Курс по выбору "Математические методы в экономике", 7, 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»
РАССМОТРЕНО Методический совет Протокол № 2 от 27.08.2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ Приказ № 276 от 27.08.2015г.
|
Рабочая программа
курса по выбору
«Математические методы в экономике»
по теме «Проценты и банковские расчеты»
для 7, 9 классов
Учитель математики
Яркова Валентина Ивановна
- учебный год
Пояснительная записка
Образовательная программа курса по выбору «Проценты и банковские расчёты» предназначена для учащихся 7-ых, 9-х классов. Данный курс знакомит учащихся с экономическим содержанием, особую роль в котором играет математика.
Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для приложений, а экономика – могучий инструмент для получения знаний. Включение экономических знаний в программу курса математики способствует углублению изучения как самой математики, так и тех её экономических приложений, которые в ней рассматриваются, имеет целью способствовать достижению учащимися высокого уровня математической подготовки, и призвано служить основой для выявления склонностей, способностей школьников и формирования практического опыта в сфере банковского дела, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
Познавательный материал факультативного курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса по выбору:
- Формирование понимания необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в повседневной жизни;
- Способствование интеллектуальному развитию учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса по выбору:
- Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- Привить учащимся основы экономической грамотности;
- Помочь оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Сроки реализации программы: второе полугодие, 1 час в неделю.
На курс отводится 17 часов, распределив их по темам следующим образом:
- Введение - 2 часа.
- Проценты и банковские расчёты – 4 часов.
- Сложные проценты и годовые ставки банков – 8 часов.
- Некоторые литературные и исторические сюжеты – 1 час.
- Обобщающее занятие по теме курса -2 часа.
Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия и термины, встречающиеся в данной теме (например, банк, заемщик, процент, ставка, и т.д.);
- использовать и правильно обозначать их при решении задач;
- правильно применять ту или иную формулу для нахождения неизвестного исходя из параметров, данных в задаче;
- правильно интерпретировать возможные варианты исхода решений.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению знаний, умений, навыков осуществляется на двух уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- итоговый (в конце курса). Итоговой работой является защита проектов или рефератов.
Особенность программы: курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Содержание курса
I. Введение
II. Проценты и банковские расчеты
1. Зачем люди придумали банк?
Что такое банк?
Какую роль играют коммерческие банки в рыночной экономике?
Банковские деньги.
Как создается и работает банк?
Какие функции выполняют деньги в рыночной экономике?
Что представляют собой товарные и кредитные деньги?
Что такое безналичные деньги и как выглядит структура денежной массы, циркулирующей в рыночной экономике?
2. Простые проценты и арифметическая прогрессия:
- Банк - финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками.
- Вклады.
- Кредиты.
- Простые проценты.
- Годовая процентная ставка.
- Формула простых процентов.
- Коэффициент наращения простых процентов.
- Расчет величины вклада под простые проценты через несколько лет.
3. Начисление простых процентов за часть года:
- Российская, германская и французская практика начисления простых процентов за часть года.
- Формулы для расчетов.
- Процентная ставка за месяц и день.
III. Сложные проценты и годовые ставки банков
1. Ежегодное начисление сложных процентов и геометрическая прогрессия
2. Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е:
- Как изменяется счет вкладчика, если проценты начисляются несколько раз в течение года.
- Если банк выплачивает 100 % годовых.
- Догадка хитрого вкладчика (начисление процентов на вклад через полугодие).
- Многократное начисление процентов в течение одного года.
- Число е.
- Методы борьбы банков с догадливыми вкладчиками.
- Сколько денег будет на счете в конце года, если годовая процентная ставка отлична от 100%?
3. Многократное начисление процентов в течение нескольких лет:
- Формулы для расчета сложных процентов.
- Общий и частные случаи начисления процентов банком.
- Многократное начисление сложных процентов в течение нескольких лет.
- Вычисление по формуле сложных процентов.
4. Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки:
- Два способа начисления процентов при нецелом промежутке времени.
- Период удвоения.
- Изменяющиеся процентные ставки.
- Применение банком «плавающих» ставок процентов.
5. Выбор банком годовой процентной ставки:
- Неравенство Я. Бернулли.
- Годовые и полугодовые ставки банка.
- Что выгоднее вкладчику, то банку явно невыгодно.
- Необходимые расчеты, чтобы не было незапланированных расходов банков.
IV. Некоторые литературные и исторические сюжеты:
Решение задач, связанных с начислением простых и сложных процентов, встречающихся в ряде художественных произведений, исторических документах и преданиях (Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы», О.Бальзак «Гобсек», Завещание Бенджамена Франклина).
Учебно-тематический план
№ п / п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма проведения | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | Входная диагностика Лекция | |
2 | Простые проценты и арифметическая прогрессия | 2 | 2 | лекция | |
3 | Начисление простых процентов за часть года | 2 | 1 | 1 | - Работа в группах, индивидуальная работа. - Деловая игра «Мой счет в банке под простые проценты» |
4 | Ежегодное начисление сложных процентов | 2 | 1 | 1 | Лекция Индивидуальна работа |
5 | Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция |
6 | Многократное начисление процентов в течение нескольких лет | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция |
7 | Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки | 3 | 1 | 2 | - Лекция - Индивидуальная работа - Коллективная работа |
8 | Выбор банком годовой процентной ставки | 1 | 1 | Практикум «Деловая игра «Мой банк» | |
9 | Некоторые литературные и исторические сюжеты | 1 | 1 | семинар | |
10 | Обобщающее занятие по теме курса | 2 | 2 | Защита проектов, рефератов |
Литература:
- Иванов С.И. Основы экономической теории. 10-11 кл. – М.: Вита – Пресс, 2000.
- Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2003.
- Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 2001.
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
разработка темы урока по экономике 5 класс проектным методом
Используя проектный метод разработан модуль программы по экономике 5 класс...
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
Спецкурс по математике «Математические методы в экономике» (10-11 классы)
Спецкурс по математике «Математические методы в экономике» для 10-11 классов...