Особенности ознакомления с окружающей действительностью детей с нарушением интеллекта
статья
Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии, дефектологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности ознакомления с окружающей действительностью детей с нарушением интеллекта
Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии, дефектологии.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
На сегодняшний день вопросы социализации вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Ученые считают, что социальное развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающий мир. С возрастом ребенок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем мире повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Умственно отсталые школьники испытывают трудности в овладении знаний и умений об окружающем мире, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения.
Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Дети с тяжелой умственной ограниченностью:
– не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
– не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
– не могут усвоить социальные нормы поведения;
– не могут принимать участие в процессе школьного обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий.
Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей. У детей с пораженной нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством недостатков. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Учащиеся легко находят различия в предметах, явлениях и с трудом устанавливают сходство
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, что немало важно при ознакомлении с окружающей действительностью. Как показывают исследования, все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой группы недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.
Еще одной особенностью мышления детей с нарушением интеллекта является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящегося вне круга, определяемого взрослыми. Об этом свидетельствует поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми из источников массовой информации, книг, общения со взрослыми.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят ошибки, даже после просьбы взрослого проверить свою работу. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.
Формирование временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей также проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У умственно отсталых детей понятие длительности складывается лишь в 5–6 классах, то есть старших классах вспомогательной школы. Умственно отсталые школьники, поступившие в 1 класс вспомогательной школы, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые ученики считают, что ночью часы останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У умственно отсталых детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. У умственно отсталых школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.
У детей с нарушением интеллекта также снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них появляется повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.
Среди личностных контактов у таких детей преобладают наиболее простые. М. Венгерова отмечает большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие понимания своей социально роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Подытоживая все выше сказанное, мы можем отметить, что развитие психики ребенка в современной педагогике понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. В силу этого степень нарушения темпа созревания и функционального развития мозговых структур а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта
В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта....
"Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта" родительское собрание
Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта...
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и ...
Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе...
«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта».
Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ....
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с нарушенным слухом
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с нарушенным слухом...