Рабочая программа казачьей направленности 5 - 8 классы
рабочая программа (7 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана мною и будет полезна классным руководителям, а также учителям, ведущим класс казачьей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachiy_klass_natale_petrovne.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка:
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений
в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
Человек - воспитание гуманности.
Семья - первый коллектив ребенка.
Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
Знания - поиск истины.
Культура - воспитание духовности.
Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Земля-создание целостного образа мира.
Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, и трудовое воспитание.
С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.1999.» возникает необходимость в создании данной программы.
Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе МБОУ СОШ № 5, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.
Принципы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания
на традициях школы.
4. Личностного подхода в воспитании.
Воспитательный процесс направлен:
на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
формирование общественно необходимых и личностно значимых
качеств личности;
формирование правильного отношения к окружающему миру,
природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Цель данной программы:
Создание представления о фольклоре и традиционной культуре Кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
-сформировать у школьников представления о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества;
- познакомить их с составом и структурой фольклора;
-составить представление о ценностных основах традиционной культуры;
- развивать творческие способности детей;
- формировать у них интерес к научно- исследовательской работе.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Программа предназначена для профильной группы детей казачьей направленности.
Основной формой работы являются учебные занятия:
-занятие- встреча
-занятие- экскурсия
-занятие- праздник
-занятие- конференция
-занятие- конкурс
-занятие- выставка.
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
- внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
- понятие культура- традиционная, этническая и ее состав;
-расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, особенности фольклора народов Кубани;
-культурную и религиозную характеристику народов и этнических групп Кубани;
-особенности и разновидности обрядового костюма;
-постоянные временные типы жилища;
-особенности «языка» кубанских казаков;
- основные занятия казаков;
-воинскую казачью культуру;
-досуговый фольклор в войске, общине, семье;
-календарные семейные праздники;
Уметь:
-изготавливать отдельные элементы обрядового костюма;
-выполнить этнографический рисунок жилища, отдельные его элементы;
- изготовить муляж «самана»,строительных блоков жилища;
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
-колыбельные песни и их характеристики;
-игрушку в традиционной культуре, ее виды, способы изготовления;
-игру в традиционной культуре кубанских казаков;
-считалки, дразнилки, припевки, заклички- как жанр детского фольклора;
-сказки кубанских казаков;
-особенности содержания праздников; зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы.
Уметь:
-исполнять колыбельные песни, потешки, дразнилки;
-изготовить куклу по народным образцам;
-играть в игры кубанских казаков;
-декорировать яйца;
-подготовить постановку по сказке кубанских казаков;
-нарисовать рисунок на тему «Зимние Святки», « Пасха в казачьей семье», «Троица в казачьей семье».
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:
-основные календарные праздники и обряды кубанских казаков;
-особенности вождения Мыланки и Васыля в кубанских станицах;
-музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи;
-жанры фольклора связанные с летним периодом;
-жанры свадебного фольклора, родинного, погребального.
Уметь:
-исполнять фольклорные тексты: вождение Мыланки и Васыля;
-исполнять маслиничные песни, хороводы;
-исполнять песни летнего и осеннего сезона;
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать:
-знать социальные обязанности девушек и юношей, их одежду;
-досуговые формы времяпровождения в молодежной среде;
-типы и виды игровых хороводов;
-обряд проводов на службу;
-песни с историческими сюжетами, полковые песни;
-пляску и плясовые песни, частушки;
-жанры музыкального фольклора, отражающее вдовство, сиротство и старость.
Уметь:
-воспроизводить песни исполняемые на молодежных вечеринках;
-исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен;
-воспроизводить песни, исполнявшиеся при проводах на службу кубанского казака;
-исполнять лирические и плясовые песни кубанских казаков;
- исполнять духовные стихи.
2. Учебно- тематические планы.
