Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС
статья по географии

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsii_uchiteley_geografii.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований  ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных

Выступление на секции учителей географии и истории

                 

                                ФИО педагога: учитель географии

МОУ «Новотроицкая СОШ»

Пронина Антонина Ивановна    

                                                     

                                                      27 августа    2019 год

Мы все сможем, все вытерпим и будем стараться

 делать все то, что в наших силах и даже сверх того.

И все у нас получится!?...

Актуальность темы: Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно - компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые результаты освоения предметных программ являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

      Учебный процесс в основной школе будет осуществляться на основе ООП ООО. Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Слайд-3

Содержательный раздел ООП ООО включает программу развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Слайд- 4

Системно-деятельностный подход в обучении

В реализации системно-деятельностного подхода учителям географии будет необходимо больше внимания уделять практике применения полученных знаний и умений учащимися в реальных жизненных ситуациях, особенно на основе интеграции содержания разных дисциплин. разрабатывается рабочая программа на основе фундаментального ядра содержания общего образования, примерной образовательной программы основного общего образования и авторской программы по конкретному УМК

 

Слайд-5

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.

                Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь,  должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования

Слайд-6

Современному учителю географии необходимо изменить подходы в     организации образовательного процесса в алгоритме:

"мотив – цель -  способ – результат»

с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.

                                      Слайд-7

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование  и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.

     

Слайд- 8-11

Полнятие УУД

Читаю со слайдов

Слайд-12-14-  читаю со слайдов

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов

Читаю текст

Преподавание школьной географии начнётся с 5 класса. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии   объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. В реализации системно-деятельностного подхода учителям географии будет необходимо больше внимания уделять практике применения полученных знаний и умений учащимися в реальных жизненных ситуациях, особенно на основе интеграции содержания разных дисциплин. 

             Слайд-15 Практические работы

Содержание учебного предмета кроме тем и разделов так же включает перечень практических работ. География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ.

Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Слайд 16 - проектная деятельность

Как особая форма учебной работы для эффективного освоения предметной и междисциплинарных программ по географии особенно ценна проектная деятельность.Учителю важно помнить, что проект-это прежде всего форма организации деятельности, направленная на получение конкретного продукта,  форма организации совместной деятельности учителя и учеников.

Слайд- 17-21 читаю со слайдов

современный урок

Слайды 22-23

 изменения по ФГОС-читаю со слайдов

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

На основе фундаментального ядра содержания общего образования, примерной образовательной программы основного общего образования и авторской программы по конкретному УМК учителем

разрабатывается рабочая программа 

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Слайд-24- 31 технологическая карта-читаю все со слайдов

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план (технологическую карту урока), который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

на практике реализовать межпредметные связи;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Параметры урока.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на мой взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

необходимость описания всего процесса деятельности;

указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

– возможности технологической карты:

тщательного планирования каждого этапа деятельности;

максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Слайд -32-электронные ресурсы

ЭОР ИОР

В стандартах нового поколения предусмотрены информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образовании, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой (ИОС) образовательного учреждения.          

Информационная образовательная среда, в том числе, формируется посредством электронных образовательных ресурсов /цифровых образовательных ресурсов (ЭОР/ ЦОР) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде.

Вместе с тем использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.

Слайд-33-38 читаю со слайдов

Требования к оценке достижений

В связи с введением ФГОС  изменяются требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с требованиями ФГОС система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

 

   В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Какие нужны новые формы и методы оценки?

Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислю главные изменения.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). 

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). 

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.(см. приложение 5)

 Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Учителю-предметнику необходимы 2 группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов. (см. Приложение 6)

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

Слайд 39-40 требования к результатам освоения

Переход на новые стандарты изменяет и  требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода. 

        Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

 Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится»,

ориентируют учителя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

          Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

         На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения  четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

         

Выводы учителя:

 В нашей школе переход на новые стандарты в основной школе начнется с 1 сентября 2015 года. Вся основная работа по внедрению новых стандартов ложится на учителя. Мне кажется, что на это стоит потратить свои силы, опыт и мастерство, ведь в наших руках будущее наших детей. Надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру всего урока, научиться по другому оценивать способности и знания детей. Пока еще нет целостной картинки образовательного процесса. Ведь, на мой взгляд, метапредметность это результат работы не только мой как предметника - а команды в целом, команды педагогов, родителей и ученика самого.

Обоснование выбора учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

УМК выбирается образовательным учреждением в соответствии:

  • с Федеральным перечнем учебников;
  • с направленностью образовательной программы.

В соответствии со ст. 32 п.23 Закона РФ «Об образовании» решение о том, какие учебники из федерального перечня использовать в образовательном процессе, соблюдая принцип непрерывности и преемственности образования, принимает образовательное учреждение. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, публикуется ежегодно на сайте официальном сайте Федерального совета по учебникам.

