Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
методическая разработка

Кадомцева Татьяна Владимировна

Различные пальчиковые игры и их польза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx363.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Среднеахтубинского района

Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики  дошкольников

                                                                       

                                                                         Разработчик: Кадомцева  

                                                                         Татьяна Владимировна,

                                                                         педагог дополнительного                                                                                          образования,

                                                                         высшая квалификационная                              

                                                                         категория

Краснослободск,2024

Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики  дошкольников

        Введение

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С каждым годом возрастает число детей, имеющих   недоразвитие   речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей   отмечается и   слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым   объёмом движений,   недостаточным темпом и переключаемостью.

      Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир,   начинает с   ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной   работой   мышечной, костной и нервной систем организма.

    Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё   потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и   холод,   твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт,   сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет   большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития   ребёнка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию   ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их   работы. 

      Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят   с   детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и   слушают   (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены   максимально удобно.

   И ,как педагог дополнительного образования. я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет   организацию жизни детей.      Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у   детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой   дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть   пуговицы,  завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше   работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

   Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;

  2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

  3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

  4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

  5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

  6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

  7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в   дальнейшем овладение навыком письма.

  Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые   игры.

Содержание

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/22/palchikovye_igry_compressed_page-0003.jpgНа первом этапе знакомимся с пальчиками. Названия пальчиков пригодятся в разных играх.

1.Поочерёдное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

        

https://lebedeva-ros22.ucoz.net/palec_igry.jpg

2. Ладонь – кулак

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3524431/pub_5ff5f562bb14d54ffb4a6da6_5ff5fa18bb14d54ffb51cc4d/scale_1200

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая. Затем смена рук. Одновременно.

Один кулак, дна ладошка.

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

3. Упражнения с прищепками

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).Предварительно необходимо проверить силу кусания на себе.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

https://fs.znanio.ru/8c0997/ff/1f/d3a561b02eb32eb3cdde494d81e53bf799.jpg

4. Игры с применением Су-джок массажёров.

 https://www.magnitrade.ru/image/cache/catalog/medichka/dljaozona2-1200x800.jpg

  1. Давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в руку. Представьте себе, что это спелое, наливное яблоко.

Яблоко держу в руке,

(Дети кладут мячик на правую ладошку).

Зажимаю в кулаке,

(Крепко сжимают его).

Отпускаю, разжимаю

(Раскрывают ладонь).

И ладошками катаю.

(Катают мячик между ладонями).

                                                                                                               

2) Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому   пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

3)Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-Джок) .

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

5.Игры со спиральным массажным колечком

«Пальчики» 

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

                    Этот  пальчик  самый  сильный- называется  большой,

                    Этот  пальчик  для  того  чтоб  показывать  его  указательный.         

                    Этот  пальчик  самый  длинный, он  стоит  посередине  средний.

                    Этот  пальчик  безымянный, избалованный  он  самый.

                    А  мизинчик, хоть  и  мал, очень  ловок  и  удал.         

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/14/s_6190d948e2700/php3xn9QL_su-dzhok_html_5add09e70a44995f.jpg

Заключение

В заключении  хочется предложить несколько рекомендаций, которые используются в моей работе:

  1. Стимулируйте  детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
  2.  Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
  3.   Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
  4. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных      занятиях. Занимайтесь ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"

В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими сл...