"Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта" родительское собрание
материал (психология) по теме
Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на родительском собрании | 20.04 КБ |
Буклет-рекомендация | 377.62 КБ |
Презентация | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта
доклад на открытом родительском собрании «Развитие межличностных отношений в период подросткового становления»
Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Часто дети безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, или, наоборот, кардинально яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Многие дети не могут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готовы к волевой регуляции поведения.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению развития интеллектуальных возможностей детей, все большее внимание уделяется взаимодействию взрослых с учениками и самих обучающихся. В условиях межличностного общения повышается общая активность мышления, обогащаются приёмы решения проблем, поскольку используется не только собственный опыт, но и опыт других людей.
Что касается наших детей, то в общении со сверстниками они предпочитают группы по половому признаку. Дети утверждают, что с представителями другого пола играть неинтересно. Кроме того, девочки полагают, что общение с мальчиками небезопасно: «Если с мальчиком играть, он может обидеть и толкнуть», «Я не хочу общаться с мальчиками, потому что они обзываются», «С девочками интересно». В свою очередь, мальчики также не испытывают желания общаться с представительницами противоположного пола. Наиболее полное обоснование предпочтения общения с представителем того же пола дал Никита К.: «С девочками не очень охота играть. У девочек другое все: они думают о другом, говорят о другом. Балаболят на переменах и много чего не понимают». Почти половина учеников 7 классов (45,5 %) предпочитают общение с детьми более старшего возраста, обосновывая выбор тем, что старшие ребята могут помочь, расширить кругозор: «Он мне рассказывает больше, объясняет больше мне», «С ними веселее, интереснее». Некоторые дети высказывают опасение по поводу общения с детьми старшего возраста: «Если со старшеками начнёшь разговаривать, то могут подраться».
В то же время лишь немногие дети ценят в общении с товарищами не только возможность совместной игры или приятного времяпрепровождения, но и иное содержание: возможность «разговаривать о смешном», умение товарища рассказывать об увиденном, о прочитанном.
Анализ материалов, полученных при использовании проективной методики «Портрет друга», позволил выявить некоторые особенности во взаимоотношениях детей. Характеризуя сверстника, дети уделяют большое внимание его внешнему облику, одежде. Упоминания учебных успехов, примерного поведения единичны. Было выделено пять типов эмоционального отношения к предпочитаемому сверстнику.
- Идеализированное положительное эмоциональное отношение к другу (подруге) с завышенными ожиданиями и эмоциональной зависимостью (10 человек).
- Эмоциональное отношение, основанное на адекватном восприятии реальных особенностей друга (подруги) (2 человека).
- Эмоциональные отношения, построенные на подчинении в сочетании с чувством тревоги или страха (3 человека).
- Отношения, построенные на жестокости, агрессивности по отношению к предпочитаемому партнеру, стремление держать его в страхе (2 человека).
- Отсутствие эмоциональных отношений, сопровождаемое чувством отверженности, покинутости (2 человека).
Из этих результатов видно, что отношения у детей строятся на различных факторах – как положительных, так и отрицательных.
По итогам оценки отношений подростка с классом определились типы восприятия каждым учащимся своего классного коллектива. Из 19 опрошенных детей 10 человек воспринимают класс как что-то полезное, где могут оказать помощь и можно получить много новой информации. 5 человек воспринимают свой коллектив как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Класс не представляет собой самостоятельной ценности для школьников. Это проявляется в уклонении от совместной деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. И лишь 5 человек воспринимает группу как ценность. На первый план для школьников выступают проблемы класса, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого, так и коллектива в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Данные результаты говорят о том, что лишь 20% детей действительно понимают ценность общения и взаимоотношений в классе.
Рассматривая общие результаты диагностических методик, обращаю ваше внимание, в первую очередь, на то, что не только школа – учителя, воспитатели, администрация и в целом школьный коллектив, формирует, развивает, обогащает межличностные отношения детей, укрепляет классный коллектив, но и прежде всего, ВЫ, родители, воспитываете в своем ребенке умение любить, уважать, сопереживать, что так важно для общения и налаживания социальных связей.
Рекомендации родителям
- Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок. Не отказывайте ребенку в помощи, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях, об учениках в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Общайтесь ежедневно. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между вами ребенком.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Предварительный просмотр:
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения»
Антуан да Сент-Экзюпери
Как справиться с подростком? Что же случилось с этим милым маленьким ребенком, который у вас был несколько лет назад? Подростки могут быть очень сложными, и это не должно быть удивительным, учитывая все перемены переходного возраста, с которыми им приходится сталкиваться. Вам придется быть очень терпеливым, чтобы справиться с ними.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Очень важно вовремя определить проблемные формы межличностных отношений, чтобы помочь ребенку преодолеть их. Такая помощь должна основываться на понимании причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Причины могут быть разные:
- психологические особенности детей (агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстратив-ность; отрицательные черты характера; другие особенности);
- различные представления о нормах поведения;
- различные неврологические причины (предрасположенность к неврозам, гиперактивность и др.);
- влияние родительских установок, стилей воспитания;
- позиции учителей.
Рекомендации родителям
- Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок. Не отказывайте ребенку в помощи, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях, об учениках в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Общайтесь ежедневно. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между вами ребенком.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Белоусова Любовь Сергеевна
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
__________________________________
Школа-интернат №3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств подростков. Межличностные отношения среди подростков. Подростковые компании. Психологические особенности и специфика отношений подростков с нарушениями интеллекта.
«Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» Людвиг Фейербах
«Наслаждаться общением - главный признак дружбы» Аристотель
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери
Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта Незрелость эмоциональной сферы Нарушена сфера коммуникации Своеобразное поведение Проблемы в нравственно-эстетических нормах поведения Затруднения в понимании состояния других людей Отсутствие готовности к волевой регуляции
Устами младенца гласит истина… «Если с мальчиком играть, он может обидеть и толкнуть » Полина. « Я не хочу общаться с мальчиками, потому что они обзываются » Гуля. « С девочками интересно » Люда. «С девочками не очень охота играть. У девочек другое все: они думают о другом, говорят о другом. Балаболят на переменах и много чего не понимают » Никита. «Он мне рассказывает больше, объясняет больше мне » Ира. «С ними веселее, интереснее » Настя. « Если со старшеками начнёшь разговаривать, то могут подраться » Женя.
«Портрет друга»
Отношение подростка с классом
Рекомендации родителям Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме . Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок. Не отказывайте ребенку в помощи, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности . Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях, об учениках в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником . Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом . Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Общайтесь ежедневно. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между вами ребенком. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и ...
Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".
Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...
Коррекция межличностных отношений у детей с нарушением интеллекта.
Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей с нарушением интеллекта, проблема эмоционального развития займет одно из первых мест.и в этом ничего удивительного....
Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.
Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним да...
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
По данным литературы разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, и...