Исследование вопроса системы оценивания результатов обучения в психолого-педагогической литературе
статья

Ивашкевич Анна Геннадьевна

В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей. Известные учёные- педагоги (Бабанский, А. В., СухомлинскийВ. А., Ю. К. Хуторской и другие), исследовавшие данную тему, под оцениванием понимают процесс изучения и проверки знаний обучающихся. Оценка, по мнению учёных, это результат данного процесса, количественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Отметим, что оценка — это не только педагогическое понятие, но и философское, социально-психологическое явление, имеющее важное значение для жизнедеятельности человека. Анализируя подходы учёных к процессу оценивания успеваемости обучающихся в психолого-педагогической литературе, можем проследить разное отношение к данному процессу. Например, С. Т. Шацкий выступал против оценок и экзаменов, считая, что оценка отрицательно влияет на психику обучающегося. Ш. А. Амонашвили достаточно ярко и подробно описал все последствия использования в школе балльной системы оценок. Однако большинство педагогов считают, что оценка является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса. По словам известного психолога Б. Г. Ананьева, «отсутствие оценки - это худший вид оценки, поскольку данное влияние не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект». Практическая психология подсказывает нам, что дети, преодолевая трудности и доводя дело до конца, привыкли к награде: вербальной («молодец, умница»), эмоциональной (радость на лицах взрослых), материальной (хотя это не лучшее средство), а в школе к оцениванию результатов учителем. Итак, мы видим, что оценочная деятельность порождена потребностью обучающегося и учителя получить информацию о том, соответствует ли качество знаний и умений обучающегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности являются контроль успеваемости обучающихся и формирование у них адекватной самооценки. В ходе обучения формируется установка на оценивание возможностей каждого. Вопрос системы оценивания результатов обучения как компонента учебной деятельности многоаспектна. В психолого-педагогической литературе особое место занимает понимание оценки как индивидуально-личностных качеств учащегося, так и результатов его учебной деятельности. 

Оценивание - это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования, учащегося за определенный период времени. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение. Тенденции в развитии системы оценивания в целом заключаются в сравнении индивидуальных достижений учащегося с определенными критериями, основанными на компетентном подходе и новой образовательной парадигме. На основе данных подходов составляются образовательные стандарты, выдвигающие требования к введению в педагогическую практику образовательных организаций.

 

В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция системы оценивания результатов приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях. Инструментарий для педагогической диагностики карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Что касается, основным объектом оценки, а условиях ФГОС НО выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения результатов ФГОС фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. Виды оценки предметных результатов на уроке: входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки.

Методы, формы и средства оценки предметных результатов могут использоваться самые разнообразные: тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование вопроса системы оценивания результатов обучения в психолого-педагогической литературе

В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей. Известные учёные- педагоги (Бабанский, А. В., СухомлинскийВ. А., Ю. К. Хуторской и другие), исследовавшие данную тему, под оцениванием понимают процесс изучения и проверки знаний обучающихся. Оценка, по мнению учёных, это результат данного процесса, количественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Отметим, что оценка — это не только педагогическое понятие, но и философское, социально-психологическое явление, имеющее важное значение для жизнедеятельности человека. Анализируя подходы учёных к процессу оценивания успеваемости обучающихся в психолого-педагогической литературе, можем проследить разное отношение к данному процессу. Например, С. Т. Шацкий выступал против оценок и экзаменов, считая, что оценка отрицательно влияет на психику обучающегося. Ш. А. Амонашвили достаточно ярко и подробно описал все последствия использования в школе балльной системы оценок. Однако большинство педагогов считают, что оценка является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса. По словам известного психолога Б. Г. Ананьева, «отсутствие оценки - это худший вид оценки, поскольку данное влияние не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект». Практическая психология подсказывает нам, что дети, преодолевая трудности и доводя дело до конца, привыкли к награде: вербальной («молодец, умница»), эмоциональной (радость на лицах взрослых), материальной (хотя это не лучшее средство), а в школе к оцениванию результатов учителем. Итак, мы видим, что оценочная деятельность порождена потребностью обучающегося и учителя получить информацию о том, соответствует ли качество знаний и умений обучающегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности являются контроль успеваемости обучающихся и формирование у них адекватной самооценки. В ходе обучения формируется установка на оценивание возможностей каждого. Вопрос системы оценивания результатов обучения как компонента учебной деятельности многоаспектна. В психолого-педагогической литературе особое место занимает понимание оценки как индивидуально-личностных качеств учащегося, так и результатов его учебной деятельности.

Оценивание - это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования, учащегося за определенный период времени. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение. Тенденции в развитии системы оценивания в целом заключаются в сравнении индивидуальных достижений учащегося с определенными критериями, основанными на компетентном подходе и новой образовательной парадигме. На основе данных подходов составляются образовательные стандарты, выдвигающие требования к введению в педагогическую практику образовательных организаций.

В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция системы оценивания результатов приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях. Инструментарий для педагогической диагностики карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Что касается, основным объектом оценки, а условиях ФГОС НО выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения результатов ФГОС фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. Виды оценки предметных результатов на уроке: входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки.

Методы, формы и средства оценки предметных результатов могут использоваться самые разнообразные: тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.

Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых...

Модель системы оценивания результатов обучения

В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных р...

Модель системы оценивания результатов обучения.

Система оценивания результатов обучения.Система оценивания  результатов  обучения  основной образовательной программы  об­щего образования (далее — система оценки) представляет соб...

система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС

"Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой)....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выступление на группы учителей на математическом марафоне  в рамках повышения квалификации в Школе учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся , организовнанной ...

Система оценивания результатов обучения по математике в 5 классе в соответствии с ФГОС

Данный материал содержит тезисы и презентацию. Возможно именно ВАМ он поможет разобраться, чем отличается система оценивания результатов обучения по математике в соответствии с ФГОС, от традиционного ...