Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
консультация

Ким Лилия

В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и настраивают на игру.С помощью стихотворного ритма соверщенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_s_ispr._konvert.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ.»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

                                                                                                           В.М.Бехтерев

Цель: Коррекция речи через развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Задачи:

  1. развивать мелкую моторику через пальчиковые игры
  2. повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики

У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно, поэтому цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.

Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, и пальцами рук  в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Поэтому особенно важно развивать мелкую моторику у детей  ОВЗ. Предлагаю вам ряд пальчиковых игр, которые будут этому способствовать.

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Гости

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,

(большой и средний)

Рад Серёжа,

(большой и безымянный)

Рад Снежан

(большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок?

(ладошки складываем вместе)

Может коржик?

(показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок?

(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Таки, Тики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук,

Раздается где то стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, 

(ладошки над головой)

Вот с такими стенами, 

(ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, 

(ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, 

(одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! 

(сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе

( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе

( ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь

( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

(поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Тук, тук, тук, тук!

Ёжик

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки 

(катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик – отойдите

И не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок 

(руки в замке)

Кто его открыть бы смог? 

(пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, 

(потянули)

Покрутили, 

(вращаем руки)

Постучали

(стучим основанием ладоней)

И – открыли! 

(руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим 

(ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём 

(кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим 

(солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём 

(пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп

(ладошкой до лба)

И к уху, зззз

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик

Котик лапкой умывается

(выполнять действия по смыслу)

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке,

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки,

(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать !

(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки

(идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

(грозим пальчиком)

Лапками гребите,

(загребаем ручками),

Зёрнышки ищите.

(клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем, как черпаем воду и пьём).

Ладошки

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,

(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки)

Медвежата, барсучата,

(при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно)

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!

(помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки

(поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,

(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте,

(погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили

(катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили

("кормим птичек")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)

Суп поели,

("едим суп"),

Спать легли

(ладошки под щечку)

Пчёлы

Вот улей,

(показываем кулачок)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з.....

(щекочем ребенка)

Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Мастер, мастер, помоги -

(имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток)

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди -

Мы пойдем сегодня в гости!

Снежок

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим,

("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем.

("ловят", приседают)

Три – уроним

(встают, "роняют")

И … сломаем!

(топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, 

(руки высоко вверх)

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. 

(руки вниз)

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -

Вышли пальчики гулять.

(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Один, два, три, четыре, пять -

В домик спрятались опять!

(зажимаем пальчики в кулачок)

Тесто

Тесто мы месили

(сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили

(ладошки лепят)

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Слепим мы большой пирог!

(разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(хлопать в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять

(ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)

Вдруг, ворона выбегает,

(пальчики "бегут" по столу)

Каркает:"Вот и обед"

(указательный и большой пальчики "каркают")

Глядь…

(разводим ручками)

…а червячков уж нет

(сжимаем пальчики в кулачки)

Черепаха

Шла по полю черепаха 

(идем пальчиками)

И дрожала вся от страха

(руки в кулачках, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь!

(отрицание – указательным пальцем)

Таким образом, регулярное выполнение пальчиковых игр помогает: устранить скованность движений, развить мелкую моторику пальцев рук, подготовить ребёнка к рисованию и письму.  А так же тексты игр - это рифмованные подсказки к заданным  движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают также игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с карандашами. Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, как надо заниматься с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с родителями на тему: «Пальчиковая игра в старшем дошкольном возрасте»

Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на заниматель...

Пальчиковая гимнастика как развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослыми проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу...

Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"

Материал консультации поможет родителям осознать значимость сказки в развитии связной речи детей....

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими сл...

Развитие речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ,

Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неодно...

Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...