Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)
методическая разработка по физике
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА
для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_fizike.docx | 77.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Парабельский филиал
Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Томский политехнический техникум»
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Учебная дисциплина: ОУД 12 ФИЗИКА
для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)
2018
Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.
Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине Физика практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
- лабораторные и практические работы;
- индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);
- тестирование по материалам, разработанным преподавателем;
- деловая игра;
- подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
- отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
- подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
- выполнение контрольных, самостоятельных работ;
- выполнение семестровых индивидуальных заданий;
- подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
- работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов.
Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, лаборатории физики, во время внеклассных мероприятий, дома.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста и квалифицированного рабочего, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.
В связи с этим в процессе освоения дисциплины обучающийся должен овладевать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:
1. Предварительный разносторонний анализ изучаемого материала, что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений. Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО. Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Тематика
внеаудиторной самостоятельной работы
№ п\п | Наименование разделов и тем | Вид и тема самостоятельной работы | Кол-во часов |
Раздел 1.Механика | Презентация на тему «Галилео Галилей – основатель точного естествознания» | 4 | |
Раздел 2. Основы МКТ. Термодинамика. | Доклады на тему «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов», «Жидкие кристаллы» | 10 | |
Раздел 3. Электродинамика | Презентация на тему «Молния – газовый разряд в природных условиях» | 6 | |
Раздел 4 Волновая и геометрическая оптика | Сообщение на тему «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение» | 6 | |
Раздел 5. Квантовая физика и строение атома. | Сообщение на тему«Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта» | 7 | |
ИТОГО | 33 |
Задания для самостоятельной работы по разделам (темам)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Раздел 1 Механика
Задание: Подготовка презентации на тему «Галилео Галилей – основатель точного естествознания»
Количество часов: 4
Методические рекомендации
Умения, необходимые для структурирования информации:
- делить информацию на относительно самостоятельные смысловые части;
- выделять в смысловой части главное (с точки зрения поставленной учебной задачи) и вспомогательное, новое и уже знакомое;
- выделять в смысловой части, о чем говорится (объект) и что о нем говорится;
- оценивать информативную значимость выделенных мыслей - соотносить их с теми или иными категориями содержательной структуры информации (фактами, явлениями, понятиями, законами, теориями);
- определять логические и содержательные связи и отношения между мыслями информации;
- группировать по смыслу выделенные при анализе информации мысли, объединяя их в более крупные части;
- формулировать главные мысли этих частей, всей информации;
- обобщать то, что в тексте дано конкретно;
- конкретизировать то, что дано обобщено;
- доказывать, аргументировать то, что не доказано, но требует доказательства;
- формулировать вопрос по учебной информации;
- синтезировать информацию, полученную из разных источников.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Методические указания к созданию презентации.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Радел 2 Молекулярная физика Термодинамика
Задание: Подготовка доклада на тему «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов».
Количество часов:5
Методические рекомендации
Умения письменной фиксации результатов работы с учебной информацией:
- составлять план (простой или сложный), отражать информацию графически;
- отражать содержание информации тезисно;
- составлять конспект (следящий, структурный и др.);
коммуникативные умения:
- устно характеризовать систему вопросов, освещенных в учебной информации;
- развернуто излагать содержание.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Радел 2 Молекулярная физика Термодинамика
Задание: Подготовка доклада на тему «Жидкие кристаллы».
Количество часов:5
Методические рекомендации
Умения письменной фиксации результатов работы с учебной информацией:
- составлять план (простой или сложный), отражать информацию графически;
- отражать содержание информации тезисно;
- составлять конспект (следящий, структурный и др.);
коммуникативные умения:
- устно характеризовать систему вопросов, освещенных в учебной информации;
- развернуто излагать содержание.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Раздел 3Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Задание: Подготовка презентации на тему «Молния – газовый разряд в природных условиях».
Количество часов: 6
Методические рекомендации
Умения, необходимые для структурирования информации:
- делить информацию на относительно самостоятельные смысловые части;
- выделять в смысловой части главное (с точки зрения поставленной учебной задачи) и вспомогательное, новое и уже знакомое;
- выделять в смысловой части, о чем говорится (объект) и что о нем говорится;
- оценивать информативную значимость выделенных мыслей - соотносить их с теми или иными категориями содержательной структуры информации (фактами, явлениями, понятиями, законами, теориями);
- определять логические и содержательные связи и отношения между мыслями информации;
- группировать по смыслу выделенные при анализе информации мысли, объединяя их в более крупные части;
- формулировать главные мысли этих частей, всей информации;
- обобщать то, что в тексте дано конкретно;
- конкретизировать то, что дано обобщено;
- доказывать, аргументировать то, что не доказано, но требует доказательства;
- формулировать вопрос по учебной информации;
- синтезировать информацию, полученную из разных источников.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Методические указания к созданию презентации.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Радел 4 Волновая и геометрическая оптика
Задание: Подготовка сообщения на тему «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение».
