Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
консультация
В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и настраивают на игру.С помощью стихотворного ритма соверщенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_s_ispr._konvert.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ.»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Цель: Коррекция речи через развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Задачи:
- развивать мелкую моторику через пальчиковые игры
- повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики
У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно, поэтому цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Поэтому особенно важно развивать мелкую моторику у детей ОВЗ. Предлагаю вам ряд пальчиковых игр, которые будут этому способствовать.
Апельсин
Мы делили апельсин | (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) |
Много нас – а он – один | |
Эта долька – для ежа | (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) |
Эта долька – для чижа | |
Эта долька – для котят | |
Эта долька - для утят | |
Эта долька - для бобра | |
А для волка – кожура | (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) |
Гости
К Кате гости прибежали, | (бежим пальчиками по столу или по полу) |
Все друг другу руки жали. | |
Здравствуй Жора, | (соединяем большой и указательные пальчики) |
Здравствуй Жанна, | (большой и средний) |
Рад Серёжа, | (большой и безымянный) |
Рад Снежан | (большой и мизинец) |
Не хотите ль пирожок? | (ладошки складываем вместе) |
Может коржик? | (показываем 2 открытые ладошки) |
Иль рожок? | (2 кулачка ставим друг на дружку) |
Вот драже вам на дорожку | (пальчиком тычем в открытую ладошку) |
Вы берите понемножку | (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) |
Все стряхнули быстро крошки | |
И захлопали в ладошки! |
Горшок | |
Жили – были в домике | (сжимать и разжимать кулачки) |
Маленькие гномики: | |
Таки, Тики, Лики, Чики, Микки. | (загибать пальчики, начиная с мизинца) |
Раз, два, три, четыре, пять | (разгибать пальчики) |
Стали гномики стирать | (тереть кулачки друг о друга) |
Таки – рубашки, | (загибать пальчики, начиная с большого) |
Тики – платочки, | |
Лики – штанишки, | |
Чики – носочки, | |
Микки умница был, | |
Всем водичку носил. |
Дом | |
Стук -стук- постук, | |
Раздается где то стук. | |
Молоточки стучат, | |
Строят домик для зайчат - | |
Вот с такою крышей, | (ладошки над головой) |
Вот с такими стенами, | (ладошки около щёчек) |
Вот с такими окнами, | (ладошки перед лицом) |
Вот с такою дверью, | (одна ладошка перед лицом) |
И вот с таким замком! | (сцепили ручки) |
Домик | |
Я гуляю во дворе | ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) |
Вижу домик на горе | ( ритмичные хлопки ладошками) |
Я по лесенке взберусь | ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) |
И в окошко постучусь. | (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой) |
Тук, тук, тук, тук! |
Ёжик | (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) |
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? | (малыш катает ёжика ладошками) |
Надо бельчонку сшить распашонку | (малыш катает ёжика по животику) |
Шалуну зайчишке починить штанишки | (катаем по ножкам) |
Фыркнул ёжик – отойдите И не плачьте, не просите | (катаем по полу) |
Если дам иголки - съедят меня волки!!! | (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку) |
Замок | |
На двери висит замок | (руки в замке) |
Кто его открыть бы смог? | (пальчики тянем, не разжимая) |
Потянули, | (потянули) |
Покрутили, | (вращаем руки) |
Постучали | (стучим основанием ладоней) |
И – открыли! | (руки разжимаются) |
Капуста | |
Мы капусту рубим, рубим | (ладошками рубим) |
Мы капусту трём, трём | (кулачки трут друг друга) |
Мы капусту солим, солим | (солим щепоткой) |
Мы капусту мнём, мнём | (пальчики сжимаем и разжимаем) |
В баночку кладём и пробуем. |
Комар | |
Летит муха вокруг уха, жжж | (водим пальчиком вокруг уха) |
Летят осы вокруг носа, сссс | (водим пальчиком вокруг носа) |
Летит комар, на лоб - оп | (пальчиком дотрагиваемся до лба) |
А мы его - хлоп | (ладошкой до лба) |
И к уху, зззз | (зажимаем кулачок, подносим его к уху) |
Отпустим комара? Отпустим! | (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку) |
Котик | |
Котик лапкой умывается | (выполнять действия по смыслу) |
Видно, в гости собирается | |
Вымыл носик. | |
Вымыл ротик. | |
Вымыл ухо. | |
Вытер сухо. |
Котёнок | |
Шёл один я по дорожке, | (показываем один пальчик) |
Шли со мной мои две ножки, | (показывает два пальчика) |
Вдруг на встречу три мышонка, | (показываем три пальчика) |
Ой, мы видели котенка! | (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) |
У него четыре лапки, | (показываем четыре пальчика) |
На лапках - острые царапки, | (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) |
Один, два, три, четыре, пять, | (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) |
Нужно быстро убегать ! | (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности) |
Курочка | |
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать | (хлопаем ручками по коленкам) |
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки | (идём пальчиками) |
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! | (грозим пальчиком) |
Лапками гребите, | (загребаем ручками), |
Зёрнышки ищите. | (клюём пальчиками зёрнышки) |
Съели толстого жука, дождевого червяка | (показываем ручками, какой толстый жук) |
Выпили водицы полное корытце | (показываем, как черпаем воду и пьём). |
Ладошки | |
Ладошки вверх, | |
Ладошки вниз, | |
