Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с требованиями, установленными методикой оценки уровня квалификации педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, рекомендованной МОН РФ, посредством использования метода интервизии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия,
проводимого старшим инструктором - методистом образовательного учреждения
с педагогами по обсуждению методической проблемы
Тема занятия: «Требования к проектированию учебно- тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников».
Форма занятия: организационное консультирование
Цели и задачи:
Триединая дидактическая цель:
Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с требованиями, установленными методикой оценки уровня квалификации педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, рекомендованной МОН РФ, посредством использования метода интервизии.
Цели по содержанию:
А) образовательная: сформировать у слушателей представления о современных подходах к проектированию учебного занятия;
Б) развивающая: совершенствование умений сравнивать способы подготовки конспекта; высказывать свои мысли, предложения о способах решения проблемных вопросов по ходу работы.
Интервизия - (с англ. » inter» − «имеет значение взаимодействия, взаимной направленности» и » vision» − «виденье») дословно переводится как взгляд в середину, проникновение в суть. Чаще всего понятие «интервизия» встречается в психологии, медицине, социологии, но в последнее время его используют в педагогике для определения четко структурированного метода группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников. В процессе интервизии актуализируются теоретические знания, практический опыт педагогов, формируется их возможность выражать собственные мнения, предложения, умения выслушать альтернативную точку зрения.
Место проведения занятия:
Продолжительность занятия: не более …… час.
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, мультимедиаэкран, раздаточный материал
(При написании конспекта занятия с педагогами на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности методиста, методы и способы достижения поставленных целей, основное рассматриваемое на занятии содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных условий.. Схема занятия является примерной, т.к. его структура зависит от специфики образовательного учреждения деятельности, уровня подготовленности педагогов, с которыми проводится занятие.
1. Мотивационно – целевой компонент, включающий:
| ||
Деятельность педагогов | Деятельность методиста | Содержание этапа занятия |
Высказывают свое мнение по поводу темы занятия, формулируют вопросы Высказывают свои мысли о различиях, формулируют вопросы, вызывающие затруднения Высказывают свои мысли о способах устранения затруднений, о наиболее рациональных и быстрых способах достижения цели |
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
- что такое учебное занятие (это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.Для того, чтобы занятие стало обучающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать). - что такое проектирование (,Проектирование — это последовательное продумывание и описание того, каким должно быть что-либо.Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Проектирование входит в логическую цепочку работы над проектом:
Другими словами цепочка может быть представлена так:
- чем вызваны изменения (акцентирует внимание на документах вышестоящих органов управления (приказ МОН РФ от 24 марта 2010 года №209, методика Шадрикова, положение об аттестации школьное) - на какие ещё вопросы по теме занятия хотели бы получить сегодня ответы 2. Подводит итоги обсуждения: Мы выяснили 2 разных подхода: старый – подготовка плана – конспекта, новый - проектирование УТЗ 3.Организует совместное формулирование целей занятия: Разработать алгоритм подготовки конспекта УТЗ в соответствии с новыми требованиями | Оргмомент Мотивация Актуализация знаний Целеполагание (формулирование проблемного вопроса) |
2 Планирование достижения цели, включающее
• описание методов организации совместной деятельности методиста и педагогов с учетом их особенностей;
| ||
Деятельность педагогов | Деятельность методиста | Содержание этапа занятия |
Участвуют в формулировании задач, вносят свои предложения, |
| Формулирование задачи по достижению цели |
3. Организация решения методической проблемы предполагает:
| ||
Деятельность педагогов | Деятельность методиста | Содержание этапа занятия |
Формируют группы, распределяют обязанности в группе (избирается модератор (ведущий), который ведет интервизию и следит за выполнением её правил) определяются правила проведения интервизии. Например, каждая точка зрения учитывается, не мешать друг другу, говорить лишь искренние мысли, обращаться друг к другу по имени. Каждый участник рассказывает свою проблему по выбранной общей тематике (четко, при возможности одним предложением, без конкретизации и рассуждений). Участник избранного вопроса предоставляет как можно больше информации относительно своей проблемы. Рассказывает все, что считает важным. Модератор следит за тем, чтобы рассказчика не перебивали вопросами. В это время все другие участники делают заметки у себя на листах бумагиУчастники записывают свои варианты решения проблемы, даже самые необычные (5 — 7 мин.) 5 работают в группах, обобщают результаты работы в группах (10-15 мин). Участвуют в работе по обобщению и систематизации Выполняют поэтапно практикумы (3-4 мин) Выбирают из демонстрируемых методов те, что актуальны для ДОД ФСН Предлагают свой перечень этапов Предлагают свои варианты ответов Практическая работа Участвуют в формулировании вывода по итогам занятия с учётом вновь полученных знаний |
Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная). Организует практикум по постановке целей и задач на определённую тему Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем: Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия. Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д. Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможно-сти реализовать на учебном материале занятия. Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий (СЛАЙД). ? Какие существуют типы учебных занятий (типы – на слайд) Какие формы организации учебного процесса Вы знаете? В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально- формы организации познавательной деятельности(ФОПД). Для справки: Традиционные формы в ДОД ФСН – к ТФ можно отнести – СЛАЙД (отдельные физические упражнения, повторяемость отдельных упражнений, чередование их выполнения, последовательность занятий для совершенствования центральных механизмов в нервно-моторной координации, подвижности регуляторных функций и увеличение диапазона целесообразных вариаций … К нетрадиционным формам ФСН можно отнести, например:.. Нетрадиционные формы в ДОД ФСН(как вариант: Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения, то есть широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление формы и содержания . Этот способ эффективен тогда, когда нежелательно образование косного стереотипа двигательного навыка для увеличения диапазона целесообразных вариаций. Стандартизация разработанных и составленных в каталог тренировочных заданий в виде комплексов специально-подготовительных упражнений с преимущественной направленностью на воспитание основных двигательных качеств будет способствовать более целенаправленному их развитию и становлению рациональной техники. Вместе с тем, используя целевые установки на варьирование отдельных компонентов тренировочного задания, преподаватель имеет возможность дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и текущего состояния занимающегося в условиях каждого учебно-тренировочного занятия. Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения позволяет снизить монотонность, увеличить диапазон целесообразных вариаций основного двигательного действия, создать условия к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности. Вывод: структура отдельного тренировочного задания, которая складывается из ряда последовательных операций, включающих отбор тренировочных средств, адекватных физической подготовленности , коррекцию условий выполнения отобранных упражнений и расположение их в такой последовательности, которая обеспечивала бы постепенное нарастание сдвигов в физической подготовке. Другие нетрадиционные формы – предмет научно – методической деятельности. Как правило – они дают наибольший эффект при наименьших ресурсах Имеется многообразный арсенал методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции. Демонстрация научно обоснованных подходов к определению методов: Рассмотрим две классификации методов обучения. По Ю.К. Бабанскому Словесные (источником знания является устное или печатное слово)
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний и формирования навыков, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Формирование последовательности этапов: В процессе обсуждения методист выделяет этапы занятия: 1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, необходимых для изучения нового материала их готовность к изучению новой темы. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, - их применение в сходных ситуациях, - использование упражнений творческого характера. 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов. В готовом конспекте – дописать соответствующие этапы. При необходимости – поправить материал в других колонках Методист предлагает вернуться к определению проектирования и в целях обобщения ответить на вопрос: Для проектирования конспекта по новым требованиям что тренер- преподаватель должен уметь - Придумать
Чем отличается этот процесс от привычной подготовки плана- конспекта (Конспект предполагает ориентацию на развитие, т.е. преодоление индивидуально невозможного Организует подведение итогов: Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в конспекте , который педагог составляет на каждое учебное занятие. В основе проектирования учебных занятий лежат следующие общие характеристики: - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности (которые планируются в графах «деятельность обучающихся, деятельность тренера- преподавателя); - любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; - построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. | Изучение нового материала. Первичное закрепление нового материала и первичная проверка усвоения в форме практикумов |
4. Подведение итога занятия, включающее:
| ||
Деятельность педагогов | Деятельность методиста | Содержание этапа занятия |
Выполняют задание, оценивают | Предлагает с помощью полученного раздаточного материала и бланков конспекта коллективно спроектировать примерное содержание граф бланка «Содержание этапов», деятельность обучающихся по общей теме (сформулировать её) Когда группы предлагают свои решения – обратить внимание – что варианты по содержанию и логике получились разные. Это зависит от личного опыта, подготовленности обучающихся. Это и есть суть проектирования Предлагает определить алгоритм подготовки конспекта в соответствии с новыми требованиями Алгоритм. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Методист организует подведение итогов занятия: - оцените свою готовность к проектированию УТЗ - высокая - средняя | Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекцияРефлексия |
Необходимый дидактические материалы:
- готовый план- конспект (по –старому) и готовый конспект по –новому (желательно, на одну тему) (Попросить кого-нибудь по аналогии с конспектом по предмету в общем образовании- приложение ниже) сделать заранее конспект.
- презентации по ходу изучения нового
- справочный материал (по Вашему усмотрению)
Справочный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/30/picture-21818.jpg)
Методические рекомендации по прохождению обязательной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
Методические рекомендации по прохождению обязательной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/30/picture-21818.jpg)
Методические рекомендации по прохождению добровольной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
Методические рекомендации по прохождению добровольной аттестации педагогическими работниками общеобразовательного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-390463-1417355840.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...
Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-506333-1414171094.jpg)
Выступление к педагогическому совету: «Подготовка к аттестации педагогических работников в рамках обобщения опыта»
Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы образования, с другой. Ведь не се...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.
мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию.
Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию....