Формирование активной личности как основа воспитательного процесса
статья по обж (11 класс) на тему

Белолипецкий Андрей Александрович

 

Формирование  активной  личности

как  основа  воспитательного   процесса

 

 Воспитание  социально  активной   личности,   развитие  творческой индивидуальности учащегося  - одна из основных  задач современной школы. И это не просто  «громкие» слова, а насущная необходимость. Ведь на сегодняшний день мы, честно говоря, имеем картину мира,  обусловленную    непростыми  экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. И чтобы подрастающее поколение смогло  правильно ориентироваться в бурно изменяющемся современном обществе, чтобы  сегодняшние школьники получали  навыки, как жить в новых условиях, необходимо формировать  активную, инициативную  личность, способную  к самостоятельной созидательной деятельности.

Об актуальности  проблемы развития творческой активности  учащихся в школе  свидетельствуют  требования  Государственного образовательного стандарта, в основе которого  - личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.  Поэтому  средняя школа переориентируется на организацию качественно иного   уровня учебно-воспитательной работы, направленной   на развитие творческого потенциала каждого ученика.

Субъектная   позиция  ученика  формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы, в первую очередь,   на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

На мой взгляд, творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на  школьных  уроках (вне зависимости от предмета) уделяется  недостаточное внимание. Чаще всего, упор делается на «набор знаний», в ущерб развитию  логики и аналитических способностей. Хотя  использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность  школьника.

Увы, но  (к сожалению!..) программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учеников.  Однако,  основываясь на опыте людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, а ведь  многим из них приходилось действовать, полагаясь только  на собственные знания  и смекалку,  становится понятно, что в реальности  многие ситуации, в которых может оказаться любой из нас,  не описаны ни в одной инструкции, программе или курсе.  Поэтому,  изучать и знать  основные  правила поведения в чрезвычайных ситуациях необходимо. Но в жизни подчас приходится действовать, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет,  а большом счету – и  не может быть -   единого (на все случаи жизни) набора  вариантов действий в той или иной ситуации. Так что, оказавшись  в  беде,  особенно  подрастающему поколению, не обладающему достаточным жизненным опытом, не всегда  можно быстро сориентироваться и выбрать нужное решение, не всегда можно  действовать по заученному алгоритму.

Поэтому так важно  в  школьном курсе ОБЖ  изучать вопросы, связанные с развитием творчества, сообразительности, смекалки, то есть  таких  качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Основными методами обучения ОБЖ в школе,  я считаю, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять «говорильне», необходимо   готовить школьников на   конкретных примерах, ставить задачи, требующие и знаний, и  креативного мышления. И тут необходимо закреплять самый главные результат обучения - веру в себя.  Закреплять  то, что школьник  уже  знает и умеет,  развивать чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе  обучения различными методами.

Известно, что главное  в процессе усвоения знания – это зависимость эффективности процесса от интеллектуальной активности  самого  обучаемого. При этом, активность личности в обучении – это   способность осмыслить важнейшие элементы обучения (содержание, формы, методы), воспроизвести   полученные знания и творчески использовать при выработке и принятии правильного решения возникающих проблем.

Аспекты   развития  активности личности в школьном   обучении могут быть различными,  но основным, на мой взгляд,  является формирование:

  • личных качеств учащегося;
  • аналитического мышления;
  • навыков работы в команде;
  • организаторских способностей;
  • умения работать на перспективу.

Овладевая знаниями, навыками и умениями  школьники, вместе с тем, растут  и духовно,  ведь  у них развиваются положительные личные качества, ум, воля, организаторские способности, командные навыки и многое другое, что в конечном итоге даёт   молодежи  возможность войти во взрослый мир уверенно.

Формированию  творческого  подхода у школьников  способствуют их активная деятельность на проводимых занятиях. Этому  способствуют  активные методы и формы обучения.  Понятно, что сегодня   использование  методов   традиционного  обучения недостаточно - нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Ни для кого не секрет, что  жизнь диктует свои условия, и сегодня, как никогда раньше, востребованы  люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. 