Учебно- тематический план 1- го года обучения
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учкбных занятий
|
Народы, языки и культуры
1 | Народы, языки и культуры мира | 1 | 1 | ||
2 | Народы, языки и культуры России | 1 | 1 | ||
3 | Народы, языки и культуры Кубани | 2 | 1 |
Кубанское казачество и его культура
4 | Традиционный костюм | 4 | 2 | 1 | 1 |
5 | Жилище | 4 | 2 | 1 | 1 |
6 | Пища | 1 | 1 | ||
7 | Вера и верования | 1 | 1 | ||
8 | Язык | 2 | 1 | ||
9 | Фольклор | 5 | 1 | 3 | 1 |
Кубанское казачество: устройство общества
10 | Войско | 2 | 1 | 1 | |
11 | Община | 2 | 1 | 1 | |
12 | Семья | 1 | 1 |
Занятие кубанских казаков
13 | Воинская служба | 2 | 1 | 1 | |
14 | Труд | 1 | 1 | ||
15 | отдых | 1 | 1 | ||
16 | Праздники | 2 | 2 | ||
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого часов | 33 | 19 | 6 | 8 |
Учебно- тематический план 2- го года обучения.
Кубанское казачество и его культура
1 | Кубанское казачество и его культура | 2 | 1 | 1 |
Дети в традиционной культуре кубанских казаков
2 | Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки) | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички) | 3 | 1 | 1 | 1 |
Календарный праздник глазами ребенка
4 | Зимние святки | 5 | 2 | 2 | 1 |
5 | Пословицы, поговорки, загадки | 2 | 1 | 1 | |
6 | Пасха | 3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Вознесение и Троицы | 2 | 1 | 1 |
Дети и фольклор
8 | Игровые припевки | 3 | 1 | 1 | 1 |
9 | Пословицы, поговорки, загадки | 2 | 1 | 1 | |
10 | Сказки | 4 | 2 | 1 | 1 |
11 | Легенды и былички | 2 | 2 | ||
12 | Итоговые занятия | 3 | 3 | ||
Итого часов | 34 | 14 | 12 | 8 |
Учебно- тематический план 3- го года обучения
Традиционная культура кубанского казачества
1 | Традиционная культура кубанского казачества | 1 | 1 |
Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков
2 | Календарный круг как цикл | 1 | 1 | ||
3 | Зимние Святки | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Колядки и щедровки | 3 | 1 | 1 | 1 |
5 | Коза и Мыланка | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Масленица и масленичные песни | 3 | 1 | 2 | |
7 | Великий пост. Жанры фольклора | 2 | 1 | 1 | |
8 | Пасха. Весенние хороводы | 2 | 1 | 1 | |
9 | Троица. Ивана купала. Песни и хороводы. | 3 | 1 | 1 | 1 |
10 | Лето. Труд в поле и фольклор | 2 | 1 | 1 |
Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор
11 | Свадебный обряд | 4 | 1 | 1 | 2 |
12 | Свадебные песни причитания | 4 | 1 | 1 | 2 |
13 | Погребальный обряд. Причитания | 1 | 1 | ||
14 | Итоговое занятие | 1 | |||
Итого часо | 34 | 14 | 12 | 8 |
Учебно- тематический план 4- го года обучения
Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков
1 | Девушки и юноши (одежда, особенности поведения, занятия) | 2 | 1 | 1 | |
2 | Молодежные вечеринки. Занятия, игры и песни. | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Игровые хороводы | 3 | 1 | 2 | |
4 | Проводы на службу. Песни при проводах на службу | 4 | 1 | 2 | 1 |
Мужской мир кубанского казачества
5 | Казак на воинской службе и в станице (одежда,поведение, отношения) | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Исторические песни кубанских казаков | 3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Исторические предания и легенды | 1 | 1 |
Женский мир кубанского казачества
8 | Женщина в традиционной культуре (одежда, поведение, отношении) | 3 | 1 | 1 | 1 |
9 | Женщина в семье. Занятия. Воспитание детей | 2 | 1 | 1 | |
10 | Лирические и плясовые песни | 4 | 1 | 2 | 1 |
Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность)
11 | Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность) | 1 | 1 |
Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи
12 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи | 3 | 1 | 1 | |
13 | Итоговые занятия | 2 | 2 | ||
Итого часов | 34 | 12 | 15 | 7 |
№ п/п | Разделы программы, темы занятий | кол во часов | Дата | ИКТ | |
