Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему
Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта»
учитель письма и развития речи Карпович Н.Г.
Необходимо отметить , что объём психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет для нас профессиональный интерес.
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их специфического развития.
Проблема развития связной речи актуальны тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Связная речь наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками и носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развёрнутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.
В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи и у/о детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями (М.Ф. Гнездилов, В. Ф. Петрова и др.). У/ о школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи.
Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы. В процессе связной речи у/о школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны учителя , в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов, либо в подсказке.
Нарушения формирования связной речи обусловлены целым комплексом причин. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль играет недостаточная сформированность диалога. Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её развитие. У/о дети часто не осознают необходимости ясно и чётко передавать содержание, какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.
Другая причина заключатся в том, что речевая активность очень слаба и быстро истощается. Недостаточность волевой сферы у/о детей играет определённую роль в нарушении протекания речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме высказывания меняется и характер связных высказываний , они становятся более развёрнутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом , на характер связной речи влияет мотивация.
Особенности связных высказываний во многом определяется и характером заданий (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ по представлению и т.д.). Исследования Л.В. Занкова , М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у у/о детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему, т.к. серия сюжетных картинок определяет последовательность изображённых событий, их динамику.
Гораздо легче, чем самостоятельный рассказ осуществляется у у/о детей пересказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета. Подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Однако в пересказе у/о школьников есть свои особенности. Дети часто добавляют события, детали которые отсутствовали в рассказе. Эти добавления объясняются случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.
Работа педагога по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более лёгкой и являющейся основной формой речевого общения.
Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, с развитием структуры предложения. С развитием словоизменения и словообразования. Наряду с познавательными и воспитательными целями, при проведении диалога на занятиях ставится цель специального развития речи детей. В процессе работы школьник должен научиться слушать, понимать вопросы, самому задавать вопросы правильно. Точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на вопросы.
Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются приёмами:1) приёмом беседы, 2)приёмами театрализации (имитации и пересказа).
Проведение беседы включает 3 этапа: вступление, развитие темы, концовка.
Во вступлении привлекается внимание детей к теме беседы, дается установка на восприятие темы разговора. В процессе проведения беседы педагог кратко и чётко ставит вопросы, требует смысловой точности, правильного полного оформления ответов. К участию в беседе должны привлекаться все дети. В конце беседы подводится итог, делается обобщение.
Необходимо научить у/о детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют вопросы педагога, а затем без использования картинок.
Особое внимание следует уделять развитию связной речи как средству общения. Она намечает более конкретный комплекс задач , направленных как на развитие внимания, так и на формирование потребности в активной речевой деятельности. К числу таких задач относится развитие внимания к речи, умение вслушиваться в обращённую речь, работу над пониманием смысла, развитие положительной мотивации.
Использование игр - драматизаций, театрализованных представлений способствуют совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащается словарь, формируется грамматический строй, активизируется речь.
У у/о детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания внутренней (смысловой) программы связного высказывания, которая тесно связана с мышлением, способностью действовать в уме.
В заключении подведу итог.
* Нарушения речи у у/о детей носят системный характер.
* При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания.
* Нарушения речи у у/о детей разнообразны по своим проявлениям и требуют дифференцированного подхода при их анализе.
* у/ о школьники испытывают особые трудности при обучении, в частности при изучении русского языка и чтения.
* Нарушения фонетической стороны речи во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой.
В их основе лежит не одна ,а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности , несформированность речеслуховой дифференциации , нарушение речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
Нарушаются артикуляционно сложные звуки: свистящие, шипящие, л-ль, р-рь. Наряду с искажением звуков отмечается большое количество замен, трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Замены часто бывают вариативными: один и тот же звук у/о ребёнок в одних случаях произносит правильно , а в других- пропускает или искажает в зависимости от звуко -слоговой структуры слова.
Искажение звуко -слоговой структуры слова проявляется как в нарушении количества, последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных.
Речь детей часто монотонная , маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная , в других ускоренная.
* Коррекция нарушений звукопроизношения у у/о детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.
* Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи , словаря, грамматической строя языка, т.к. дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.
* У у/о детей выявляется бедность словарного запаса , неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации симантических полей.
* У у/о школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. (искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного). Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.
Для высказывания характерны простые , нераспространённые предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов.Увеличение длины предложения происходит за счёт перечисления событий , объединения предложений с помощью интонации и союза «и».
* У у/о детей чрезвычайно бедны и нечётки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о
синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.
Бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря. Не знают названий многих предметов , частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением , отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий.
Пассивный словарь шиите активного, но он с трудом актуализируется , часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос , многие слова так и не становятся понятными.
* Становление связной речи у у/о детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.
* В процессе коррекционного воздействия ведётся работа по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей.
* В процессе развития грамматического строя речи у у/о школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.
- 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/22/picture-15857.jpg)
«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».
В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254393-1368532697.jpg)
«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»
Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593833-1423988972.jpg)
особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
В данной презентации приводятся данные исследования учащихся подготовительного класса школы VIII вида. Обследование проводилось по методике В.П. Глухова. Обозначены цель, объект, предмет, задачи иссле...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-692026-1446740879.jpg)
Выступление "Особенности развития связной речи при написании сочинения у глухих школьников"
В выступлении раскрываются особенности речевого развития глухих школьников. Развитие связной речи является одной из самых актыальных проблем в современной специальной методике обучения глухих де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-793423-1464424536.jpg)
«Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»
Для работы с детьми с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-730776-1509878158.jpg)
Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"
Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-346603-1702190560.png)
Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта
Под термином познавательная сфера в научно –теоретической литературе рассматривается совокупность познавательных процессов, речь и общение. Таким образом, развитие...