Я считаю, что метод проектов  – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Проблема активности  учеников  в обучении, как ведущего  фактора достижения целей обучения, развития личности,  требует переосмысления важнейших элементов обучения  - содержания, форм и методов. И подталкивает  нас к мысли, что основным направлением активизации обучения является не увеличение объёма информации передаваемой преподавателем, не усиление и увеличение контрольных и проверочных работ, но  требует  создания   таких  условий восприятия  информации,  при которых  включение  школьников  в процесс   познания  происходит  не только на уровне интеллектуальной, но и личностной, и социальной активности.   

К дидактическим условиям можно отнести педагогические технологии, в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения:

  • индивидуализация - система многоуровневой подготовки, учитывающая индивидуальные особенности личности;
  • гибкость - сочетание вариантности подготовки и предоставление  возможности самостоятельного выбора решений ;
  • контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала не «в общем», а  согласно   требованиям  времени.

Следовательно, уровень активности личности в  процессе обучения обуславливается его логикой, уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень активности, но и своеобразие их личностей.

Творческая активность предполагает устремленность  школьников  к теоретическому осмыслению знаний, к  самостоятельному  поиску решения возникающих ситуаций и интенсивное проявление познавательных интересов.

Передовой педагогический опыт убеждает нас, что наиболее рациональным и конструктивным решением является создание таких психологических  и педагогических условий в обучении, в которых  обучаемый может и должен занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как личность учебной деятельности, своё индивидуальное «Я». Всё это приводит к понятию «активное обучение».

Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности активного обучения:

  •   принудительная активизация  учеников, т.е. обучаемый должен быть активным  независимо от его желания. Иными словами, пришел на урок -   учись;
  •   длительность вовлечения в учебный процесс,  то есть активность должна быть устойчивой и длительной, а не эпизодической и кратковременной;
  •   творческая самостоятельность  -  выработка принятия решения;
  •   повышенная степень мотивации и эмоциональности в ходе изучения получаемого материала.

Руководящая роль в этом процессе принадлежит преподавателю, который организует и направляет деятельность школьников, побуждая их действовать активно и творчески.

Активные методы обучения – методы, побуждающие к  усиленной  мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала. А это предполагает использование такой системы методов, которая направленна главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей сложности для обучающихся, они должны учитывать возможности школьников, должны отвечать требованиям изучаемого предмета и быть значимы для усвоения предлагаемого материала.  Используя методические приёмы:  постановку проблемных и информационных вопросов (часто – с  помощью  того, что окружает нас в повседневной жизни  - газетных публикаций,   телевизионных программ, новостных сообщений из Интернета),  выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и пр.,  учитель  должен побуждать  аудиторию  к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.

Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов  организации активной познавательной деятельности, который развивает способность к анализу нестандартных  жизненных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен:

  • определить наличие проблемы,
  • «разложить» ее на составляющие,
  • определить своё отношение к ситуации,
  • обозначить пути решения.

Разыгрывание «ролей» – игровой метод активного обучения, характеризуется следующими основными признаками:

•  постановка  задачи, распределение ролей между участниками;

•   взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения  

    дискуссии, «мозгового штурма», «круглого стола»;

• введение  учителем в процессе занятия корректирующих условий;

•  обязательная оценка результатов обсуждения и подведение итогов.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры,  по заданным правилам,  форма активного обучения  по разрешению проблемных ситуаций.

Проблемное обучение – это форма, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности и обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический приём «включения» мышления обучающихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в её условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие разрешит.

Задача преподавателя – не столько передать информацию, сколько приобщить обучающихся к  основам знаний, научить мыслить самостоятельно.

Рассмотрение некоторых методов активного обучения показывает, что развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление, усвоение ими информации,  возможно  только тогда, когда они  уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять  традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное сочетание и системный  подход в зависимости от  задач учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, мы рассмотрели только некоторые формы  активного обучения. Умелое их сочетание позволяет успешнее достигать поставленные цели по выработке у обучающихся знаний,  навыков  и умений. А это  и пути развития,  и формы активности личности в обучении, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого в осознание и личностное принятия знания.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

Эссе на тему: «Роль личности педогога в воспитательном процессе»

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Выступление на ШМО по теме: «Формирование компетентности личности как основа самореализации социализации учащихся»

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения каса...

«Формирование активной личности обучающегося посредствам участия в различных мероприятиях».

Для формирования и развития активности ребенка возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала усл...

Роль личности педагога в воспитательном процессе

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспи...