Курс по выбору "Математика в жизни", 5 класс
материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»
Программа
курса по выбору
«Математика в жизни»
для 5 класса
Составитель:
Яркова Валентина Ивановна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Математика в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказывается, что приходится использовать математику ещё чаще.
C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Взрослые люди на работе и дома постоянно решают задачи:
- сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру?
- сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире?
- сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, за телефон?..
Особое внимание в курсе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, ещё и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Включение в данный курс примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения убеждают обучающихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, эти задачи способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, её роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у учащихся, пробуждают любознательность.
Решение выделенных в курсе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики.
Для организации занятий будут использоваться лекции, но основной формой будет дискуссия, по окончании курса - защита индивидуальных и групповых проектов по результатам собственной деятельности.
Цель курса: формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Выделяются следующие дополнительные цели:
1) формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике;
2) выявление и уточнение уровня готовности обучающихся к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей; способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики.
Задачи курса:
- расширить представление обучающихся о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры;
- способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
- убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
- расширить сферу применения математических знаний обучающихся (фигуры на плоскости и в пространстве, приближённые вычисления, совершенствование измерительных умений и др.);
- формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
- развивать мышление;
- формировать представления обучающихся об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности.
Содержание курса
Раздел I. Математика - царица наук
Рассматривается связь математики с предметами, изучаемыми в школе.
Показываются связи с такими науками, как экономика, медицина, геодезия, которые не изучаются в школе.
Раздел II. Домашняя математика
Показывается роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.
Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых до достаточно трудных.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.
Сроки реализации программы: на курс отводится 17 часов.
Планируемые результаты освоения курса
∙ уметь проводить расчёты по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
∙ знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты;
∙ производить прикидку и оценку результатов вычислений;
∙ при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор;
- применять основные законы геометрии на практике;
- решать задачи практической направленности.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
Раздел I. Математика - царица наук (6 часов) | |
1 | Математика в торговле |
2 | Математика в медицине |
3 | Математика в сельском хозяйстве |
4 | Математика в биологии |
5 | Математика в экономике |
6 | Математика в геодезии |
Раздел II. Домашняя математика (11 часов) | |
7 | Тарифы. Штрафы |
8 | Математика в кулинарии |
9 | Отпуск с экономией |
10 | Коммунальные платежи |
11 | Коммунальные платежи |
12 | Домашняя экономика |
13 | Домашняя экономика. Приближённые вычисления |
14 | Делаем ремонт в квартире (комнате) |
15 | Делаем ремонт в квартире (комнате) |
16 | Защита проектов |
17 | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
Урок по теме: «Жизнь древних славян». Урок с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
Программа элективного курса "Экономическая математика в жизни" (9 класс, предпрофильная подготовка)
Предлагаемый элективный курс «Экономическая математика в жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рыночной экономики ...
Открытый урок по курсу "Введение в школьную жизнь". Тема:"Третий лишний" 1 класс
Открытый урок по курсу "Введение в школьную жизнь". Тема:"Третий лишний" 1 класс...
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Графика в жизни человека»
Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся9 х классов.Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Черчение. Элективный курс» а...