Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
статья
В статье кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и основные группы пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_palchikovye_igry_zhuravleva_m.a.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
« Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
подготовлена:
Журавлевой М.А.
Воспитателем ГПД ГБОУ школы № 34
Невского района Санкт-Петербурга
Санкт - Петербург
2020 г.
В последнее время в нашей стране наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития у детей, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У учащихся начальной школы с задержкой психического развития не только страдают память, внимание, восприятие и мышление, но и имеются отклонения в речевом развитии и развитии двигательной сферы. В речевом плане это проявляется в виде скудного словарного запаса, аграммматизмах, дефектах произношения и недоразвитии связной речи. В двигательном плане - в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, затруднений при выполнении заданий по словесной инструкции, нарушении произвольной регуляции движений, трудности их переключаемости и автоматизации. Также характерны некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении сложных движений, частое застревание на одной позе. Это приводит к затруднениям адаптации, ограничению круга общения, проблемам в обучении. Между тем, существуют целые комплексы игр, заданий и упражнений по коррекции различных видов моторики, в том числе и мелкой. Одним из средств являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе, творческие способности, фантазию. Пальчиковая гимнастика направлена на коррекцию мышечного тонуса и тонких дифференцированных движений пальцев рук, снижение степени нарушения различных параметров двигательной сферы, а также развитие речи и умственных способностей через движение. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Как играть в пальчиковые игры.
1.Перед началом упражнений необходимо разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
2.Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
3.Выполняя упражнения вместе, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
4.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
5.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
6.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
7.Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
8.Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у учащихся с задержкой психического развития ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
9.Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
1.Игры – манипуляции.
С каждой строкой необходимо загибать по одному пальцу, начиная с большого.
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Пальчики здороваются
Подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Грабли
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)
2.Пальчиковые кинезиологические упражнения.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы учащийся смотрел во время «рисования» на свою руку).
3. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Помоем руки под горячей струёй воды - движение, как при мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытираем ручки очень быстро.
Молоточек - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди
Молоточком я стучу,
дом построить я хочу
строю я высокий дом,
буду жить я в доме том
Пять пальцев - ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальцы на обеих руках.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Рыбки - имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Апельсин
Мы делили апельсин. - показать апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.
- Много нас, а он один. - ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.
Эта долька – для ежа,
- Эта долька – для стрижа,
- Эта долька – для утят,
- Эта долька – для котят,
- Эта долька – для бобра. - ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, начинаем раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.
- А для волка… кожура.
- Он сердит на нас – беда!
- Разбегайтесь кто куда. - раскрываем и закрываем ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.
«Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель, а сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Организация пальчиковых игр стимулирует непосредственно рецепторы пальцев рук. Эти рецепторы посылают импульсы в центральную нервную систему, в том числе и в речевые зоны коры головного мозга. Т.е. регулярная стимуляция рецепторов кистей рук положительно влияет не только на развитие мелкой моторики, но и положительно влияет на коррекцию речевых недостатков и совершенствование психических процессов.
Литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2016;
- Деева Н. В. «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры» - Учитель, 2020;
- Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» - Учитель, 2020;
- Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» - Каро, 2014;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"
Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...
Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....
Статья по теме: «Занимательная этимология исторических фразеологизмов русского языка на занятиях с учащимися с задержкой психического развития».
В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда ...
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
Различные пальчиковые игры и их польза...
Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).
Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...