Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок «Юный исследователь» будет одной из таких форм. Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение изучения и сохранения истории своей семьи для будущих поколений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности по различным предметам и тематике в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся как в гимназии, так и в колледжах и в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel.
Цель программы:
Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.
Цель кружка: содействовать приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
- приобщение школьников к научно-исследовательской работе;
- воспитание бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины;
- формирование духовно-нравственных ценностей через сохранение традиций школы;
- развитие интеллектуального уровня обучающихся;
- участие в областных и районных краеведческих конкурсах;
- формирование навыков организации самостоятельной работы
Планируемые результаты:
1) В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своей школы, своего края; приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с избранной темой; формирование навыков оформления исследований.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории России, гордости за ее славное прошлое; уважения и преклонения перед людьми, не только защищавшими ее свободу и независимость, но и внёсшими свой вклад в развитие страны.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в процессе поиска и научной обработки исследовательских материалов; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование гражданского сознания.
4) В социальной сфере – сформированность умений представить свою работу на конкурсах и олимпиадах разного уровня; обоснованно доказывать собственную позицию на заданную тему; общаться с людьми разного возраста.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Количество часов – 70 (2 часа в неделю)
Критерии оценки научных и исследовательских работ школьников.
1. Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес
- носит вспомогательный характер
- степень актуальности определить сложно
- не актуальна
2. Новизна решаемой задачи:
- поставлена новая задача
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
- задача имеет элементы новизны
- задача известна давно
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:
- решена новыми, оригинальными методами
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
- используются традиционные методы решения
4. Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент
- имеется новый подход к решению известной проблемы
- имеются элементы новизны
- ничего нового нет
5. Научное и практическое значение результатов работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического использования
- можно использовать в учебном процессе
- можно использовать в научной работе школьников
- не заслуживают внимания
6. Достоверность результатов.
7. Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования
- недостаточный уровень проработанности решения
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.
8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе
- знакомство с современным состоянием проблемы
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой
- ясное понимание цели работы
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
Содержание программы:
Введение: Что такое научное исследование? ( 2 ч.)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.
Тема 1: Работа над Введением научного исследования (6 ч.)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса.
Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.
Тема 2. Работа над основной частью исследования (14 ч.)
Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.
Сбор первичной информации и ее организация.
Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика (8 ч.)
Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве.
Тема 4. Оформление научной работы (22 ч.)
Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.
Структура работы. Работа над основной частью исследования. Источники и литература. Требования к оформлению. Сноски. Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. Составление тезисов. Требования.
Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации (8 ч)
Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок. Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.
Тема 6. Представление и защита исследовательских работ
учащихся (8 ч.)
Итоги работы кружка (2 ч.)
Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности учащихся |
1. Введение: Что такое научное исследование? | 2 | ||
Тема 1: Работа над Введением научного исследования | 6 | ||
1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность. | 1 | Выбор темы, отбор материала. Составление маршрута исследований Работа с литературой для исследований | |
1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования. | 2 | ||
1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. | 1 | ||
1.4. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям. | 1 | ||
Тема 2. Работа над основной частью исследования | 14 | ||
2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература. | 4 | Работа в библиотеке Работа в архиве Беседы с ветеранами, свидетелями, изучаемых событий. Запись интервью. Сканирование фотографий и документальных материалов Работа с литературой для исследований Систематизация собранных материалов Знакомство с технологией описания фотографий | |
2.2. Сбор первичной информации и ее организация. | 2 | ||
2.3. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». | 2 | ||
2.4. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ. | 4 | ||
2.5. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов. | 2 | ||
Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика | 8 | ||
3.1. Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями. | 4 | Работа в библиотеке Работа в архиве Запись интервью Работа с литературой для исследований Систематизация работы краеведческого музея | |
3.2. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве… Теория + практическое задание на дом: составить заявку для работы в Архиве ст. Казанской | 2 | ||
3.3. Практическое занятие в Архиве ст. Казанской | 2 | ||
Тема 4. Оформление научной работы | 22 | ||
4.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования. | 2 | Работа с архивами школьного музея. Консультирование. Создание текста работы. Работа с текстами исследований в соответствии с требованиями к ним | |
Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию. | 4 | ||
Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования. | 4 | ||
4.2. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации. | 8 | ||
4.3. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел «Источники и литература» в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. | 2 | ||
4.4. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. | 2 | ||
Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации | 8 | ||
Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. | 2 | Подготовка к публичному представление работ. Создание электронной версии работ | |
Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок. | 4 | ||
Подготовка к выступлению. Ораторское искусство. | 2 | ||
Тема 6. Представление и защита исследовательских работ учащихся | 8 | ||
Историческое краеведение | 4 | Защита собственных презентаций Предоставление печатных вариантов работ для создания сборника | |
Социологическое исследование | 2 | ||
История моей семьи | 2 | ||
Итоги работы кружка | 2 | ||
Литература
1.Кружковая работа по истории и обществоведению.
М.- Просвещение, 1984.
2. Научное общество учащихся Дворца детского и юношеского творчества
им.А.А. Алексеевой. - Череповец, 2002.
3. Маленькое окно в большой мир. Школьный музей. (Методические рекомендации) – Вологда, 2004.
4. Школьный музей: жизнь в творчестве.- Вологда, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...