А теперь их на бочок | |
И зажали в кулачок. |
Листья | |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. | (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик | (шаркаем ладонью об ладонь) |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат | |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. | (шаркаем ножками) |
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат | |
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. | (указательные пальцы шаркают друг об друга). |
Лужок | |
На лужок пришли зайчата, | (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки) |
Медвежата, барсучата, | (при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно) |
Лягушата и енот. | |
На зелёный на лужок | |
Приходи и ты, дружок! | (помахать ладонями) |
Моя семья | |
Этот пальчик – дедушка | (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого) |
Этот пальчик – бабушка | |
Этот пальчик – папочка | |
Этот пальчик – мамочка | |
Этот пальчик – я | |
Вот и вся моя семья! | (вращаем разжатой ладошкой) |
Ножки | |
Нарядили ножки | (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
В новые сапожки. | |
Вы шагайте, ножки, | (шагать пальчиками по столу) |
Прямо по дорожке. | |
Вы шагайте - топайте, | (постукивать пальчиками) |
По лужам не шлёпайте, | (погрозить пальчиком) |
В грязь не заходите, | |
Сапожки не рвите. |
Прогулка | |
Раз, два, три, четыре, пять | (загибаем пальчики) |
Мы во двор пошли гулять | (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) |
Бабу снежную слепили | (катаем ручками "комок") |
Птичек крошками кормили | ("кормим птичек") |
С горки мы потом катались | (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А ещё в снегу валялись | (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) |
Все в снегу домой пришли | (отряхиваем ладошки) |
Суп поели, | ("едим суп"), |
Спать легли | (ладошки под щечку) |
Пчёлы | |
Вот улей, | (показываем кулачок) |
Здесь живут пчелы. | |
Вот они показались из домика, | (поочередно отгибаем пальчики) |
Одна, две, три, четыре, пять! | |
З-з-з-з-з-з..... | (щекочем ребенка) |
Рыбка | |
Рыбка в озере живёт | |
Рыбка в озере плывёт | (ладошки соединены и делают плавные движения) |
Хвостиком ударит вдруг | (ладошки разъединить и ударить по коленкам) |
И услышим мы – плюх, плюх! | (ладошки соединить у основания и так похлопать) |
Сапожник | |
Мастер, мастер, помоги - | (имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток) |
Прохудились сапоги. | |
Забивай покрепче гвозди - | |
Мы пойдем сегодня в гости! |
Снежок | |
Раз, два, три, четыре, | (загибать пальчики) |
Мы с тобой снежок слепили | (лепить, меняя положение ладоней) |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | (показывают круг, гладят ладони друг о друга) |
Раз – подбросим, | ("подбросить",посмотреть вверх) |
Два – поймаем. | ("ловят", приседают) |
Три – уроним | (встают, "роняют") |
И … сломаем! | (топают) |
Солнышко | |
Утром солнышко встаёт выше, выше, | (руки высоко вверх) |
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. | (руки вниз) |
Хорошо-хорошо солнышку живётся, | (делаем ручками фонарики) |
И нам вместе с солнышком весело живётся | (хлопаем в ладоши) |
Счёт | |
Один, два, три, четыре, пять - | |
Вышли пальчики гулять. | (разжимаем поочередно пальчики из кулачка) |
Один, два, три, четыре, пять - | |
В домик спрятались опять! | (зажимаем пальчики в кулачок) |
Тесто | |
Тесто мы месили | (сжимаем кисти рук) |
Мы пирог лепили | (ладошки лепят) |
Шлёп, шлёп, | |
Шлёп, шлёп | |
Слепим мы большой пирог! | (разводим руки) |
Хозяйка | |
Кукле кашу я сварю: | (мешаем кашу) |
В миску молока налью, | (наливаем молоко) |
Положу туда крупу | (насыпать крупу) |
И поставлю на плиту. | (поставить на плиту) |
Будет каша хороша! | (хлопать в ладоши) |
Кушай, кукла, не спеша. | (пригрозить пальчиком) |
Червячки | |
Раз, два, три, четыре, пять, | |
Червячки пошли гулять | (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики) |
Вдруг, ворона выбегает, | (пальчики "бегут" по столу) |
Каркает:"Вот и обед" | (указательный и большой пальчики "каркают") |
Глядь… | (разводим ручками) |
…а червячков уж нет | (сжимаем пальчики в кулачки) |
Черепаха | |
Шла по полю черепаха | (идем пальчиками) |
И дрожала вся от страха | (руки в кулачках, кулачки дрожат) |
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь! | (большой и указательный пальцы «кусаются») |
Никого я не боюсь! | (отрицание – указательным пальцем) |
Таким образом, регулярное выполнение пальчиковых игр помогает: устранить скованность движений, развить мелкую моторику пальцев рук, подготовить ребёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают также игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с карандашами. Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, как надо заниматься с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация с родителями на тему: «Пальчиковая игра в старшем дошкольном возрасте»
Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на заниматель...
Пальчиковая гимнастика как развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослыми проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу...
Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"
Материал консультации поможет родителям осознать значимость сказки в развитии связной речи детей....
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Развитие речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ,
Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неодно...
Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики дошкольников
Различные пальчиковые игры и их польза...