Структура успешности педагогической деятельности. Статья
статья

Запрягаева Наталья Юрьевна

Что делает деятельность педагога успешной? Что такое успех внутренний и внешний?   Размышления о нужности профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh_uchitelya.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Запрягаева Наталья Юрьевна,

                                                                      ГБОУ школа № 38

                           

                      Структура успешности педагогической деятельности.

                                               Старайся достичь не успеха, а ценности.

                                                                                       А.Эйнштейн

   В Большом энциклопедическом словаре успех рассматривается как достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

  Профессия учителя, на мой взгляд, дает возможность встречаться с успехом каждый день, во всяком случае, в первых двух значениях чаще всего.  Каждый разработанный учителем урок  может привести  к достижению  личностных и метапредметных целей, а каждое «Спасибо за урок», сказанное учеником, является общественным признанием.

  Что  же такое успех для педагога? Звания, грамоты, победители олимпиад? Безусловно, это результат большого труда и таланта, взлета творчества, преодоления себя. Такие победы греют душу долгие годы.

 Теоретически, в успешности можно выделить две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.

Внутренняя успешность – это ощущение удовлетворенности работой, полноты самораскрытия в учебной деятельности, внешняя – общественное признание, профессиональный статус, квалификационная категория и т.п.

Из внутренней успешности вытекает внешняя успешность, которую правильнее рассматривать как награду за преданность и любовь  к профессии. Конечно же, есть и определяющее  влияние социальной реальности. Например, в США профессия учителя воспринимается как престижная, и дочь одного из экс-президентов работает учителем начальных классов. У нас же в постперестроечные годы престиж профессии упал: «Кого обидели боги, тот идёт в педагоги». С возрастом у большинства педагогов проявляется профессиональное выгорание,  о чем свидетельствуют исследования университета им. Герцена. Но, несмотря ни на что, нужно помнить, что в руках учителя канва судеб детей:

Школьный учитель - великая сила.

Может стать крыльями, может – могилой

Для устремлений, любви, интереса,

Веры святой в достиженья прогресса.

       Может акценты расставить умело,

Чтобы мечта превратилась в то дело,

Что человеку всю жизнь освещает.

Боги ошибок ему не прощают…

       Коль равнодушен - иди мимо школы,

Пусть будут дети  с тобой незнакомы.

                            (стихотворение  моё)

     Что  сказала бы на это моя бабушка  Анфиса Ивановна,  с 17 лет, с гимназической скамьи, десятки лет проработавшая учителем математики в провинциальном городе? Она просто жила в своей работе, для неё учительство было свободным дыханием. А после уроков она, мать шести детей, приготовив обед, иногда забыв снять передник, спешила на репетиции спектаклей в любительский театр. Там без неё не могли обойтись – бабушка играла на рояле и других инструментах, пела… Но главной её любовью была математика! Как она говорила о математике! Жаль, что бабушка ушла в то время, когда я в силу возраста не могла оценить сполна весь масштаб её личности. Для моей бабушки, педагога по призванию, успех  равнялся радости жизни, оптимизму, который она проявляла в любых ситуациях. Наверное, поэтому в её доме постоянно были посетители.

     Возможно, мне удалось что-то унаследовать от бабушки – жажду информации, стремление  к творчеству, уважение к мнениям учеников, неприятие лжи…  Лишь оптимизма не хватает – я реалистка.

     Огромное уважение  и восхищение вызывал у меня в студенческие годы преподаватель   ЛГУ Иванов Николай Борисович, умевший любое мнение, даже высказанное косноязычно,  не отвергнуть, а раскрыть и развить, показать глубину мысли своего собеседника. Это его умение действовало на всех ошеломляюще и резко поднимало самооценку студентов.  А преподаватель экономики Магда Серебровская! Ослепительно красивая  умная женщина, во время экзамена  увидевшая волнение студентки, у которой в буквальном смысле дрожали поджилки,  и в зачётке уже стояли две тройки,  накрыла своей рукой мою руку и сказала: «Вы всё знаете прекрасно, всё  у Вас получится!»  И случилось чудо,  с тех пор троек и  страха на экзаменах у меня не было – я получила  позитивную установку на всю жизнь.

Эти люди были успешными Учителями, к которым я всю жизнь испытываю горячую симпатию и уважение,  и на которых стараюсь быть похожей в своей работе.

Итак, главный залог успеха педагогической деятельности – это личность педагога. Только личность нравственная, самодостаточная, компетентная, открытая, затрагивающая чувства ребенка, может положительно повлиять на формирование личности ученика. В педагогике, как  в медицине, главное не навредить, быть внимательным и чутким к чужой боли. Не ранить ребенка иронией, невниманием, грубостью. Как говорил Э.Бойер: «Плохой хирург калечит одного человека за раз. Плохой учитель – сто тридцать».

Воспоминания о моих успешных действиях как искорки, которые согревают душу. А ещё есть уколы боли о тех, кому помочь поверить в себя так и не смогла. Не достучалась, сил не хватило…

 Мне везло с детьми, которых я учила. Были целые классы, влюбленные в мой предмет, когда книга, упомянутая мною, на следующем уроке  появлялась на 5-6 партах и была прочитана; когда в начале урока я видела светлые лица, а после урока ко мне подходили ученики и спрашивали, что ещё я посоветую почитать по изученной теме. А сколько книг вошли в мою жизнь благодаря советам учеников! Ведь наши дети намного глубже и серьезнее, чем кажутся на первый взгляд, просто нужно заслужить их доверие. Так, благодаря ученикам ко мне пришел потрясающий труд Панарина «Православная цивилизация», стихи Губермана, книги Вербера, музыка Рихарда Вагнера, уважение к некоторым современным направлениям в музыке… Всего и не упомнить.