В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности учителя, которые составляют законченную предметную линию и обеспечены программой, дидактическими и методическими пособиями, в перечень допущенных — единичные учебники, которые пока не входят в завершенную линию.

Характеристика учебно-методического комплекса:

  • программно-методическое обеспечение;

—перечень электронных информационных источников;

  • перечень Интернет-ресурсов;
  • перечень дидактических средств, в том числе разработанных учителем;
  • дополнительная и справочная литература, профессиональной ориентации.

В условиях введения ФГОС в образовательных учреждениях  рекомендуется использовать УМК, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, среди которых:

перечень изданий учебно-методических комплектов издательского центра «Вента на-Граф» по географии для основной школы.

Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Летягин А.А. География: начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Таможняя Е.А. , Толкунова С.Г. География Россия. Хозяйство. Регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии : 6–9 классы : методическое пособие.

Летягин А.А. География: 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс».

Душина И.В. География: 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение».

Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение: 7 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География России. Природа. Население: 8 класс: примерное поурочное планирование: методическое пособие.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа.

Население».

Таможняя Е.А. , Беловолова Е.А. География России. Хозяйство.

Природнохозяйственные регионы: 9 класс: примерное поурочное планирование: методическое пособие.

Подготовлены к печати рабочие тетради к учебникам.

Издательство «Просвещение»

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.и др. География 5-6 кл.
  2. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.и др. География 7 кл.
  3. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.и др. География 8 кл.
  4. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.и др. География 9 кл.
  5. Лобжанидзе. А.А. География 5-6 кл.
  6. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География 7 кл.
  7. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География 8 кл.
  8. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География 9 кл.
  9. Николина В.В. «География. Мой тренажер. 5-6 классы» (УМК «Полярная звезда»)
  10.  Гусева Е.Е. «География. «Конструктор» текущего контроля. 8 кл.» (УМК «Полярная звезда»).

В учебно-методический комплект для учителя входит:

  1. рабочая (авторская) программа 5-9 кл;
  2. поурочные разработки;
  3. конструктор текущего контроля.

Издательство «Дрофа»

  1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География 5 кл.
  2. Герасимова Т.Г., Неклюкова Н.П. География 6 кл.
  3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География 7 кл.
  4. Баринова И.И. География 8 кл.
  5. Дронов В.П., Ром В.А. География 9 кл.
  6. Дронов В.П., Савельева Л.Е./ Под ред. Дронова В.П./ География 5-6 кл.
  7. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А./Под ред. Дронова/ География 7 кл.
  8. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.А. ./Под ред. Дронова/ География 8 кл.
  9. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.А. ./Под ред. Дронова/ География 9 кл.
  10.  Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. ./Под ред. Климановой О.А./ География 5-6 кл.
  11.  Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. ./Под ред. Климановой О.А./ География 7 кл.
  12.  Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А./ География 8 кл.
  13.  Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А./ География 9 кл.

В учебно-методический комплект  для учителя входит:

- поурочные разработки;

-рабочая (авторская) программа;

для учащихся

-рабочие тетради.

Издательство «Баласс»

  1. Кошевой В.А.,Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География 5 кл.
  2. Кошевой В.А., Родыгина О.А. География 6 кл.
  3. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География 7 кл.
  4. Камерилова Т.С., Елховская А.И., Родыгина О.А. География 8 кл.
  5. Камерилова Т.С., Елховская А.И., Родыгина О.А. География 9 кл.

В учебно-методический комплект для учителя входит:

- методические рекомендации;

- поурочные разработки;

-рабочая (авторская) программа;

для учащихся

-рабочие тетради.

Издательство «Мнемозина»

1.Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 5 кл.

2. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 6 кл.

3. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 7 кл.

4. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 8 кл.

5. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 9 кл.

В учебно-методический комплект для учителя входит:

- методические рекомендации для учителя;

- поурочное планирование;

- рабочая (авторская) программа;

для учащихся:

- рабочие тетради;

- географический словарь-справочник.

Издательство «Русское слово».

  1. Домогацких Е.А., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в географию. 5 кл.
  2. Домогацких Е.А., Алексеевский Н.И. География 6 кл.
  3. Домогацких Е.А., Алексеевский Н.И. География 7 кл.
  4. Домогацких Е.А., Алексеевский Н.И. География 8 кл.
  5. Домогацких Е.А., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География 9 кл.

В учебно-методический комплект для учителя входит:

- методические рекомендации для учителя;

- поурочное планирование;

- рабочая (авторская) программа;

      для учащихся:

- рабочие тетради;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Выступление на секции учителей географии

Проектирование метапредметных практико-ориентированных заданий по географии. (Из опыта работы)...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...

презентация к выступлению на МО учителей истории по теме "Разработка конспекта учебного занятия"

Презентация к выступлению на МО учителей истории по теме "Разработка конспекта учебного занятия"...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...

Шаблон участника Конкурса«Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»

Шаблон Конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»...