Требования к проектированию учебной программы
статья
В работе рассказывается о принципах и методах создания рабочей учебной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_proektirovaniyu_uchebnoy_programmy.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия №70»
Требования к проектированию учебной программы
Выполнила:
Алышева Е. В.,
учитель музыки
Новокузнецк, 2021
Введение
Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них. Не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; отсутствуют некоторые обязательные разделы, не соблюдается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.
Таким образом, является актуальным раскрыть основные принципы и положения, которыми следует руководствоваться при проектировании рабочей программы по учебному предмету.
- Учебная программа и ее виды
Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:
- базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
- образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
- образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).
Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.
Учебная программа – это:
- нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.
- документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.
- краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.
Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы.
Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения».
Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.
Виды рабочих программ:
- программы по учебным предметам;
- программы дополнительного образования;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных занятий.
Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей, так как:
- Оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
- Этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводит к тому, что заниматься их составлением приходится летом , во время отпуска.
- Одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу учебную часть
- Даже если учитель имеет в наличие целый комплект рабочих программ , которые он разрабатывал несколько лет, и все равно приходится ежегодно их изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требования , новые классы.
- Мало создать , разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в Управлении образования. По новым требованиям она должна пройти еще экспертную оценку и получить одобрение
- Нормативная база при проектировании учебной программы
Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Из письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»: «В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
- образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- особенностей контингента обучающихся;
- авторского замысла педагога.
- Цели и задачи рабочей учебной программы
В рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения. Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:
- расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
- внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
- углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
- изменения логики освоения содержания материала;
- уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
- Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
- Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
- Наличие признаков нормативного документа.
- Учет основных положений образовательной программы школы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
- Системность и целостность содержания образования.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
- Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
- в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Итак, рабочая программа разрабатывается на основе примерной или авторской посредством внесения в нее изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения с учетом особенностей обучающихся, которые будут осваивать данную программу.
Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
- Структура рабочей учебной программы
Рабочая программа учебного предмета - это нормативная модель деятельности конкретного педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов. Стандарт устанавливает четкие требования к структуре данного документа. В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать следующие элементы:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса [3].
Титульный лист– «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены:
Нормативные документы: закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); для начальной школы: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373); для основной школы: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); для 10-х классов: федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413); для 11-х классов: федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 г. № 1089); для начальной школы: основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»; для основной школы: основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»; для средней школы: основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Учебный план школы;
- Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
- Примерная образовательная программа по учебному предмету, курсу и (или) авторская программа (указать автора, выходные данные);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
- Количество часов в неделю
- Количество часов на учебный год
- Количество контрольных, практических и лабораторных работ
- Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: (указывается автор, название, класс, место и год издания)
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
- описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
- возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
В разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета» отражаются:
- описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного предмета, курса по годам обучения и в целом;
- основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает ФГОС, основная образовательная программа образовательной организации и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Предметные результаты должны: писываться через действия обучающихся («научится» и «получит возможность научиться»); обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для обучающихся языком.
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.
Форму тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:
- название темы
- количества часов, необходимых на ее изучение;
- основные вопросы, изучаемые в данном разделе;
- контрольные, практические, лабораторные работы с названиями (творческие работы, экскурсии, проектная деятельность, региональный компонент и т.п.)
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ No1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373,письмаМинистерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. No08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются [3; 4]:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Заключение
Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. В результате этого у обучающихся, и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. Таким образом, проектирование рабочих учебных программ по предмету является обязательным навыком в профессиональной деятельности учителя.
Для того, чтобы учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы, необходимо знать основные этапы этого процесса:
- учитывать требования государственных стандартов;
- уметь определять цели и задачи, решение которых предполагается при изучении всего курса;
- уметь прогнозировать результаты, которые должны быть достигнуты учащимисяпо завершении изучения курса;
- правильно распределять содержание учебного материала по годам обучения;
- определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса, при этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы;
- разработать содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности;
- разработать календарно-тематическое планирование.
Сложности, возникающие при создании авторских и рабочих программ и тематического планирования к ним, могут быть преодолены при изменении работы методических объединений. Одним из главных направлений их деятельности может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.
Данная технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения применима для любого типа типа образовательного учреждения и для любого преподаваемого предмета, курса или факультатива.
Список литературы
1. Гоник, И. Л. Рабочая программа учебной дисциплины: разработка и оформление: учеб. пособие / А. В. Фетисов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк, О. Д. Косов, О. А. Мартынова, А. М. Варфоломеева. – Волгоград: ВолгГТУ, 2010. – 128 с.
2. Лихачев, Б. Г. Педагогика: курс лекций [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б.Г. Лихачев — М. : Прометей, 1992.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220598/
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2012.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование учебной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Многоаспектность географического положения России"
Пример учебной ситуации по географии "Многоаспектность географического положения России", 8 класс. Рассмотрены основные этапы создания учебной ситуации. Конечно же представлены критерии оценивания зад...
Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»
Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с требованиями, установленными методикой оценки уровня квалифи...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС
В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....
Проектирование учебной программы
В раброте рассказывается о принципах и методах создания учебной...