Структура успешности педагогической деятельности. Статья
статья
Что делает деятельность педагога успешной? Что такое успех внутренний и внешний? Размышления о нужности профессии учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeh_uchitelya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Запрягаева Наталья Юрьевна,
ГБОУ школа № 38
Структура успешности педагогической деятельности.
Старайся достичь не успеха, а ценности.
А.Эйнштейн
В Большом энциклопедическом словаре успех рассматривается как достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
Профессия учителя, на мой взгляд, дает возможность встречаться с успехом каждый день, во всяком случае, в первых двух значениях чаще всего. Каждый разработанный учителем урок может привести к достижению личностных и метапредметных целей, а каждое «Спасибо за урок», сказанное учеником, является общественным признанием.
Что же такое успех для педагога? Звания, грамоты, победители олимпиад? Безусловно, это результат большого труда и таланта, взлета творчества, преодоления себя. Такие победы греют душу долгие годы.
Теоретически, в успешности можно выделить две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.
Внутренняя успешность – это ощущение удовлетворенности работой, полноты самораскрытия в учебной деятельности, внешняя – общественное признание, профессиональный статус, квалификационная категория и т.п.
Из внутренней успешности вытекает внешняя успешность, которую правильнее рассматривать как награду за преданность и любовь к профессии. Конечно же, есть и определяющее влияние социальной реальности. Например, в США профессия учителя воспринимается как престижная, и дочь одного из экс-президентов работает учителем начальных классов. У нас же в постперестроечные годы престиж профессии упал: «Кого обидели боги, тот идёт в педагоги». С возрастом у большинства педагогов проявляется профессиональное выгорание, о чем свидетельствуют исследования университета им. Герцена. Но, несмотря ни на что, нужно помнить, что в руках учителя канва судеб детей:
Школьный учитель - великая сила.
Может стать крыльями, может – могилой
Для устремлений, любви, интереса,
Веры святой в достиженья прогресса.
Может акценты расставить умело,
Чтобы мечта превратилась в то дело,
Что человеку всю жизнь освещает.
Боги ошибок ему не прощают…
Коль равнодушен - иди мимо школы,
Пусть будут дети с тобой незнакомы.
(стихотворение моё)
Что сказала бы на это моя бабушка Анфиса Ивановна, с 17 лет, с гимназической скамьи, десятки лет проработавшая учителем математики в провинциальном городе? Она просто жила в своей работе, для неё учительство было свободным дыханием. А после уроков она, мать шести детей, приготовив обед, иногда забыв снять передник, спешила на репетиции спектаклей в любительский театр. Там без неё не могли обойтись – бабушка играла на рояле и других инструментах, пела… Но главной её любовью была математика! Как она говорила о математике! Жаль, что бабушка ушла в то время, когда я в силу возраста не могла оценить сполна весь масштаб её личности. Для моей бабушки, педагога по призванию, успех равнялся радости жизни, оптимизму, который она проявляла в любых ситуациях. Наверное, поэтому в её доме постоянно были посетители.
Возможно, мне удалось что-то унаследовать от бабушки – жажду информации, стремление к творчеству, уважение к мнениям учеников, неприятие лжи… Лишь оптимизма не хватает – я реалистка.
Огромное уважение и восхищение вызывал у меня в студенческие годы преподаватель ЛГУ Иванов Николай Борисович, умевший любое мнение, даже высказанное косноязычно, не отвергнуть, а раскрыть и развить, показать глубину мысли своего собеседника. Это его умение действовало на всех ошеломляюще и резко поднимало самооценку студентов. А преподаватель экономики Магда Серебровская! Ослепительно красивая умная женщина, во время экзамена увидевшая волнение студентки, у которой в буквальном смысле дрожали поджилки, и в зачётке уже стояли две тройки, накрыла своей рукой мою руку и сказала: «Вы всё знаете прекрасно, всё у Вас получится!» И случилось чудо, с тех пор троек и страха на экзаменах у меня не было – я получила позитивную установку на всю жизнь.
Эти люди были успешными Учителями, к которым я всю жизнь испытываю горячую симпатию и уважение, и на которых стараюсь быть похожей в своей работе.
Итак, главный залог успеха педагогической деятельности – это личность педагога. Только личность нравственная, самодостаточная, компетентная, открытая, затрагивающая чувства ребенка, может положительно повлиять на формирование личности ученика. В педагогике, как в медицине, главное не навредить, быть внимательным и чутким к чужой боли. Не ранить ребенка иронией, невниманием, грубостью. Как говорил Э.Бойер: «Плохой хирург калечит одного человека за раз. Плохой учитель – сто тридцать».
Воспоминания о моих успешных действиях как искорки, которые согревают душу. А ещё есть уколы боли о тех, кому помочь поверить в себя так и не смогла. Не достучалась, сил не хватило…
Мне везло с детьми, которых я учила. Были целые классы, влюбленные в мой предмет, когда книга, упомянутая мною, на следующем уроке появлялась на 5-6 партах и была прочитана; когда в начале урока я видела светлые лица, а после урока ко мне подходили ученики и спрашивали, что ещё я посоветую почитать по изученной теме. А сколько книг вошли в мою жизнь благодаря советам учеников! Ведь наши дети намного глубже и серьезнее, чем кажутся на первый взгляд, просто нужно заслужить их доверие. Так, благодаря ученикам ко мне пришел потрясающий труд Панарина «Православная цивилизация», стихи Губермана, книги Вербера, музыка Рихарда Вагнера, уважение к некоторым современным направлениям в музыке… Всего и не упомнить.
В гимназии, где я преподавала историю философии, мне запомнились тёзки, два Андрея Петрова. Они учились в разных классах, математическом и гуманитарном, и ревностно следили за успехами друг друга. Часто заходили после уроков, чтобы почитать сочинения друг друга. «У кого лучше?» А я отвечала, что они такие разные и интересные, что сравнивать нельзя. Часть их творческих работ сохраняю по сей день, настолько они совершенны. Один Андрей, удивительно разносторонний и глубокий человек, был благодарен мне за совет, куда ему поступить. Андрею закончил философский факультет ЛГУ. Мне он сказал, будучи студентом, такие слова, которые я ношу в душе как драгоценность.
Ещё один мой ученик, Ладомир, тоже уже закончил философский факультет. Учить его в школе было трудно и интересно. Всё время «тянул» урок на себя, задавал сложные философские вопросы. Шла я на урок в этот класс как на диспут с коллегой. Он был мощным стимулом для моего профессионального развития. Ученики слушали наши беседы заинтересованно, высказывали своё мнение. И как я гордилась, когда много времени спустя моя подруга, заехавшая ко мне в гости, рассказала невольно подслушанный в автобусе разговор двух студентов о школьных учителях. В разговоре юноша сказал, что у него была в школе одна учительница, ради которой он был готов на многое и с радостью посещал её уроки. И назвал меня!
Или девочка, тяжело переживавшая разлад в семье. Мы с ней затеяли проект «Современная семья глазами подростков». Разработали анкету, провели опрос, долго сидели над выводами. И осознание чужих проблем помогло Марине пережить свои собственные трудности. Проект получился очень интересным. Марина с ним выступала на общешкольном родительском собрании и имела успех. Сейчас она успешно работает психологом, и я верю – этот человек на своём месте.
Пример моего успеха это проект «Улыбка», выполненный восьмиклассницами из класса, где я являлась классным руководителем. Класс трудный, сформирован на базе двух классов. Отношения между мальчиками и девочками были неприязненными. Когда девочки в очередной раз пришли ко мне с жалобами на мальчиков, я предложила им подумать, что можно предпринять. Придумали мы анкету, которая помогла выявить суть претензий учеников друг к другу, выстроить идеалы мальчиков и девочек. Удивительно, но идеальные образы совпали. Это в первый раз насмешило класс. Смех, улыбка - вот путь к дружбе! Исследователей заинтересовало, что же может улыбка? Так появился блок о значении улыбки в жизни и искусстве. А потом из идеи прекрасной девочки, отличницы, родилась галерея фотопортретов всех учащихся класса – фото мрачного человека перестраивалось в презентации в улыбающееся лицо, и все видели, насколько чудеснее человек с улыбкой. Кстати, этот проект помог и отличнице, у которой были сложные отношения с большинством одноклассников, самоутвердиться, создавая фотопортреты. Этот проект школьницы представили на районной конференции учителей, и все участники были очарованы. Но для меня главным итогом стали нормальные отношения в классе.
А разве нельзя назвать успехом учителя бывшего троечника Ивана, который регулярно, по своей воле, подбирает видеоматериалы к урокам обществознания, или Ивана, который для исправления двойки за полугодие написал исследовательский проект, с которым стал победителем городской конференции молодых исследователей!
Сколько тёплых слов подарила мне жизнь! Иногда совершенно неожиданно, в магазине, в метро, подходят бывшие ученики или их родители, и говорят, что помнят мои уроки.
Наверное, это и есть результат успешных действий? И не напрасно потрачено время на чтение книг и посещение курсов по различным педагогическим технологиям, ведь с помощью этих инструментов зазвучали в какой-то момент детские души? Бывают трудные минуты, когда думаешь, зачем всё это нужно? Тогда я достаю самодельную открытку, написанную одной удивительной пятиклассницей, и читаю… И в сердце растет тепло. Спасибо тебе, мой маленький солнечный лучик. Верю, что ты осталась такой же доброй и открытой в этой большой и трудной жизни.
Закончу эссе своим стихотворением.
Синица залетела в тихий класс.
В нём нет детей – безмолвие и тени,
Тетради с отблесками чувств и фраз,
С ошибками и творчества цветеньем.
Синица ищет тишину и корм.
Что ищут дети? Истину и дружбу?
И двойки в их тетрадях мне в укор,
Знать, не горела, а пришла на «службу»,
Событием не стал для них урок,
В них струны не задел, они смолчали.
Что ж, значит, музыкант был слаб и плох.
Костёр сложив, игру начну сначала!
Нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Эта мысль В.Ключевского и есть формула успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура педагогической деятельности учителя в современной школе
В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...
ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возмо...
«Самодиагностика успешной педагогической деятельности в условиях ФГОС нового поколения»
Выступление на педагогическом совете: мультимедийная презентация по новой форме аттестации педагогических работников.1.Аттестация педагогических кадров - важнейший стимул качественного педа...
Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности
В работе дается анализ профессиональных качеств учителя...
Концепция педагогической деятельности «Инновационный учитель – успешный ученик»
Данная концепция защищалась на конкурсе "Учитель года-2016 г"...
Статья: "Аспекты успешности образовательной деятельности"
Слагаемые шаги педагогического успеха....
- Мне нравится (1)