ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по теме

Степанова Диана Ильгизовна

 

В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. 

Пальчиковые игры способствуют развитию:

 мелкой моторики;

 речи (автоматизируя звуки в слогах, словах и т.д.)

усидчивости;

внимания и воображения;

доставляют огромную радость детям (процесс обучения становится увлекательным и полезным одновременно).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_ineta_statya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

   Я работаю учителем-логопедом в детском саду и в начальной школе более 3 лет. Хочу поделиться  опытом своей работы по развитию мелкой моторики рук. Такие интересные и доступные игры могут  использовать родители дома.

   Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В результате было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  В таком случае, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры.

  1. Игры с прищепками.

«Массаж для пальчиков»

Для игры необходимы разноцветные прищепки. Прицепляем  прищепку на подушечку пальца проговаривая чистоговорки . С помощью этой игры автоматизируем звук в слогах,  словах и массируем подушечку пальчика.

Ла-ла-ла – девочка спала, лу-лу-лу – заберемся на скалу,

 ло-ло-ло  - у сосны дупло, лы-лы-лы – как слезем со скалы.

«Чего не хватает?»

Возьмем картинку ежика без иголок,  и спросим ребенка кто это? (Ежик). А чего не хватает у ежика (Иголочек). Давай сделаем ежику иголки и повторим чистоговорку : жи-жи-жи – в лесу живут ежи, жа-жа-жа – я нашел ежа,

жу-жу-жу – молока даю ежу, жа-жа-ша – позовите малыша,

ша-ша-жа- покажу ему ежа.

Вырезаем из бумаги большой желтый круг. Спрашиваем у ребенка, на что он похож? (На солнышко). А чего не хватает у солнышка? (Лучиков). Давай сделаем лучики  с помощью прищепок. Можно сочетать движения с речью и проговорить стишок:

Солнца лучик золотой

Ярко светит над рекой.

И всему он шлёт привет.

Улыбнёмся мы в ответ:

"Здравствуй, лучик золотой!

Дружим мы всегда с тобой.

Ты - ведь солнышка сынок.

Никогда не одинок.

Рядом - братики - лучи.

Как звенят от них ручьи.

Мама - солнышко поёт.

Лучик - счастье раздаёт!" (Е. Зих).

 2. Игры с колючим мячиком «Ежик». Координация движения с речью. (Использую в качестве орг. момента и/или физ.минутки)

Катаем колючий мячик между ладонями, приговаривая:

Гладь, мои ладошки, еж.

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

 В начале занятия поможет настроить детей на работу.

Проговариваем стишок и катаем мячик в ладонях.  

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и ясно, чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,

Все правильно и ясно, чтоб было все понятно.

3.Игры с карандашами.

Катаем между ладонями шестигранный карандаш, проговаривая стишок:

Сотрем  мы резинкой рисунок кривой,

Березку прямой нарисуем с тобой.

Пусть три пастуха перекусят под ней,

А рядом рисуем мы тридцать коней.

Зажать простой карандаш между указательным и средним пальцем правой руки, передаем карандаш в левую руку, удерживаем между указательным и средним пальцем. Чередуем правую и левую руку и меняем пальцы, проговаривая стишок:

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

4. Игры со счетными палочками.

Посмотри на картинку-схему. Попробуй выложить такую же из счетных палочек.

Можно выкладывать различные  фигуры, картинки,  печатные буквы,  слова.

5. Шнуровки - бусы.

 Сочетание движений с речью, автоматизация звука в словах.

На шнурок нанизываем  бублик из соленого теста или  бусину и проговариваем слова:

Жаба, жук, живот, жираф, журавль, жир.

6.Игры с крупами.

Развивают  мелкую моторику, воображение и внимание.

«Фасолевая картина».

Предлагаем ребенку выложить картинку с помощью фасоли. На листе контурное изображение животного, фрукта или просто печатное слово. Ребенок выкладывает фасоль по контуру. Данная игра развивает тонкие движения рук, усидчивость, внимание.

«Помоги Золушке» .

Золушка собирается на бал. Но мачеха ее не отпустит, пока Золушка не переберет крупу. Помоги Золушке перебрать горох и гречку. Гречку складывай в синюю посуду, а горох в зеленую.

«Волшебная манка».

На поднос высыпать манную крупу и разровнять. Ребенок пальчиком рисует картинку, а взрослый угадывает что изображено. Затем поменяться ролями. С детьми школьного возраста можно писать прописные буквы и слова.

7.Пальчиковый  бассейн.

В коробку на дно положить маленькие игрушки от киндер-сюрприза, засыпать все фасолью, рисом или гречкой. Ребенок погружает  руку  в бассейн, закрывает глаза  и  ищет игрушку.  С закрытыми глазами он описывает то, что нашел. А теперь открывает глаза и проверяет себя.

Пальчиковые игры способствуют развитию:

 мелкой моторики;

 речи (автоматизируя звуки в слогах, словах и т.д.)

усидчивости;

внимания и воображения;

доставляют огромную радость детям (процесс обучения становится увлекательным и полезным одновременно).

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника

Презентаци на теиу "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника"...

Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"

В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2021-2022г

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими сл...

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Пальчиковая гимнастика способствующая развитию графомоторных навыков у младших школьников

Пальчиковая гимнастика способствующая развитию графомоторных навыков у младших школьников...

Совершенствование звуко-произносительной стороны речи дошкольников и младших школьников

У певца, лектора, актёра или обычного собеседника слова должны проговариваться чётко, ясно и выразительно, на достаточной динамике, чтобы каждое слово было понятно слушателю. Конечно, для этого нужна ...

Диагностика устной речи дошкольников и младших школьников.

В данном разделе представлена методика Т.А.Фотековой по диагностике устной речи дошкольников и младших школьников....