Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для 6 класса на 2020/2021 учебный год
рабочая программа (6 класс)

Монгуш Аниса Анай-ооловна

Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для   6  класса на 2020/2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zozh_titul_pech_1.3.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение РТ

Хондергейская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Согласованно:                                                                                                              Утверждаю:

Зам. дир по ВР                                                                                     Директор ГБОУ РТ  ХШИ

_________/ Петросян С.О./                          .                                       ___________/Ондар А.Ч./

«___»__________2020 г.                                                                      «___»___________2020 г.    

Рабочая программа кружка

«Здоровый образ жизни»

для   6  класса

на 2020/2021 учебный год

 Составитель программы:

Монгуш Анися Анай-ооловна

воспитатель 1 категории

2020 год

Данная программа рассчитана на занятия внеурочной деятельностью учащихся 6 классов.

     Проблемы  здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства общества. Свою долю ответственности за сохранение здоровья ребенка имеет  школа

     Целью этого курса является формирование культуры здорового образа жизни учащихся как компонента базовой культуры личности. 

Задачи программы:

- организация деятельности учащихся по сохранению и укреплению своего здоровья;

- формирование культуры здоровья;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни;

- расширение гигиенических знаний и навыков;

- овладение приёмами оказания первой медицинской помощи;

- профилактика различных заболеваний, вредных привычек, детского травматизма.

     Направленность образовательной  программы – спортивно-оздоровительная


Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 6 классов. На занятия кружка отводится 34 часа в год. Занятия проводятся в кабинете биологии с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут. Режим работы кружка – понедельник с 14.30.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы реализации программы: рассказ, беседа, практикум, игровые методы, демонстрации презентаций, экскурсия.

Предполагаемые результаты работы по программе 

  • Потребность в здоровом образе жизни.
  • Понимание и принятие культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом.
  • Овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.).
  • Навыки социальной и личной компетенции,  позволяющие противостоять приобщению к вредным привычкам в условиях давления социального окружения.  
  • Умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.  

Содержание тем учебного курса

Раздел   1. Введение - 1 час

Организация работы в кружке. Кружок как форма  работы с детьми. Знакомство с планом работы кружка. Организация работы членов кружка. Выбор актива кружка. Основные формы и методы работы. 

Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека. Понятие здоровья. Здоровье и его составляющие: физическое, психическое и духовное здоровье. Пути их гармоничного существования. Понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Их влияние на качество жизни. Источники здоровья.

Игра «Завершите фразу».

Раздел   2 . Факторы укрепления здоровья человека - 20 часов.

О пользе закаливания. Значение солнечного света для состояния здоровья человека. Способы и правила принятия солнечных ванн, загара. Искусственный загар. Влияние загара на состояние здоровья человека. Закаливающий эффект воды. Моржевание. Правила закаливания.

Викторина «О пользе закаливания»

Здоровье в саду и на грядке.

Многообразие овощных культур и деление на группы по разным критериям: по значению для человека, по признаку использования той или иной части растения, по способам использования, по биологическим особенностям и др.

Клубнеплоды. Корнеплоды. Плодовые овощные культуры. Капустные овощные растения. Зеленные культуры. Их значение для здоровья человека.

Фитонцидные свойства овощей на примере  лука, чеснока.

Викторина «Здоровье в саду и на грядке»

Режим дня. Понятие режима дня. Его значение для жизни человека. Биологические часы и самочувствие человека.

Практикум «Составление режима дня»

Скелет и осанка.

Правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Костно-мышечная система -каркас организма. Причины искривления позвоночника. Плоскостопие. Упражнения на развитие костно-мышечной системы. Значение физкультуры.

Практикум «Степень искривленности позвоночника»

Практикум  «Утренняя гимнастика»

Основы гигиены.

Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Механизмы переноса инфекции от человека человеку. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. Зависимость здоровья человека от состояния среды обитания.

Практикум «Кожа - зеркало здоровья»

Гиподинамия как проблема современного общества.

Понятие гиподинамии. Гиподинамия и здоровье. Необходимость подвижного образа жизни для сохранения здоровья.

Практикум « Составление комплекса зарядки»

Компьютер, телевизор и я.

Правила работы за компьютером. Правила просмотра телепередач. Влияние компьютера на здоровье человека.

Практикум «Зарядка для глаз»

Золотые правила питания.

Продукты питания как фактор здоровья человека. Качество продуктов питания. Умение читать информацию на упаковке товара. Химические добавки в продуктах и их обозначение цифровыми кодами. Проблема утилизации упаковки.

Суточный пищевой рацион человека: завтрак, обед и ужин. Периодичность питания человека в течение дня. Понятие диеты. Функции и правила соблюдения диеты в укреплении здоровья человека. Правила составления различного меню.

Пищевая аллергия и её признаки. Продукты, вызывающие аллергию.

Практическая работа «Определение степени полезности или вредности распространённых продуктов питания»

Овощи и фрукты в питании человека. Значение растительной пищи для здоровья человека. История окультуривания некоторых растений. Центры происхождения культурных растений. Деление растений на группы по их использованию.

Дидактическая игра «Раздели на группы».

Вредные привычки.

Виды вредных привычек. Табакокурение. Алкоголизм. Влияние алкоголя и табакокурения на организм человека.

Просмотр и обсуждение презентации «Никотин - друг или враг?»

Культура моей семьи и я.

Культура общения в семье. Психологический климат в семье и его влияние на здоровье.

Конкурс рисунков «Моя семья»

Жизнь без конфликтов.

Причины, виды и последствия конфликтов. Правила урегулирования конфликтов. Стресс.  Влияние конфликтной ситуации на здоровье человека.

Практикум «Жизнь без конфликтов»

Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье человека. Эмоциональное благополучие человека как составляющая часть его здоровья. Наблюдение за красотой весенней природы, приметами пробуждающейся природы. Восприятие окружающего мира с помощью различных органов чувств. Накопление положительных эмоций.

Экскурсия в природу «Весенняя палитра природы».

Раздел 3. Основы безопасного поведения - 6 часов.

Огонь – враг и друг человека.

Полезное значение огня для человека. Правила противопожарной безопасности.

Конкурс рисунков по противопожарной безопасности.

Просмотр и обсуждение презентации «С огнём не шутят»

Пешеход и водитель.

Правила безопасного поведения на дорогах для пешеходов, велосипедистов.

Викторина «Светофорный ринг»

ВИЧ. СПИД.

Понятия ВИЧ, СПИД. Опасность заражения ВИЧ.  Пути заражения. Обследование.

Просмотр и обсуждение презентации «ВИЧ. СПИД»

Просмотр и обсуждение презентации «Хочу все знать»

Раздел 4. Основы медицинских знаний - 7 часов

Первая помощь при кровотечениях и переломах.

Виды ран. Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

Практикум «Наложение разных видов повязок»

Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах.

Причины теплового и солнечного ударов. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Виды ожогов. Первая помощь при ожогах.

Инфекционные болезни.

Вирусы. Вирусные заболевания, их опасность, профилактика (грипп, ОРЗ, ОРВИ, СПИД и другие).

Бактерии. Бактериальные заболевания, их опасность, профилактика.

Многообразие насекомых - переносчиков инфекций: мухи, тараканы, клещи, комар малярийный. Их опасность. Меры профилактики заболеваний.

Викторина «Неболейка»

Лекарственные растения. Лекарственные средства.

Лекарственные и ядовитые растения. Знакомство с наиболее распространёнными растениями, их влиянием на функционирование организма и иммунитет человека. Лекарственные средства домашней аптечки.

Викторина «Лесная аптека»

Игра «Путешествие на поезде «Здоровье»

Календарно-тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

                                   1. Введение – 1 час

11

Что такое здоровье. Значение здорового образа жизни для человека. Игра «Завершите фразу».

1

07.09

2. Факторы укрепления здоровья человека – 20 часов

2

О пользе закаливания.

1

14.09

3

Викторина «О пользе закаливания»

1

21.09

4

Здоровье в саду и на грядке.

1

28.09

5

Викторина «Здоровье в саду и на грядке»

1

05.10

6

Режим дня. Практикум «Составление режима дня»

1

12.10

7

Скелет и осанка. Практикумы:  «Утренняя гимнастика», «Степень искривленности позвоночника»

1

19.10

8

Основы гигиены.

1

26.10

9

Практикум «Кожа-зеркало здоровья»

1

09.11

10

Гиподинамия как проблема современного общества.

Практикум «Составление комплекса зарядки»

1

16.11

11

Компьютер, телевизор и я.

Практикум «Зарядка для глаз»

1

23.11

12

Золотые правила питания

1

30.11

13

Практическая работа «Определение степени полезности или вредности распространённых продуктов питания»

1

07.12

14

Овощи и фрукты в питании человека.  Дидактическая игра «Раздели на группы»

1

14.12

15

Вредные привычки

1

21.12

16

Просмотр и обсуждение презентации «Никотин - друг или враг?»

1

28.12

17

 Культура моей семьи и я

1

11.01

18

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

18.01

19

Жизнь без конфликтов

1

25.01

20

Практикум «Жизнь без конфликтов»

1

01.02

21

Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье человека. 

Экскурсия в природу «Весенняя палитра природы».

1

08.02

3. Основы безопасного поведения - 6 часов

22

Огонь – враг и друг человека.

Просмотр и обсуждение презентации «С огнём не шутят»

1

15.02

23

Конкурс рисунков по противопожарной безопасности

1

22.02

24

Пешеход и водитель

1

01.03

25

 Викторина «Светофорный ринг»

1

09.03

26

 ВИЧ. СПИД. Просмотр и обсуждение презентации «ВИЧ. СПИД»

1

15.03

27

Просмотр и обсуждение презентации «Хочу все знать»

1

29.03

4. Основы медицинских знаний - 7 часов

28

Первая помощь при кровотечениях и переломах.

Практикум «Наложение разных видов повязок»

1

05.04

29

Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах

1

12.04

30

Инфекционные болезни.

1

19.04

31

Викторина «Неболейка»

1

26.04

32

Лекарственные растения. Лекарственные средства.

1

04.05

33

Викторина «Лесная аптека»

1

11.05

34

Игра «Путешествие на поезде «Здоровье». Подведение итогов работы.

1

17.05

Учебно-методическая литература

1.  Агеева, ИД. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников / И.Д. Агеева. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

.

2.  Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. — Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг.2016.

3.  Сотников, В.Ф. Кладовая здоровья: альбом / В.Ф. Сотников. — М.: Лесная промышленность, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Учебная программа кружка «Здоровый образ жизни» на 2012-2013 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             В последнее время чаще стали говорить о здоровье. И это понятно всем. Плохая экология, перегрузки, стрессы - всё это негативно ска...

Программа элективного кружка здоровый образ жизни

Курс предназначен для учащихся 9 класса....

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...