«Роль личности педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся»
статья по английскому языку

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через  активные способы действий. Дети, работая над проектом, проходят стадии: планирования, анализа, синтеза и активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-seminar_tymchishina.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по теме: «Роль личности педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся»

Учитель английского языка

МАОУ лицей пгт Афипского Тымчишина А.В.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через  активные способы действий. Дети, работая над проектом, проходят стадии: планирования, анализа, синтеза и активной деятельности. 

При использовании метода проектов учитель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника.

     Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. 

  Задача школы - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, подготовить почву для их реализации, задача родителей - поддержать ребёнка.
При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование.

Данная деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы - воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

  В 5- классах происходит формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов.  Сначала необходимо ответить на несколько вопросов, задаваемый каждым родителем: Зачем нужен проект?

  • для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельности детей, расширение кругозора.

И здесь главное определить, цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности учащегося.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Затем необходимо ответить на следующий вопрос:

 “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Важно отметить, что помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу  над проектом. Роль учителя на данном этапе убедить, скоординировать родителей на поддержку и помощь детям.

Мною проведено было специальное родительское собрание, на котором родителям была разъяснена  суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Познакомила с основными  этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней.

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта.

 Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами.

Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса.   

 Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно, в нескольких ролях. Они  консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации.

Но родители не должны забывать:

  • Что главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
  • Что родитель может играть роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, интернет.

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.


Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом?

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Необходимым условием проектной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • оценка и самооценка проекта.
  • презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выбор и формулировка темы проекта

Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей из них

Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Формулировка задач проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

Разработка плана и структуры выполнения проекта

Помочь спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта

Прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Составление программы и календарного плана выполнения работ

Помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Распределение конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучение необходимого материала по теме проекта

Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

Подготовка выводов по результатам работы над проектом

Помочь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Оформление результатов работы и подготовка отчёта

Подсказать основные правила оформления документов.

Подготовка проекта к презентации

Помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализ результатов работы и самого процесса

Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что можно было сделать по-другому, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Оценка работы проектной группы в целом и каждого участника в частности

Оценить работу по критериям, предложенным в проекте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся"

Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся. (презентация)...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Реализация и сопровождение проектной деятельности учащихся на внеурочных занятиях.

В работе представлены основы организации и реализации проектной внеурочной  деятельности духовно – нравственного направления на примере создание флешбука как формы представления итогового п...

Роль театрального мастерства в индивидуальной проектной деятельности учащихся «Нового педагогического класса»

С 2019 года проект «Новый педагогический класс в московской школе» включен в перечень проектов предпрофессионального образования Департамента образования и науки городам Москвы в пило...