Использование проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности
статья

Помогова Дарья Александровна

Предварительный просмотр:

Д.А. Помогова

Филиал МБОУ «Цнинская СОШ № 2» в с. Донское, г. Тамбов

e-mail: polechka0107@yandex.ru

Использование проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности

В настоящее время система образования во всем мире претерпевает существенные изменения, связанные не только с развитием цифровизации, но также с переоценкой необходимых и востребованных компетентностей человека в современном обществе.

Традиционная модель образования по большей части ориентирована на то, чтобы ученик в процессе обучения приобрел универсальный набор знаний и конкретных компетенций, тогда как, в настоящем, быстроразвивающимся мире, наиболее важными становятся метакомпетенции.

К метакомпетенциям относятся – творческие способности, умение сотрудничать, мышление и т.д.

Развитие метакомпетенций у учащихся способствует появлению «самоуправляющих» учеников, которые способны самостоятельно ставить цели и задачи своего обучения и контролировать процесс их достижения.

На сегодняшний день, одной из эффективных практик для появления «самоуправляемых» учеников является проектно-исследовательская деятельность. В процессе реализации этой деятельности важно поддерживать как индивидуальные, так и коллективные образовательные процессы, позволяющие ученикам развиваться в выбранной области, развивая при этом уровень коллективных компетенций [1].

В нашей школе проектно-исследовательская деятельность реализуется в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. В качестве примера рассмотрим организацию занятий по предмету «Основы православной культуры» у учащихся старших классов.

Ученикам в классе предлагается объединиться в группы от двух до четырех человек по желанию, для дальнейшей совместной работы и выполнения проекта. Тема проекта выбирается группой самостоятельно из предложенных учителем, или предлагается собственная тема.  Этапы разработки проекта представлены на рисунке 1.

C:\Users\Daria\Desktop\схема проекта.png

Рисунок 1. Этапы разработки проекта

Во время работы в группе, ученики выполняют различные роли на определенных этапах проекта, которые они распределяют между собой самостоятельно. Отличительной особенностью коллективного обучения является то, что в дальнейшем опыт каждого из учеников собирается в «коллективный» образовательный опыт, который является не суммой опыта каждого ученика, а имеет синергический эффект.

Для успешного выполнения проекта также необходимо использовать междисциплинарные взаимодействия и связи, интегрирование с такими  предметами  как история, литература, музыка, искусство, краеведение и т.д.

На каждом этапе выполнения проекта ученики получают определенное количество баллов (оценивается вклад каждого ученика). По окончанию проекта баллы за все этапы суммируются [2, с. 34].

Роль учителя в данном случае заключается в том, чтобы быть наставником, тьютером, помогать ученикам, повышать их мотивацию, направлять и корректировать маршрут проектной деятельности, анализировать полученные результаты.

Завершенные проекты в конце отчетного периода представляются в виде защиты проекта, участвовать в которой может один, несколько или все члены группы.

По проведенному опросу среди учащихся выполнявших проект, можно сказать, что большинство из них считает такую форму работы более интересной, чем традиционные занятия, поскольку проект дает возможность проявить свои творческие способности, самостоятельно сделать что-то интересное и публично продемонстрировать полученные результаты [3].

Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в сочетании с коллективной формой работы, способствует развитию навыков работы в группе и взаимодействия с людьми,  умений самостоятельно выявлять проблему, искать пути ее решения, собирать информацию и анализировать полученные результаты, а самое главное помогает реализовывать важную задачу образования – научить детей учиться.

Список литературы

        1. Лукша П. Образование для сложного мира [Электронный ресурс] // корпорация Российский учебник https://rosuchebnik.ru/. 2018 20 апр. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения: 11.10.2020)

2.Проектное обучение. Практики внедрения в университетах; под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М.: Открытый университет Сколково, 2018. С. 154.

        3.Ермакова И.П. Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся [Электронный ресурс]// 20015 20 мар. Сайт https://for-teacher.ru/. URL: https://for-teacher.ru/edu/drugoe/doc-jm1gpyv.html (дата обращения: 10.10.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...