Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, учебная дисциплина ОГСЭ.02 "История"
материал

Гмырикова Светлана Владимировна

 

Пояснительная записка

 

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Количество часов на освоение программы дисциплины составляет:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

Самостоятельная работа обучающегося  распределяется следующим образом (в часах):

-выполнение работы проектного характера – 15 часов,

-написание эссе - 9часов.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы содержат  задания, в результате выполнения которых у студентов

формируются умения:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

актуализируются знания:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
  • политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

могут быть использованы преподавателями для организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_vsr.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Смоленский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«ИСТОРИЯ»

Специальность: 09.02.01 «Компьютерные системы  и комплексы»

Смоленск

2018 г.

Рассмотрено и одобрено                                                                  

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол №1 от 28.08.18.

Председатель __________/Гмырикова С.В./

Составитель: Гмырикова Светлана Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»

Рецензенты: Садовая Светлана Николаевна, преподаватель ОГБПОУ  «Смоленский политехнический техникум»

                     

                   


Пояснительная записка

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Количество часов на освоение программы дисциплины составляет:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

Самостоятельная работа обучающегося  распределяется следующим образом (в часах):

-выполнение работы проектного характера – 15 часов,

-написание эссе - 9часов.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы содержат  задания, в результате выполнения которых у студентов

формируются умения:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

актуализируются знания:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
  • политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

могут быть использованы преподавателями для организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов.


Содержание

Тема 1.1 Основные тенденции Развития СССР к 1980-м гг. ХХ в…………………………5

Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве…………………..8

Тема 2.4 Развитие культуры в России………………………………………………………..8

Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире………………………………….9


Тема 1.1 Основные тенденции Развития СССР к 1980-м гг. ХХ в

Цель ВСР: в результате работы  обучающиеся должны подготовить эссе. 

Количество задач

Характер задачи

(обязательный, рекомендательный)

Норма времени

(в часах по рабочей программе)

Срок выполнения

(в неделях)

Форма представления материала

(по каждой задаче)

Форма контроля каждой задачи

№1

Обязательный

3 час.

1 неделя

Написание эссе

Проверка письменной работы

Задание

Задача № 1

Напишите эссе на тему «Можно ли сказать, что в СССР сформировалась особая крупная общность людей – советский народ»

Рекомендации по выполнению ВСР.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова)

Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

- небольшой объём;

- свободная композиция;

- непринуждённость повествования;

- внутреннее смысловое единство;

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе:

1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

  • Тезис — это сужение, которое надо доказать.
  • Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
  • Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

1. Введение.

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

2. Основная часть.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов… Например, …

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

С одной стороны, … С другой стороны, …

3. Заключение.

Подведем общий итог рассуждениям.

К какому же выводу мы пришли…

Таким образом,…

Итак, ..

Литература

1.Можно ли сказать , что сформировалась новая общность - советский народ

 [Электронный ресурс].-URL: http://kolybanov.livejournal.com

2.Советский народ- что это... [Электронный ресурс].-URL: http://dic.academic.ru              

3.Что скрепляло советский народ [Электронный ресурс].-URL: http://www.contrtv.ru

Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве

Цель ВСР: в результате работы  обучающиеся должны подготовить эссе. 

Количество задач

Характер задачи

(обязательный, рекомендательный)

Норма времени

(в часах по рабочей программе)

Срок выполнения

(в неделях)

Форма представления материала

(по каждой задаче)

Форма контроля каждой задачи

№1

Обязательный

3 час.

1 неделя

Написание эссе

Проверка письменной работы

Задание

Задача №1 

Напишите эссе на тему «Моё отношение к войне в Чечне»

Рекомендации по выполнению ВСР (см. тему 1.1)

Литература

1.Как Борис Немцов собрал миллион подписей, чтобы остановить войну в Чечне[Электронный ресурс].-URL:http://volnodum.livejournal.com

2.Первая чеченская война [Электронный ресурс].-URL: http://www.rutvet.ru

3.Вторая чеченская война [Электронный ресурс].-URL: http://dic.academic

 

Тема 2.4 Развитие культуры в России

Цель ВСР: в результате работы  обучающиеся должны подготовить эссе. 

Количество задач

Характер задачи

(обязательный, рекомендательный)

Норма времени

(в часах по рабочей программе)

Срок выполнения

(в неделях)

Форма представления материала

(по каждой задаче)

Форма контроля каждой задачи

№1

Обязательный

3 час.

1 неделя

Написание эссе

Проверка письменной работы

Задание

Задача №1

Напишите эссе на тему «Проблемы отцов и детей в современном мире»

Рекомендации по выполнению ВСР(см. тему 1.1)

Литература

1. Проблема «Отцов и детей в современном российском обществе

 [Электронный ресурс].-URL: https://www.scienceforum.ru

2.Проблема отцов и детей в современном обществе [Электронный ресурс].-URL: http://uclg.ru

3.Проблема отцов и детей в современном мире [Электронный ресурс].-URL: http://forbaby.org.ua

Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире

Цель ВСР: в результате работы  обучающиеся должны уметь подготавливать публичное выступление.

Количество задач

Характер задачи

(обязательный, рекомендательный)

Норма времени

(в часах по рабочей программе)

Срок выполнения

(в неделях)

Форма представления материала

(по каждой задаче)

Форма контроля каждой задачи

№1

Обязательный

20 час.

