статья "ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НОВОМ ФГОС ОУО РЕШЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"
статья
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
«ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В НОВОМ ФГОС ОУО РЕШЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
выступление на педсовете
Подготовила
Л.Р.Бирюлина
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
У детей, обучающихся в специальной школе-интернате, процесс формирования личности осложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт.
Такие дети в основном:
- не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- специфические потребности в общении;
- у них не хватает уверенности в своих силах;
- наши дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков;
- не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- у них завышенная самооценка.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки обучающихся к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся.
Подготовке детей к самостоятельной жизни значительно обесцениваются из-за остро стоящей проблемы постинтернатной адаптации. Наши дети, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, испытывают большие трудности, обусловленные замедленным самоопределением, незнанием и неприятием самого себя как личность. Им свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, даже в сугубо личных масштабах, где требуется умение строить эмоциональные и деловые отношения, перегруженность отрицательным опытом и негативными образцами поведения.
Выпускники нашей школы испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составить и соблюдать бюджет, а тем более отстаивать свои юридические права. Многие (почти все) выпускники, у которых так сказать закреплено жильё, по окончании учебного заведения возвращаются в ту же среду, откуда они пришли, к тем же спившимся родителям (к тому же они ещё успели обзавестись новыми «супругами» и детьми). Дети не в состоянии самостоятельно выбраться из этого замкнутого круга:
- сохранность жилья;
- проблеме совместного проживания с родственниками;
- высокая квартирная плата и коммунальных услуг, плюс долги родителей;
прописка;
- замена и получение паспорта.
К решению их проблем не всегда подключаются ЦЗН, соц.защита, администрация того района, в который прибыл ребёнок. Поэтому приходится находить, использовать новые приемлемые формы, методы, способы для достижения положительных, конкретных результатов по подготовке детей к самостоятельной жизни.
Контакт с выпускниками дает возможность анализировать и корректировать свою работу, а ребята, живущие в школе, определяют возможные пути развития своей дальнейшей судьбы.
Анализ полученных результатов дает возможность определить направления социально-педагогической деятельности. С целью формирования социально адаптированной личности социальная служба работает по следующим направлениям:
организационное ( оформление методического материала, работа с документацией, личными делами воспитанников, патронаж детей в профессиональных образовательных организациях, по месту проживания выпускников).
диагностическое (проведение социологических исследований), консультативное (консультирование воспитанников по запланированным темам, проведение консультаций с учителями, воспитателями по результатам изучения личных дел воспитанников).
социально-правовая защита несовершеннолетних (представление интересов детей в государственных, общественных организациях, оформление юридического статуса ребенка, работа с судами, отделами милиции, работа по соблюдению жилищных прав, розыск родственников, работа с центром усыновления и органом опеки и попечительства, родственниками, опекунами, будущими усыновителями, работа со сбербанками, работа с выпускниками)
Социальной службой в силу своей компетенции, проводится определённая работа в области соблюдения всех социальных норм и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Все воспитанники-сироты имеют все необходимые наборы жизненно-важных документов (Свидетельство о рождении, паспорт, документы, подтверждающие статус), на их имя открыты л/с в сбербанке, на которые поступают денежные средства ( алименты, пенсии, выплаты на ком.услуги). То есть мы подготавливаем детей-сирот документально к выпуску из школы. Все сироты на протяжении многих лет устраиваются в учебные заведения области.
Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых воспитанники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими на деловой основе.
При проведении экскурсий обращаем внимание на следующие моменты:
1. Умеют ли дети вступать в контакт ; начать разговор с собеседником; правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.
2. Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;
3. Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.
Проведены экскурсии: центр занятости населения Новооскольского района, Новооскольский архив, ООО «Русь-племптица», ЗАО «Приосколье», отдел ЗАГС Новооскольского района, ОГАОУ СПО «Чернянский агромеханический техникум».
Важным моментом в работе всего педагогического коллектива школы-интерната является донесение информации выпускникам об их правах, способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов. В школе –интернате проводится большая информационная работа о правах и обязанностях воспитанников школы. Каждый знает, что имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, образование и государственное обеспечение во время обучения, пенсии и пособия, получение жилья. Социальный педагог, психолог, воспитатели, совместно с медицинскими работниками проводят занятия с выпускниками, направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, помогают выпускникам реализовывать свои права, мотивируют их на самостоятельное решение возникающих вопросов. Проводятся беседы по уголовной ответственности несовершеннолетних с приглашением инспектора Устиновой И.В. «Твои права и обязанности» «Ответственность подростков за правонарушения и преступления» Встреча с сотрудниками полиции. Беседа «Полиция и дети». Без проведения всей этой большой работы в комплексе невозможна полная адаптация выпускника в современном обществе.
Семья играет важную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в школе-интернате, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, но выпускники еще не понимают ценности Семьи. За плечами, как правило, только негативный образ. Для формирования осознанного чувства материнства и отцовства проводятся индивидуальные беседы по актуальным темам воспитания детей, супружеских взаимоотношений в форме диалога, круглых столов, анкетирования.
Психолог школы-интерната в комплексе изучает уровень социальных навыков и социальных сетей выпускника, определяет уровень развития социальной компетентности выпускника. Обязательно проводит диагностику профессиональной направленности и профессиональной пригодности. На основе данных диагностик строится дальнейшая работа с выпускниками.
Положительными моментами в процессе интеграции детей-сирот в общественную жизнь является отдых в оздоровительных лагерях, лечение и санаторно-курортное оздоровление в учреждениях здравоохранения. Для того что бы наши выпускники, не пускались во всяческие эксперименты в реальной жизни, необходимо дать элементарные жизненные навыки в школе-интернате. Конечно, хочется надеяться и видеть наших воспитанников успешными людьми, крепко стоящими на ногах, приносящими пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...
Социализация учащихся коррекционной школы-интерната.
Направления работы педколлектива по социализации детей с особыми возможностями здоровья.Органы самоуправления в школе-интернате VIII вида.Использование возможностей городской инфраструктур...
Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....
Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
Правильно организованная воспитательная работа может служить средством успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната....