"Уровни трудности умений по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной)"
учебно-методический материал

Гусак Елена Николаевна

Уровни трудности умений по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovni_trudnostey.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни трудности умений по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной)

Уровень трудности

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Низкий

1 a. Читатель может: за ограниченное время прочитать текст, понять его буквальный смысл.

Читатель способен: найти в коротком по типу и содержанию знакомом,  синтаксически простом тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Для интерпретации  такого текста читатель может связать соседние сообщения текста.

Читатель способен выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка опираясь на явные подсказки.

1 b. Читатель способен найти в знакомом тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения.

 Читатель способен установить связь между сообщением текста и общественными, житейскими знаниями.

2. Читатель способен верно выбрать из перечня интернет-источник с необходимой информацией, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпритировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы.

 Читатель способен формулировать несложные выводы, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации.

Читатель способен установить ряд связнй между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

1.Учащийся способен ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы.

Учащийся способен распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях.

Учащийся может выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.

2. Учащийся  может интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод.

Учащийся способен извлечь нужную информацию из единственного источника и использовать информацию, представленную в единственной форме.

Учащийся  может применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения

или правила для решения проблем, в которых приходится иметь дело с натуральными числами и грамотно интерпретировать полученные результаты.

Выполнять одношаговые процедуры: распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Средний

3. Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям.

Читатель способен для выделения главной мысли текста связывать  и интерпретировать отдельные части текста; сопоставлять несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию.

Читатель способен формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы.  

Читатель умеет для  осмысления текста  разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку.

4. Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Читатель способен  понимать  языковые нюансы в их связи с целостным сообщением текста на незнакомую тему.

Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Читатель умеет сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Читатель способен оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме.

Читатель умеет, опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации),  размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; способен сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника.

3. Учащийся способен  выполнять четко описанные процедуры, включая и те процедуры, которые могут требовать принятия решения на каждом последующем шаге для выбора и применения простых методов решения.

Учащийся способен интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения и решения на этой основе.

4. Учащийся способен эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений.

Учащийся может использовать

ограниченный диапазон своих умений и рассуждать, проявляя некоторую интуицию, в простых ситуациях, сформулировать и изложить свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Высокий

5. Читатель способен понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, одновременно работать с несколькими длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации.

Читатель умеет отвечать на вопросы, которые напрямую не отсылают к конкретной информации в незнакомом  тексте, в том числе размещённой в разных источниках, среди множества сходных текстов.  

Читатель умеет выявлять и понимать понятия, которые противоречат читательским ожиданиям.

Читатель способен видеть различия между содержанием текста и его целью, между фактом и мнением, в том числе в абстрактных высказываниях, способен оценить достоверность представленных в тексте утверждений и выводов и объективность информации на основе сигналов, относящихся как к содержанию текста, так и к информационному источнику.

6. Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части и  каждую деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель способен интерпретировать множественные тексты и устанавливать связи между текстами, содержащими противоречивую информацию.

Читатель способен самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания.

Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему; сравнивать информацию из разных текстов, анализировать явные и скрытые цели текстов, оценивать качество и достоверность источников,  выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного.

5.Учащийся  может создавать и работать с моделями сложных

проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям.

Учащийся может работать целенаправленно, используя хорошо развитые умения размышлять и рассуждать, адекватные, связанные между собой формы представления информации, описания с помощью символов и формального языка и интуицию, отвечающие этим ситуациям, формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения.

6. Учащийся может осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную им на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций и использовать свои знания в нетипичных контекстах.

Учащийся может  связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, и свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой.

Учащийся может размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации, и аргументов и объяснять, почему они были использованы в данной ситуации.

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность. формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка

В данной работе показаны  формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка . Даны примеры из УМК М.З.Биболетовой (2-4, 10-11 классы) и В.П....

Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций школьников на уроках физики

Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной гра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...

Понятие и виды функциональной грамотности; понятие «математической грамотности», основные подходы к оценке математической грамотности

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально ...