Роль личности педагога в воспитательном процессе
статья

Чумак Светлана Левоновна

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени, в основном, зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Роль личности педагога в воспитательном процессе

В современной социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может отодвинуть в сторону проблемы воспитания. Воспитание, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует к себе самого пристального внимания, особенно в наше время, когда в социуме растет детская преступность, агрессия, беспризорность. Бесспорна в наше время необходимость обновления содержания воспитательной работы с учащимися. Но предварять поиск нового содержания, форм и методов должно осмысление самого понятия «воспитание». Рассматривая различные подходы к определению понятия «воспитание», можно указать общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальная направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы осваивать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, социальными отношениями, борьбой идеологий. В узком смысле слова под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, которые призваны вырабатывать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). С этой стороны можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводства им социальных связей и опыта), который предполагает определенный комплекс действий по созданию условий для развития человека. Создание данных условий осуществляется через включение ребенка в разнообразные виды социальных отношений в учебе, общении, практической и игровой деятельности. Сам процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и, стало быть, может лишь оказывать содействие социализации ребенка. Воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс - неотъемлемая часть педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание будущего поколения.

В то самое время организация воспитательного процесса не стоит на месте и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Основополагающей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между различными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, напротив, такое противоречие не будет содействовать наилучшему развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе и со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи. Стоит отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение разнообразных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этой ситуации важно рассмотреть соотношение понятий воспитательный процесс и воспитательная система. Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания. Управляемые, формирующиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают только одну, хотя и существенную, сторону воспитательного процесса, которую условно можно назвать «внешней». Исследователи воспитательного процесса отмечают, что в его состав входят как внешние воспитательные взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, так и сами процессы роста, накопления, усовершенствования различных качеств человека. В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты и внутреннего отражения, преломления их, возникновение противоположного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое выражается в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона воспитательного процесса.

В состав динамической системы, называемой «воспитательный процесс», входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, различные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, при которых протекает процесс их взаимодействия. В начале 80-х гг. А.В. Петровским и В.А. Петровским был сформулирован своеобразный подход, предлагающий трактовать личность как способность индивида «обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них».

В основу разработанной авторами концепции персонализации был положен принцип отраженной субъектности, исходящей из презумпции активной идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого.

Вся суть данного принципа сводилась к предположению, что динамика переживаний индивида в условиях воздействия на него личности значимого другого характеризует не столько воздействие, оказываемое на индивида, сколько саму личность этого другого в восприятии данного индивида.

В данной связи было выделено и описано характерное личностное влияние, которое реализуется в межличностном взаимодействии благодаря наличию у его субъекта уникальных личностных характеристик и приводящее к персонализации одного индивида в другом.

Было показано, что такое влияние, названное индивидуально-специфическим, осуществляется посредством трансляции индивидом окружающим его людям, не освоенных еще ими образцов активности, в которых и объективируются указанные личностные характеристики.

Предлагая намеренно или же ненамеренно образцы своей активности, личность неким образом продолжает себя в других и таким образом осуществляет преобразование их личностных смыслов, поведения, мотивов. Представляясь одной из форм процесса непреднамеренного подражания, индивидуально-специфическое влияние выходит далеко за рамки традиционного понимания данной психологической категории. Гипотетически изменение структуры личности объекта индивидуального влияния должно приводить к изменению его поведения в любых ситуациях, в том числе и в тех, где субъект влияния свою активность не демонстрировал.

По результатам экспериментов, осуществленных В.А. Петровским и И.Г. Дубовым, были сделаны следующие выводы:

. В присутствии индивида с высокой степенью сформированности определенных личностных качеств у давно взаимодействующих с ним испытуемых меняются критерии самооценки, а также оценки ими других людей по аналогичным показателям.

. Данные изменения обозначают тенденции развития смысловых образований испытуемых, являющиеся, в свою очередь, составной частью их общего личностного развития.

. Субъект ситуативного индивидуально-специфического влияния, обусловившего фиксируемые в эксперименте изменения личностных характеристик испытуемых, одновременно является и причиной появления у испытуемых предпосылок перехода на новый уровень сформированности исследуемых личностных характеристик.

Эти выводы находят свое подтверждение в педагогической деятельности.

В широком значении слова педагог является мыслителем, общественным деятелем, наставником, который формирует взгляды и убеждения людей, помогает им находить свои пути в жизни. Очень часто педагоги являются основоположниками новых общественных идей. В педагогическом, а, как следствие, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

«Любая воспитательная работа, - как утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, постигает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива». В воспитательной работе следует выделять три основные группы функций:

Первая группа функций связана с непосредственным воздействием педагога на ученика: изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с организацией воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование подходящей эмоциональной атмосферы; включение в различные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; нейтрализация негативных воздействий социума.

Эти функции осуществляются в сложной и целенаправленной работе учителя. Возможность выполнения их определяется субъективными свойствами педагога. Личность учителя в обстановке обучения по праву занимает первое место, те или другие его свойства будут повышать либо понижать воспитательное влияние обучения.

Роль личности педагога, его влияние на успешность воспитательного процесса отмечают Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский. По их мнению, педагог любого уровня, являясь основным генератором духовности между поколениями, не обладает монополией на воспитательное воздействие. Многоплановость, нередко полярность воспитательных импульсов порождает проблему эффективности, актуальность которой возрастает по мере взросления воспитуемого, рационально-критическое отношение которого к окружающему, в том числе и к воспринимаемой учебно-педагогической информации возрастает. Сила воспитательного воздействия определяется чаще всего не его направленностью (идеи патриотизма, гуманизма, добропорядочности), а тем, кто и как его проводит. Именно поэтому основополагающим фактором эффективности воспитательного процесса является личность преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Роль личности педогога в воспитательном процессе»

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно...

Формирование активной личности как основа воспитательного процесса

Формирование  активной  личностикак  основа  воспитательного   процесса   Воспитание  социально  активной   личности,   разв...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Презентация педагогического совета "Роль личности педагога в формировании имиджа образовательного учреждения"

Презентация педагогического совета по теме "Роль личности педагога в формировании имиджа образовательного учреждения"...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....