ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.
статья по теме
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.
Сегодня
- Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.
- Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
- В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.
- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
- Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
- Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
- Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
- Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
- Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
- Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
- Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
- Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o социальная сеть (Дневник.ру, …),
o сайт (раздел сайта),
o лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
o форум,
o Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
o RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
- Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по рядуобъективных причин:
- Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
- Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику». - Нет четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
- Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
- Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а «нагрузка» осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)
ИКТ-компетентность учителя
Итак,:
Нужно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
С чего начать повышение ИКТ-компетенции преподавателя? Можно,например, с умелого использования на уроках авторской интерактивной презентации.
С внедрением презентаций в образовательный процесс учитель получил пре красную возможность разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, а также значительно облегчить самому себе подготовку к занятиям.
Использование презентаций на уроке
- обеспечивает наглядность (причем гораздо эффективнее, чем готовые таблицы, во-первых, потому, что преподаватель не всегда следует алгоритму, предложенному в таблице, т.е. использует авторскую методику подачи материала; во-вторых, готовые таблицы дают материал ЦЕЛИКОМ, а иногда важна поэтапная подача материала, т.к.некоторые учащиеся имеют привычку НЕ слушать объяснение ДАННОГО этапа, а забегать вперед. Презентация дает возможность «открывать для просмотра» именно ту информацию, которая необходима на данном этапе работы, а также стимулировать деятельность учащихся вопросами: «Как вы думаете, что мы увидим на следующем этапе работы?»). К тому же недаром народная мудрость гласит :«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» .Все мы прекрасно знаем, что ученик усваивает всего 10% от услышанного и 20 % от увиденного.
- способствует здоровьесбережению, т.к., фокусируясь то на тетрадь (учебник) перед собой , то на текст (картинку) на экране, учащийся укрепляет зрение (при условии, что презентация соответствует дизайн-эргономическим требованиям),помогает достичь высокого эмоционального уровня урока (анимация, музыка) и обеспечить смену видов работы .
- повышает объём выполняемой работы на уроке
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( в данном случае это актуально при условии, что у каждого ученика ПК. В этом случае ученик может в удобном для него темпе работать, например, с тренажером, обращаясь ( или не обращаясь) по мере необходимости к подсказкам )
- облегчает подготовку к уроку, т.к. может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока, в который по мере необходимости можно внести изменения. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того, мы облегчаем жизнь и своим коллегам. При этом можно и сэкономить на распечатке раздаточного материала, который часто приходится еще и перепечатывать после внесенных изменений.
Литература:
- Самоанализ ИКТ-компетентности http://edu-lider.ru/kompyuternye-texnologii-obucheniya/
- ГВАРАМАДЗЕ Нико Лввановна «Формирование компьютерной грамотности учителей в процессе методической работы в школе» http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-kompyuternoy-gramotnosti-uchiteley-obscheobrazovatelnyh-predmetov-v-protsesse-metodicheskoy-raboty-v-shkole#ixzz2Q220uWFc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность современного учителя
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (...
Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"
Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....
Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности
В работе дается анализ профессиональных качеств учителя...
Доклад на тему: «Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"
Доклад на тему:«Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"...
Статья "Коммуникативная компетентность педагога ДОУ как залог успешной работы с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей"
В статье я делюсь своим маленьким опытом работы клуба "Школа молодого специалиста"....
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...