Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.
статья (5 класс) по теме

Амельченко Елена Юрьевна

Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых результатов, оценочные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ocenivaniya_po_matematike.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Амельченко Елена Юрьевна,

учитель математики

МКОУ «Екатериновская

средняя общеобразовательная школа»

Москаленского муниципального района

Омской области

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.

  В этом  учебном году  Екатериновская школа стала пилотной площадкой введения ФГОС основной школы, что, безусловно, является приоритетом в осознании ответственности для всего педагогического коллектива школы в разработке целесообразного, эффективного и адекватного возрасту основной школы механизма оценивания, по математике в частности. Работая в 5-9 классах, я являюсь непосредственным участником инновационной деятельности по разработке, апробированию подходов и принципов построения основной школы, организационно-методического обеспечения и разработки оснований для критериального оценивания.

  Новизна опыта  заключается в том, что он представляет собой авторскую позицию в описании   форм и способов организации оценивания результатов учебной деятельности по математике в основной школе.   Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.  Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. При этом должны быть  сформулированы следующие принципы оценивания:

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
  2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по математике.

  Инструментом для отслеживания динамики указанных достижений учащихся является дневник планируемых результатов учащихся. Этот дневник имеется у каждого ученика по математике. В нем прописаны метапредметные и предметные умения, которые формируются у обучаемых на уроках математике. Предметные умения оцениваются по критериям и результаты записывают в этот дневник.

  Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.  Они вносятся и затем отслеживаются в  дневник планируемых результатов  и всегда доступны учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку. Например, за каждый правильно решенный пример на сложение натуральных чисел  ученик получает один балл, а за верно решенное уравнение три балла.Эти критерии  остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке,  и сдаче экзаменов.

Учебный материал по математике 5 класса разделен на блоки, на изучение содержания которых отводится определенное количество часов, в зависимости от темы. В содержательном плане блок – это относительно законченный тематический фрагмент программы, а в организационном – это разнообразие форм учебной деятельности с различными образовательными пространствами: мастерская, индивидуальная консультация, самостоятельная работа, групповая работа над проектами.   Кроме того, согласно ФГОС для каждого блока прописаны универсальные учебные действия, которые также отражены в дневнике планируемых результатов обучаемых.

В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.

  Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку  учителем.  Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов  и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

   Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный  классный и рабочий журнал учителя. В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течении семи дней с момента их оглашения учителем. В  классный журнал учитель вносит результаты основных видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по математике.

 Так разворачивается система критериального оценивания учащихся по математике в нашей школе.  Предметом контроля и оценки  со стороны учащихся  являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения в изучении математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

Система оценивания результатов обучения по математике в 5 классе в соответствии с ФГОС

Данный материал содержит тезисы и презентацию. Возможно именно ВАМ он поможет разобраться, чем отличается система оценивания результатов обучения по математике в соответствии с ФГОС, от традиционного ...

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС

данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...