Количество часов: 6
Методические рекомендации
Умения письменной фиксации результатов работы с учебной информацией:
- составлять план (простой или сложный), отражать информацию графически;
- отражать содержание информации тезисно;
- составлять конспект (следящий, структурный и др.);
коммуникативные умения:
- устно характеризовать систему вопросов, освещенных в учебной информации;
- развернуто излагать содержание.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
Радел 5 Квантовая физика и строение атома
Задание: Подготовка сообщения на тему «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта».
Количество часов:7
Методические рекомендации
Умения письменной фиксации результатов работы с учебной информацией:
- составлять план (простой или сложный), отражать информацию графически;
- отражать содержание информации тезисно;
- составлять конспект (следящий, структурный и др.);
коммуникативные умения:
- устно характеризовать систему вопросов, освещенных в учебной информации;
- развернуто излагать содержание.
Порядок выполнения задания, его оформления иоценки
см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Методические указания к подготовке и оформлению доклада (сообщения).
Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
- Логвиненко О. В. Физика [Электронный ресурс] : учебник / О. В. Логвиненко. – Москва :КноРус, 2019. – 341 с. – (Cреднее профессиональное образование). – Режим доступа :https://www.book.ru/book/929950
- Трофимова Т. И. Физика от А до Я [Электронный ресурс] : справочное пособие / Т. И. Трофимова. – 2-е изд., стер. – М. :КноРус, 2019. – 301 с. – (Cреднее профессиональное образование). – Режим доступа : https://www.book.ru/book/931306
- Физика: теория, решение задач, лексикон : учебное пособие / Т. И. Трофимова. – Москва :КноРус, 2017. – 315 с. – (Cреднее профессиональное образование). – Режим доступа :https://www.book.ru/book/921942
Дополнительные источники:
- Физика. 10 кл. Углубленный уровень : учебник для общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др. – М. : Просвещение, 2014. – 416 с.
- Физика. 11 кл. Углубленный уровень : учебник для общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, А. Т. Глазунов, В. А. Орлов и др. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/(дата обращения 02.09.2019г.)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/(дата обращения 14.09.2019г.)
- Вся физика. Физический энциклопедический словарь http://all-fizika.com(дата обращения 17.09.2019г.)
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (преподавание физики) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/physics/(дата обращения 21.09.2019г.)
- Учительский портал (все предметы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/(дата обращения 02.10.2019г.)
Приложение 1
Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата
Реферат (от латинского слова «refero» – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 10- 15 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 15. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
- размер шрифта-12; TimesNewRoman, цвет - черный
- междустрочный интервал - одинарный
- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
- отформатировано по ширине листа
- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
- в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
- нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Критерии оценивания реферата
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Образец титульного листа
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Томский политехнический техникум»
РЕФЕРАТ
на тему
………………
По дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Выполни л (а)
_______________________________
( Ф. И. О. обучающегося)
Курс _______, группа________
Профессия______________
___________________________
Руководитель:
___________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Парабель. 20___
Приложение 2
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: подготовка выступления и взаимодействие с аудиторией.
Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценивания сообщения
Материал доступен и научен, идеи раскрыты | 5 | 3 | 1 |
Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи | 5 | 3 | 1 |
Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков | 4 | 2 | 1 |
Использование дополнительной литературы (приведение исторических, интересных фактов) | 4 | 2 | 1 |
Использование практических мини-исследований (показом опытов) | 4 | 2 | 1 |
Качественные ответы на вопросы слушателей по теме | 4 | 2 | 1 |
Четко сформулированы выводы | 4 | 2 | 1 |
30 баллов – оценка «5»
16 баллов – оценка «4»
7 баллов оценка «3»
Ниже 7 баллов
Образец титульного листа
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Томский политехнический техникум»
СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)
на тему
………………
По дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Выполни л (а)
_______________________________
( Ф. И. О. обучающегося)
Курс _______, группа________
Профессия______________
___________________________
Руководитель:
___________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Парабель. 20___
Приложение 3
Образец оформления эссе
Приложение 3
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
- по форме:
- кроссворд - прямоугольник, квадрат;
- кроссворд-ромб;
- кроссворд-треугольник;
- круглый (циклический) кроссворд;
- сотовый кроссворд;
- фигурный кроссворд;
- диагональный кроссворд и т.д.
- по расположению:
- -симметричные;
- асимметричными;
- с вольным расположением слов и др.
- по содержанию:
- тематические;
- учебные;
- числовые.
Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
- Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
- Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
- Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
- Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
- Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
- Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (тех процесс и др.).
- Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
- Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
- На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
- Рисунок кроссворда должен быть четким.
- Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
- - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- - Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
- Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
- Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
- Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Критерии оценивания кроссворда
Критерии | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание | Кроссворд имеет общую тему, правильно поставленные вопросы различной сложности | Темы и вопросы кроссворда имеют смысл | Тема плохо передана | Тема не передана |
Дизайн (оформление) | Фон имеет отношение к содержанию кроссворда, вопросы с картинками добавляют свой вклад в общий смысл кроссворда | Образцы соответствуют теме кроссворда. Кроссворд привлекает внимание зрителя | Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию кроссворда. Кроссворд не привлекает внимание зрителя | Почти все изображения не относятся к теме работы |
Правописание | В кроссворде нет ошибок в правописании | В кроссворде есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают от смысла вопросов | В кроссворде есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают от смысла вопросов | В кроссворде много письменных ошибок |
Приложение 4
ЭССЕ
Выполнил:
Ф.И.О. обучающегося:
Курс: , группа:
Профессия:
Тема эссе:
Цель эссе:
При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:
- Почему выбрали эту тему?
