилище.Обустройстводома.Поселение. | ||
48 - 49 | Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья. | ||
50 - 51 | Быт русского народа. Одежда. Украшения и обереги. | ||
52 - 53 | Игрушки. Русская обереговая кукла. | ||
54 | Быт русского народа. Русская баня. | ||
55 | Русская печь. | ||
56 | Хлеб – всему голова | ||
57 - 60 | Народная аптека. Травник. | ||
61 - 67 | Русские народные игры | ||
68 | Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие. | ||
69 -70 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов
Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России ».
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ВД) составлена на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения программы основного общего образования для 5 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"
Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности. В данной программе выделяется восемь основных т...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Обычаи и традиции бурят" 1-4 классы
Содержание программы знакомит обучающихся с богатой культурой, традициями бурятского народа...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...