1 месяц

Презентация проекта

Публичное выступление

Задание

Задача №1

Подготовьте работу проектного характера  на тему: «Внешняя политика России».

Рекомендации по выполнению ВСР.

 

При подготовке доклада необходимо воспользоваться ниже предложенным планом.

ПЛАН:

1.Отношения России и Украины.

1.1 Отношения России и Украины в 1991-2000 гг.

1.2 Отношения России и Украины в 2000-2013 гг.

1.3 Воссоединение Крыма с Россией.

1.4 Отношения России и Украины на современном этапе.* 

2.Отношения России и Сирии.

1.1 История ИГИЛа.

1.2 Отношения России и Сирии на современном этапе.

1.3 Отношения России и Турции в контексте войны с Сирией.

1.4.Отношения России и США в контексте войны в Сирии.

1.5 Отношения России и США на современном этапе.

* Современный этап охватывает последние 2 года.

Рекомендации по оформлению результатов.

Представляемая работа должна быть кратко изложена в виде письменного  доклада.  Сопровождать доклад должно  визуальное средство представления работы -мультимедиа-презентация.

На выступление по представлению своей работы даётся 5-7 минут. Условием представления доклада является его письменный текст. Доклады должны быть сданы в электронном или печатном виде и занимать не более 2 страниц текста (лист А4), с полями 2см со всех сторон, шрифт TimesNewRomanCyr-14, единичный межстрочный интервал, выравнивание по ширине.

Рекомендации по выбору средств.

Для подготовки доклада и мультимедиа-презентации используйте приложения из пакета MS Office.

Литература

 

1.Российско-сирийские отношения [Электронный ресурс].-URL: http://dic.academic.ru

2. Политика России по Сирии на этапе военного вмешательства[Электронный ресурс].-URL: http://globalaffairs.ru

3. Зачем Россия вступила в войну в Сирии[Электронный ресурс].-URL: http://free-rupor.ru

4.Российско-украинские отношения [Электронный ресурс].-URL:  http://dic.academic.ru 

5.Российско-украинские отношения 1991-2013 гг. [Электронный ресурс].-URL:  http://knowledge.allbest.ru   

6. Украина и Россия: в шаге от полного разрыва [Электронный ресурс].-URL:  http://rian.com.ua/

7.Как Крым вошёл в состав России: хроника событий[Электронный ресурс].-URL:  http://www.aif.ru

8.Воссоединение России с крымом[Электронный ресурс].-URL:  http://ru    

9. Отношения России и Турции: прогноз на будущее [Электронный ресурс].-URL:  http://fb.ru/        

10. Отношения России и Турции вновь поставлены под угрозу [Электронный ресурс].-URL:  http://pravdoryb.info    

11. Современное состояние отношений между Россией и США и перспективы их развития [Электронный ресурс].-URL:  http://operline.ru  

12.Какие сегодня отношения между Россией и Америкой? [Электронный ресурс].-URL:  http://www.utro.ua/ru

13.Выборы в США и неугомонная Турция. Политические прогнозы на 2016 год [Электронный ресурс].-URL:  http://www.aif.ru

14.Что такое ИГИЛ и в чём его опасность для России [Электронный ресурс].-URL:  http://free-rupor.ru  

15. История ИГИЛа: дата основания, форма правления [Электронный ресурс].-URL:  http://fb.ru

Студент может воспользоваться любыми источниками помимо предложенных.

Работа над учебным проектом

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение проекта требует развитого критического мышления и умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленной задачи. Проекты могут быть краткосрочными, т.е. продолжаться несколько занятий; средней продолжительности — от недели до месяца; долгосрочными, предполагающими срок от одного до нескольких месяцев.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует обучающихся

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с преподавателем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают (в составе группы или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

•личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

 к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск ими оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует при постановке цели и определении задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Помогает обучающимся:

•в выборе различных вариантов и способов хранения и систематизации собранной информации;

•в организации группы;

•в распределении ролей в группах;

•в планировании

 деятельности по решению задач проекта;

•в выборе возможных форм презентации результатов проекта;

•в выборе критериев оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и использования ресурсов.

Осуществляют:  

•поиск, сбор,

 систематизацию и анализ информации;

•разбивку на группы;

•распределение ролей в группе;

•планирование работы;  

•выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным или групповым задачам проекта;

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на занятии или консультации.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с преподавателем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Для создания ситуации успеха акцентирует внимание участников проекта на социальной и личностной важности достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации.

Выступает в качестве эксперта:

•обобщает и резюмирует полученные результаты;

•оценивает умения общаться, слушать, обосновывать своё мнение и др.;

•анализирует степень сформированности ОК, связанных с умением работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

При необходимости консультируются с преподавателем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•понимание проблемы, цели и задач;

•умение планировать и осуществлять работу;

•способ решения проблемы;

•рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп/ обучающихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает вклад каждого обучающегося в работу над проектом, творчество, использование источников. Указывает на неиспользованные возможности.

Определяет потенциал продолжения, качество отчёта.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «История» для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «История» для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство...

Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Литература» для профессий СПО

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.Учебная дисциплина «Литература» является дис...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКА для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 06 МАТЕМАТИКАдля профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКАдля профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы , учебная дисциплина ОГСЭ .01"Основы философии"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности 11.02.02«Техническое обслуживание и ремонт р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности  38.02.03  «Операционная дея...