план | факт | ||||
1 | Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков. | 1 | презентация | ||
Девушки и юноши (одежда, особенности поведения, занятия) | 1 | 07.09.2016 | презентация | ||
2 | Молодежные вечеринки. Занятия, игры и песни. | 3 | |||
Свадебные песни и причитания. | 1 | 14.09.2016 | презентация | ||
Особенности песни в традиционной культуре. Основные мотивы и образы. | 2 | 21.09.2016 28.09.2016 | видеофильм | ||
3 | Игровые хороводы | 3 | |||
Зимние Святки. | 1 | 05.10.2016 | презентация | ||
Калядки и щедровки. | 1 | 12.10.2016 | |||
Ряжениие как древнейшая форма обрядового поведения. | 1 | 19.10.2016 | презентация | ||
Проводы на службу. Песни при проводах на службу | 4 | ||||
Проводы на службу. Традиции. | 2 | 26.10.2016 09.11.2016 | видеофильм | ||
Песни при проводах на службу | 2 | 16.11.2016 23.11.2016 | |||
Мужской мир кубанского казачества | 7 | презентация | |||
Казак на воинской службе и в станице (одежда) | 1 | 30.11.2016 | видеофильм | ||
Казак на воинской службе и в станице (поведение) | 1 | 07.12.2016 | презентация | ||
Казак на воинской службе и в станице (отношения) | 1 | 14.12.2016 | презентация | ||
Исторические песни кубанских казаков | 1 | 21.12.2016 | презентация | ||
Троица. Ивана Купала. | 1 | 28.12.2016 | презентация | ||
Легенды и былички об Иване купала. | 1 | 18.01.2017 | презентация | ||
Музыкальный фольклор Троицы и Ивана купала. | 1 | 08.02.2017 | презентация | ||
Исторические предания и легенды | 1 | 15.02.2017 | презентация | ||
Женский мир кубанского казачества | 9 | ||||
Женщина в традиционной культуре (одежда) | 1 | 22.02.2017 | презентация | ||
Женщина в традиционной культуре (поведение) | 1 | 01.03.2017 | презентация | ||
Женщина в традиционной культуре (отношении) | 1 | 15.03.2017 | презентация | ||
Женщина в семье. Занятия. | 1 | 22.03.2017 | презентация | ||
Женщина в семье. Занятия. Воспитание детей. | 1 | 05.04.2017 | презентация | ||
Лирические и плясовые песни | 1 | 12.04.2017 | презентация | ||
Лирические и плясовые песни. Колыбельные. | 1 | 19.04.2017 | презентация | ||
Лирические и плясовые песни. Особенности исполнения. | 1 | 26.04.2017 | презентация | ||
Лирические и плясовые песни. Основные напевы. | 1 | 03.05.2017 | презентация | ||
Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность) | 1 | 10.05.2017 | |||
Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи | 5 | ||||
Зрелость и старость. | 1 | 17.05.2017 | презентация | ||
Старики в казачьей станице. | 1 | 24.05.2017 | презентация | ||
Духовные стихи. | 1 | ||||
Итоговые занятия | 2 |
Список литературы для педагога
- Белов Василий. Лад. М., 1989.
- Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т. 1- 2. Краснодар, 1992.
- Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.
- Бондарь Н. И. календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.
- Варавва И. Ф. песни казаков Кубани. Краснодар, 1996.
- Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998.
- Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.
- Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.
- Жиганова С. А. свадебные песни в обрядовом пространстве, 2005.
Список литературы для учащихся
1.Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. СПб., 1997.
2.Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.
3.Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Т. 1- 2. Краснодар, 1997.
4.Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.
5.От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. ,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению «Органическая химия» 10 КЛАСС
Рабочая программа по химии создана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования. Она разработана в целях конкретиза...
Рабочая программа по направлению «Общая химия» 11 КЛАСС
Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея ...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...