Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Литература» для профессий СПО
методическая разработка по литературе на тему
Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.
Учебная дисциплина «Литература» является дисциплиной общеобразовательного курса. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Литература».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина
Отделение по подготовке квалифицированных рабочих, служащих
Методические указания
по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине «Литература»
для профессий СПО
Октябрьский
2017
РАССМОТРЕНО на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин Председатель П(Ц)К _____________ Гареева С.Р. «____» _________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _________________ ХайдароваТ.Н. «___» __________ 2017 г. |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина
Разработчик: Галиуллина В.Г., преподаватель ГБПОУ ОНК
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Карта самостоятельной работы студента | 6 |
3. | Список рекомендуемой литературы | 10 |
4. | Приложения | 11 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Литература» является дисциплиной общеобразовательного курса. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Литература».
Содержание методических указания по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям ФГОС СПО.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Литература» студентами дневной формы обучения предусмотрено 256 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов
Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических указаний по самостоятельной работе являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания дисциплины «Литература» - дать студентам теоретические знания в области литературы. В результате изучения дисциплины студент
- должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия
- должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителей.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине код ОДБ 02 «Литература» состоят из карты самостоятельной работы студента и порядка выполнения самостоятельной работы студентом, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.
Самостоятельность – это такое качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.
Карта самостоятельной работы поможет студентам организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты студенты узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную литературу. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
Для выполнения самостоятельной работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов.
ФГОС нормирует требования сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснования времени, затрачиваемого на её выполнение.
Карта самостоятельной работы студента
№№ п/п | Наименование темы или вопроса | Час | Вид работы |
2 | 3 | 4 | |
| 2 | Подготовить сообщение | |
| 2 | Подготовить сообщение | |
| 2 | Подготовка доклада (по выбору) | |
| 2 | Подготовка сообщения | |
| 2 | Подготовка презентации | |
| 2 | Подготовка реферата (по выбору) | |
| 2 | Подготовка реферата по выбору | |
| 2 | Подготовка реферата по выбору | |
“Общество будущего в романе Н.Г.Чернышевского “Что делать?” | 1 | Подготовка реферата | |
“Дружба двух поэтов: Ф.И.Тютчев и Г.Гейне” | 2 | подготовить реферат | |
“Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета” | 2 | подготовить реферат | |
“А.К.Толстой – драматург” | 1 | подготовить реферат | |
“Некрасовский “Современник”, “Поэмы Некрасова” | 3 | подготовить сообщение на тему | |
| 2 | подготовить сообщение | |
“Художественный мир Н.С.Лескова” “Праведники в творчестве Н.С.Лескова” | 2 | подготовить сообщение (по выбору) | |
«Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир”»«Тема дома в романе «Война и мир»; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого» | 3 | Подготовка реферата по выбору | |
«Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова», « Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”». | 2 | Подготовка реферата по выбору | |
«Тема дворянских гнезд в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина», «Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и .А.Бунина» | 2 | Подготовка реферата по выбору | |
«Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное». | 2 | Подготовить доклад | |
“Манифесты футуризма, их пафос и проблематика” | 1 | Подготовить доклад | |
Новокрестьянская поэзия». | 2 | Подготовить доклад | |
«Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького» (произведения по выбору учащихся), «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся) | 3 | Подготовить доклад | |
“Тема любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Блока» «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока» | 3 | Подготовить реферат по выбору | |
«Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; «Сатира в произведениях В.В.Маяковского» | 2 | Подготовить доклад по выбору | |
«Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока». | 2 | Подготовить доклад по выбору | |
«А.А.Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А.А.Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А.А.Фадеева». | 2 | Подготовить реферат по выбору | |
«М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б.Пастернак, Р.М .Рильке: диалог поэтов», «М.И.Цветаева и А.А.Ахматова», «М.И.Цветаева — драматург». | 2 | подготовка сообщения (по выбору | |
Герои прозы А.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова» | 2 | подготовка сообщения (по выбору) | |
«Стилистика рассказов И.Э.Бабеля», Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”». | 2 | подготовка сообщения (по выбору) | |
«Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения». | 2 | подготовка презентации | |
«Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского». | 2 | подготовка презентации по выбору | |
«Гражданские и патриотические стихи А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме “Реквием”». | 2 | подготовка сообщения (по выбору | |
Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?» | 2 | Подготовить доклад | |
«Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев». | 2 | подготовка сообщения(по выбору) | |
«Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского,И.Эренбурга» (автор по выбору | 2 | подготовить сообщение | |
«Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы». | 2 | подготовка сообщения (по выбору) | |
«Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы». | 3 | подготовка сообщения(по выбору) | |
«Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры в пьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”». | 3 | подготовка сообщения(по выбору) | |
«Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции». | 2 | подготовка сообщения(по выбору) | |
«Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI в» | 2 | подготовка сообщения | |
«Фантастика в современной литературе». | 2 | Подготовка сообщения | |
Итого: | 85 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/ под ред.Г.А.Обернихиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 440 с.
2. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 2/ под ред.Г.А.Обернихиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 440 с.
3.Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса обеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 280 с.
4. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса обеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 288 с.
5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса обеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 432 с.
6. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 480 с.
Интернет-ресурсы
- .ЭБС IPRbooks
- www.iprbookshoop.ru
- ЭБС РУКОНТ
- http://rukont.ru:
- http://www.rvb.ru
- http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet
- http://www.fbit.ru/free/myth
- http://jgreenlamp.narod.ru
- http://siovar.by.ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
- BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
- Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
- Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
Приложение 1
Требования к созданию презентации
1. Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.
2. Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
- Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MicrosoftOfficePictureManager, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
4. Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
5. Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
6. Требования к качеству навигации:
– работоспособность элементов навигации;
– качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
7. Требования к эффективности использования презентации:
– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
– педагогическая целесообразность использования презентации;
– учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
8. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
9. Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.
10. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
11. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
12. Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;
оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, презентация оформлена в соответствии с требованиями.
Приложение 2
Требования к выполнению рефератов и докладов
Реферат (от лат. refenre – сообщать) – краткое изложение в письменном виде или в форме публикации доклада, содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Работа над рефератом условно разделяется на выбор темы, подбор литературы, подготовку и защиту плана; написание теоретической части и всего текста с указанием библиографических данных используемых источников, подготовку доклада, выступление с ним. Тематика рефератов полностью связана с основными вопросами изучаемого курса.
Тему реферата студенты выбирают самостоятельно, но если на одну тему претендует несколько студентов, на помощь приходит преподаватель. Список литературы к темам не дается, и студенты самостоятельно ведут библиографический поиск, причем им не рекомендуется ограничиваться университетской библиотекой.
Важно учитывать, что написание реферата требует от студентов определенных усилий. Особое внимание следует уделить подбору литературы, методике ее изучения с целью отбора и обработки собранного материала, обоснованию актуальности темы и теоретического уровня обоснованности используемых в качестве примеров фактов какой-либо деятельности.
Выбрав тему реферата, начав работу над литературой, необходимо составить план. Изучая литературу, продолжается обдумывание темы, осмысливание прочитанного, делаются выписки, сопоставляются точки зрения разных авторов и т.д. Реферативная работа сводится к тому, чтобы в ней выделились две взаимосвязанные стороны: во-первых, ее следует рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый, а во-вторых, как форму научной работы, творческого воображения при выполнении учебного задания.
Наличие плана реферата позволяет контролировать ход работы, избежать формального переписывания текстов из первоисточников.
Оформление реферата включает титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи или печатной форме реферата. Реферат выполняется в письменной или печатной форме на белых листах формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт Times New Roman, кегель 14, через 1,5 интервала при соблюдении следующих размеров текста: верхнее поле – 25 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Нумерация страниц производится вверху листа, по центру. Титульный лист нумерации не подлежит.
Рефераты должны быть написаны простым, ясным языком, без претензий на наукообразность. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если же такие термины и символы все-таки приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте реферата. Это правило касается и дипломных работ.
Объем реферата предполагает тщательный отбор информации, необходимой для краткого изложения вопроса. Важнейший этап – редактирование готового текста реферата и подготовка к обсуждению. Обсуждение требует хорошей ориентации в материале темы, умения выделить главное, поставить дискуссионный вопрос, привлечь внимание слушателей к интересной литературе, логично и убедительно изложить свои мысли.
Рефераты обязательно подлежат защите. Процедура защиты начинается с определения оппонентов защищающего свою работу. Они стремятся дать основательный анализ работы студента, обращают внимание на положительные моменты и недостатки реферата, дают общую оценку содержанию, форме преподнесения материала, характеру использованной литературы. Иногда они дополняют тот или иной раздел реферата. Последнее особенно ценно, ибо говорит о глубоком знании студентом-оппонентом изучаемой проблемы.
Обсуждение не ограничивается выслушиванием оппонентов. Другие студенты имеют право уточнить или опровергнуть какое-либо утверждение. Преподаватель предлагает любому студенту задать вопрос по существу доклада или попытаться подвести итог обсуждению.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен не только выбрать тему доклада, исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.
Необходимо, чтобы студент мог выступить на заседании кружка, на семинарском занятии. Написание доклада является достаточно сложной работой и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной деятельности, знаний правил оформления. Доклад требует плана, по которому он выполняется.
План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по
изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также и культура речи докладчика.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат(доклад) оформлен в соответствии с требованиями, сообщение содержательно и сопровождается электронной презентацией;
оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат (доклад) оформлен в соответствии с требованиями, сообщение сопровождается электронной презентацией;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, реферат (доклад) оформлен в соответствии с требованиями.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Уровень культуры чтения современной молодежи…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые. Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана,
усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста/плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного
текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Приложение 3
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина
Доклад
Тема «__________»
Дисциплина:
Литература
Выполнил: студент I курса
группы _____ А.И. Иванов
Проверил: преподаватель
В.Г.Галиуллина
Оценка_________________
Октябрьский 2017
Приложение 4
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина
Сообщение
Тема «__________»
Дисциплина:
Литература
Выполнил: студент I курса
группы _____ А.И. Иванов
Проверил: преподаватель
В.Г.Галиуллина
Оценка_________________
Октябрьский 2017
Приложение 5
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина
Сообщение
Тема «__________»
Дисциплина:
Литература
Выполнил: студент I курса
группы _____ А.И. Иванов
Проверил: преподаватель
В.Г.Галиуллина
Оценка_________________
Октябрьский 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
Раздел 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.Раздел 2. Общая характеристика России и мира в ко...
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...
Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "История"
Настоящее учебное пособие предназначено для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа по учебной дисциплине «История»...
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОУД.03. Иностранный язык
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков...
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля
Данная разработка содержит методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля. Цель мето...
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Текущая самостоятельная работа напрвлена на углубление и закрепление знаний и развитие практических умений студентов....