В гимназии, где я преподавала историю философии, мне запомнились тёзки, два Андрея Петрова. Они учились в разных классах, математическом и гуманитарном, и ревностно следили за успехами друг друга. Часто заходили после уроков, чтобы почитать сочинения друг друга. «У кого лучше?» А я отвечала, что они такие разные и интересные, что сравнивать нельзя. Часть их творческих работ сохраняю по сей день, настолько они совершенны. Один Андрей, удивительно разносторонний и глубокий человек, был благодарен мне за совет, куда ему поступить. Андрею закончил философский  факультет ЛГУ. Мне он сказал, будучи студентом, такие слова, которые я ношу в душе как драгоценность.

 Ещё один мой ученик, Ладомир, тоже  уже закончил философский факультет. Учить его в школе было трудно и интересно. Всё время «тянул» урок на себя, задавал  сложные философские вопросы. Шла я на урок в этот класс как на диспут с коллегой. Он был мощным стимулом для моего профессионального развития. Ученики слушали наши беседы заинтересованно, высказывали своё мнение. И как я гордилась, когда много времени спустя моя подруга, заехавшая ко мне в гости, рассказала невольно подслушанный в автобусе  разговор двух студентов о школьных учителях. В разговоре юноша сказал, что у него была в школе одна учительница, ради которой он был готов на многое и с радостью посещал её уроки. И назвал меня!  

Или девочка, тяжело переживавшая разлад в семье. Мы с ней затеяли проект «Современная семья глазами подростков». Разработали анкету, провели опрос, долго сидели над выводами. И осознание чужих проблем помогло Марине пережить свои собственные трудности. Проект получился очень интересным. Марина с ним выступала на общешкольном родительском собрании и имела успех. Сейчас она успешно работает психологом, и я верю – этот человек на своём месте.

Пример моего успеха это проект «Улыбка», выполненный восьмиклассницами из класса, где я являлась классным руководителем. Класс трудный, сформирован на базе двух классов. Отношения между мальчиками и девочками были неприязненными. Когда девочки в очередной раз пришли ко мне с жалобами на мальчиков, я предложила им подумать, что можно предпринять. Придумали мы анкету, которая помогла выявить суть претензий учеников друг к другу, выстроить идеалы мальчиков и девочек. Удивительно, но идеальные образы совпали. Это в первый раз насмешило класс. Смех, улыбка - вот путь к дружбе! Исследователей заинтересовало, что же может улыбка? Так появился блок о значении улыбки в жизни и искусстве.  А потом из идеи прекрасной девочки, отличницы, родилась галерея фотопортретов всех учащихся класса – фото мрачного человека перестраивалось в презентации в улыбающееся лицо, и все видели, насколько чудеснее человек  с улыбкой.  Кстати, этот проект помог и отличнице,  у которой были сложные отношения с большинством одноклассников, самоутвердиться, создавая  фотопортреты. Этот проект школьницы представили на  районной конференции учителей, и все участники были очарованы. Но для меня главным итогом стали нормальные отношения в классе.

А разве нельзя назвать успехом учителя бывшего троечника Ивана, который регулярно, по своей воле, подбирает видеоматериалы к урокам обществознания, или Ивана, который для исправления двойки за полугодие написал исследовательский проект, с которым стал победителем городской конференции молодых исследователей!

Сколько тёплых слов подарила мне жизнь! Иногда совершенно неожиданно, в магазине, в метро, подходят бывшие ученики или  их родители, и говорят, что  помнят мои уроки.

Наверное, это и есть результат успешных действий? И не напрасно потрачено время на чтение книг и  посещение курсов по  различным педагогическим технологиям, ведь с помощью этих инструментов зазвучали в какой-то момент детские души? Бывают трудные минуты, когда думаешь, зачем всё это нужно? Тогда я достаю самодельную открытку, написанную одной удивительной пятиклассницей, и читаю… И в сердце растет тепло. Спасибо тебе, мой маленький солнечный лучик. Верю, что ты осталась такой же доброй и открытой в этой большой и трудной жизни.

Закончу эссе своим стихотворением.

Синица залетела в тихий класс.
В нём нет детей – безмолвие и тени, 
Тетради с отблесками  чувств и фраз,
С ошибками и творчества цветеньем.

Синица ищет тишину и корм.
Что ищут дети? Истину и дружбу?
И двойки в их тетрадях мне в укор,
Знать, не горела, а пришла на «службу»,

Событием не стал для них урок,
В них струны не задел, они смолчали.
Что ж, значит, музыкант был слаб и плох.
Костёр сложив, игру начну сначала!

Нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Эта мысль В.Ключевского и есть формула успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...

ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возмо...

«Самодиагностика успешной педагогической деятельности в условиях ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете: мультимедийная презентация  по новой форме аттестации педагогических работников.1.Аттестация педагогических кадров - важнейший стимул качественного педа...

Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности

В работе дается анализ  профессиональных качеств учителя...

Концепция педагогической деятельности «Инновационный учитель – успешный ученик»

Данная концепция защищалась на конкурсе "Учитель года-2016 г"...

Статья: "Аспекты успешности образовательной деятельности"

Слагаемые шаги педагогического успеха....