- В чем состоит актуальность выбранной темы?
- Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
- В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
- Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?
Содержание эссе:
- Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
- Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
- Плюсы и минусы.
- Изложение собственного подхода / идеи.
- Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
- Практические рекомендации.
- Перспективы использования данного подхода / его разработки
- Плюсы и минусы предложенной идеи.
- Другое.
Приложение 5
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
Выполнил:
Ф.И.О. обучающегося:
Курс: , группа:
Профессия:
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 6
Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций
Правила шрифтового оформления:
- Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
- Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
- Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
- Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
- Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
- На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
- Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
- Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
- Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
- Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
- Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
- размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории
Звук
- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
- необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
- если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
- стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
- не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
- рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
- ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
- информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
- наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Критерии оценки презентации
I. Дизайн и мультимедиа-эффекты | Плохо (2) | Удовлетворительно (3) | Хорошо (4) | Отлично (5) |
Цвет фона не соответствует цвету текста | Цвет фона плохо соответствует цвету текста | Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть | Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается | |
Использовано более 5 цветов шрифта | Использовано более 4 цветов шрифта | Использовано 3 цвета шрифта | Использовано 3 цвета шрифта | |
Каждая страница имеет свой стиль оформления | Некоторые страницы имеют свой стиль оформления | 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего | Все страницы выдержаны в едином стиле | |
Гиперссылки не выделены | Гиперссылки выделены | Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра | Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра | |
Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) | Анимация дозирована | Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна | Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации | |
Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер | Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер | Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации | Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации | |
Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) | Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией | Размер шрифта оптимальный | Размер шрифта оптимальный | |
Не работают отдельные ссылки | Ссылки работают | Все ссылки работают | Все ссылки работают | |
II. Содержа ние | Содержание не является научным | Содержание включает в себя элементы научности | Содержание в целом является научным | Содержание является строго научным |
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту | Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту | Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту | Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации | |
Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок | Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки | Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют | Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют | |
Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами | Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами | Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами | Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме | |
Информация не представляется актуальной и современной | Информация является актуальной и современной | Информация является актуальной и современной | Информация является актуальной и современной | |
Ключевые слова в тексте не выделены | Ключевые слова в тексте чаще всего выделены | Ключевые слова в тексте выделены | Ключевые слова в тексте выделены |
Образец оформления презентации
- Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
- Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
- Третий слайд
Литература: |
- Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение 7
Методические рекомендации по выполнение домашних заданий (решение задач).
В процессе изучения математики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают и закрепляют способы решения задач. Работа над задачей тоже может быть полностью самостоятельной работой студентов. Она преследует несколько целей:
- продолжить формирование умений самостоятельно решать задачи по различным темам;
- обучить оформлению решения задач. К тому же студенты будут знать, что у них имеется образец рассуждений и оформления задачи, к которому они могут обратиться при решении другой задачи или при проверке правильности своего решения.
Требования к оформлению индивидуальных домашних заданий
Индивидуальное домашнее задание может быть выполнено в рукописном варианте или с использованием компьютерной техники.
а) Требования по оформлению работы в рукописном варианте.
Если работа выполняется в тетради в клеточку, то писать следует через одну клеточку. На каждой страницы тетради для замечаний преподавателя следует оставлять поля шириной 4-5см.
На обложке тетради указываются следующие данные: ФИО студента, специальность, группа. Работа должна быть выполнена аккуратно, четким разборчивым почерком. Сокращение слов и подчеркивание слов в тексте не допускается.
Объем контрольной работы не должен превышать ученической тетради в 18 листов.
б) Требования по оформлению работы с помощью компьютерной техники:
- текст должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
- работу выполнять шрифтом TimesNewRoman;
- размер шрифта – 14;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля: 30 мм – левое, 20 мм - правое, 20 мм – верхнее и нижнее;
- объем работы – 5-8 стр.
Приложение 8
Методические указания по изготовлению моделей.
Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей– это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме – 2 балла;
- творческое исполнение задания – 8 баллов;
- эстетичность оформления – 4 балла;
- работа представлена на контроль в срок – 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.08 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныОП.08 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКпо профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП. 02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к овладению знаний и умений, обусловленных общими и профессиональными компетенциями, формирующиеся в процессе освоения ППКРС в ...
Методические рекомендации по выполнению практических работ Учебная дисциплина: ОУД 03 МАТЕМАТИКА для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)
Методические рекомендации по выполнению практических работУчебная дисциплина: ОУД 03 МАТЕМАТИКАдля профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сплавки (наплавки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД 12 «ФИЗИКА» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД 12 «ФИЗИКА» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УДВ.01 Информатика по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».
Методические рекомендации для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические рекомендации по выполнению самостоятельной рабо...