Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Среднеахтубинского района
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
Разработчик: Кадомцева
Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная
категория
Краснослободск,2024
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
Введение
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
И ,как педагог дополнительного образования. я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей. Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;
2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.
Содержание
На первом этапе знакомимся с пальчиками. Названия пальчиков пригодятся в разных играх.
1.Поочерёдное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
2. Ладонь – кулак
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая. Затем смена рук. Одновременно.
Один кулак, дна ладошка.
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
3. Упражнения с прищепками
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).Предварительно необходимо проверить силу кусания на себе.
Левая рука
Вот проснулся, встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок
Правая рука
- Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
4. Игры с применением Су-джок массажёров.
- Давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в руку. Представьте себе, что это спелое, наливное яблоко.
Яблоко держу в руке, | (Дети кладут мячик на правую ладошку). |
Зажимаю в кулаке, | (Крепко сжимают его). |
Отпускаю, разжимаю | (Раскрывают ладонь). |
И ладошками катаю. | (Катают мячик между ладонями). |
2) Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | (дети катают Су- Джок между ладоней) |
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. | (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого) |
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | (дети катают Су - Джок между ладоней) |
3)Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-Джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха И кусала всех от страха, | (дети катают Су- Джок между ладоней) |
Кусь, кусь, кусь, кусь, | (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) . |
Никого я не боюсь. | (дети катают Су Джок между ладоней) . |
5.Игры со спиральным массажным колечком
«Пальчики»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Этот пальчик самый сильный- называется большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его указательный.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине средний.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Заключение
В заключении хочется предложить несколько рекомендаций, которые используются в моей работе:
- Стимулируйте детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
- Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
- Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....
"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...
Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми в дополнительном образовании по...
Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Практикум "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики и речи у дошкольников с речевыми нарушениями"
Для педагогов представлены игры на развитие мелкой моторики рук и речи...