авторская программа
рабочая программа (5 класс)
Мною разработана рабочая программа внеурочной деятельности на тему "Әкияттә кунакта" для учащихся 5-6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 20.08.2021г. №2
Введено приказом от 23.08.2021г. № 63
Директор МБОУ «Новотроицкая СОШ»
_________________ Р.Р.Абдульминов
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предмету «Родная (татарская)»литература
направление общекультурное
возрастная категория детей 11-12 лет
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Гиздатуллина Диларя Минебаевна,
учитель родного языка и литературы
I квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора ________ А.А.Зверева от_________2021 г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 19 августа 2021 г. № 1
Руководитель МО ________ Р.Ф.Гараева
2021
Пояснительная записка
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений татарской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт обще-ния с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплек-са воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрас-тающее поколение, отводится главная роль.
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования –становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещѐ и начало культурного воспитания. Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным вообра-жением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного курса, способствовать формированию умений:
∙ улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
∙ видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
∙ соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
∙ анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
∙ соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи курса:
∙ познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
∙ учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
∙ развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
∙ прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. | Познавательные УДД: • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства). Коммуникативные УДД: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения. Регулятивные УДД: • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. | • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора); ∙ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; ∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ∙ высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам . |
Содержание
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Устное народное творчество | Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятия «устное народное творчество». Формирование элементов литературоведческих представлений. Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). | 3 |
Татарские народные сказки | Понятие о термине сказка. Их виды: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, сравнение их с русскими народными сказками. | 4 |
Сказки о животных | Разделение сказок на три группы: герои сказок дикие животные; герои сказок домашние животные, герои сказок и дикие, и домашние животные. | 5 |
Волшебные сказки | Знакомство с волшебными сказками. Знакомство с композицией таких сказок. | 5 |
Бытовые сазки | Знакомство с бытовыми сказками; определение, что они близки к реальной жизни, во многих описывается деревенская жизнь. | 4 |
Тема профессий в сказках | Сказки А.Алиша, среди них сказки о профессиях. Чтение выразительно, играть сказки, в группах нарисовать людей тех профессий, о которых говорится; беседы по содержаниям. (“Ялкаулык хурлык , тырышлык зурлык”, “Нечкәбил”, “Куян кызы”) | 4 |
Сказки татарских писателей | Краткая информация о татарских писателях: К.Насыйри, Г.Тукай, Т.Миңнуллин, знакомство с театром кукол “Әкият”. | 4 |
Сказки в произведениях татарских художников | Краткая информация о татарских художниках. Знакомство с произведениями искусства. Б.Алменов. | 2 |
Мы сочиняем сказки | Сочинение сказок, составление презентаций, в группах выполнение проектных работ, защита поектов. | 3 |
Всего | 34 |
Календарьно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | |
факт | план | ||||
1 | Устное народное творчество | Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). | 3 | ||
2 | Татарские народные сказки | Сказки “Ак бүре” (“Белый волк”), “Өч кыз” (“Три дочери”), “Абзар ясаучы төлке” (“Лиса, строящая сарай”). | 4 | ||
3 | Сказки о животных | Сказки “Торна белән Төлке” (“Журавль и Лиса”), “Наян төлке” (“Игривая лиса”), ”Мәче белән Аю” (“Кот и Медведь”). | 5 | ||
4 | Волшебные сказки | Сказки “Зөһрә” (Зухра”), “Үги кыз” (“Падчерица”), ”Камыр батыр” (“Батыр”) , ”Өч ул” (“Трое сыновей”). | 5 | ||
5 | Бытовые сазки | Сказки “Өч сорау” (“Три вопроса”), Өч туган” (“Трое родни”), ”Кем җиңүче?” (“Кто победитель”) | 4 | ||
6 | Тема профессий в сказках | Сказки А.Алиша, среди них сказки о профессиях. (“Ялкаулык хурлык , тырышлык зурлык”, “Нечкәбил”, “Куян кызы”) Просмотр мультфильмов. | 4 | ||
7 | Сказки татарских писателей | Сказки писателей К. Насыйри «Патша белән карт» (“Царь и старик”), Г.Тукай “Су анасы” (“Водяная”), Т.Миңнуллин «Гафият турында әкият” (“Сказа про Гафията”). | 4 | ||
8 | Сказки в произведениях татарских художников | Б.Алменов. Картина “Водяная”. Г. Тукай "Шурале". Художник Ф. Аминов. | 2 | ||
9 | Мы сочиняем сказки | Сочинение сказок. Работа в группах по проектной работе. Защита проектов. Темы для проекта:
| 3 | ||
Всего | 34 | 34 | 34 |
Используемая литература
- К.М.Миңнуллин, Җ.Х.Кәлимуллин, Ф.И.Урманче. Яшәгән, ди, булган, ди. Әкиятләр. - Казан, “Мәгариф” нәшрияты.-2000.- 141б.
- Л.И.Минһаҗева, И.Х.Мияссарова. Татар балалар әдәбиятыннан хрестоматия. Ике томда.1 том.-Казан, ТаРИХ.-2010.-447б
- Л.И.Минһаҗева, И.Х.Мияссарова. Татар балалар әдәбиятыннан хрестоматия. Ике томда. 2 том.-Казан, ТаРИХ.-2011.- 398б
- Л.И.Минһаҗева, И.Х.Мияссарова. Татар балалар әдәбиятыннан хрестоматия. -Казан, ТаРИХ.-2010.-447б
- К.М.Миннуллин, И.К.Сагдатшин, Д.Ф.Загидуллина, И.И.Ямалтдинов. Татарское народное творчество. Пословиөы и поговорки. –Казань, Татарское книжное издательство. – 2017.-365с.
- И.Н.Надиров, Я.Г.Абдуллин и другие. Татарское народное творчество. Пословицы и поговорки. - Казан, Татар китап нәшрияты.-1987.-591с.
- И.Н.Надиров, Я.Г.Абдуллин и другие. Татарское народное творчество. Детский фольклор. - Казан, Татар китап нәшрияты.-1993.-335с
- Ленар Җамалетдин. Татар халык әкиятләре. Тылсымлы әкиятләр. - Казан, Татар китап нәшрияты.-1994.-415с
Интернет-ресурсы:
1. Татарская национальная электронная библиотечная система – Режим доступа: http://www.tatknigafund.ru/,
2. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru,
3. Татар халык иҗаты. - Режим доступа: http://halik-ishati.ucoz.ru/
4. Ана теле http - Режим доступа: //anatele.ef.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-188856-1359270719.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-54271-1390748981.jpg)
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-424638-1581883312.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-132710-1611334200.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...