Роль кружковой работы в учебно-воспитательном процессе с детьми и подростками интернатных учреждений
статья (5 класс)

Заикин Вячеслав Анатольевич

Кружок является благоприятной почвой для удовлетворения различных потребностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль кружковой работы в учебно-воспитательном процессе с детьми и подростками интернатных учреждений».

Заикин В.А.

руководитель кружка «Шахматы»

Заикина С.Ю.

учитель начальных классов

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют кружковые занятия. Кружки способствуют развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышают качество подготовки к учебным предметам. Здесь каждый ученик имеет возможность выбрать себе дело по душе, и тем самым выявить и разрешить интересующие проблемы.

Кружок является благоприятной почвой для удовлетворения различных человеческих потребностей. В процессе кружковой работы ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Кружковая работа в существенной степени способствует формированию таких качеств характера учащегося, как инициативность, уверенность в себе, выносливость, сдержанность, настойчивость, мужественность, искренность, честность и др.

Большая роль кружковой работы в школе-интернате, определяется тем, что для детей с ОВЗ школа-интернат – единственное учебное и воспитательное учреждение, где они проводят большее время. Поэтому, кружок остаётся необходимым звеном в воспитании многогранной личности школьника.

Создание условий для самореализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в школе-интернате для детей с ОВЗ.

Воспитательное значение кружковой работы в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья колоссально, потому как способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся. Оно помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Нашим воспитанникам нелегко адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем детям в силах помочь различные кружки. Мы все хотим, чтобы наши воспитанники выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию.

В 2017 году, для наших воспитанников, находящихся на круглосуточном пребывании был открыт кружок «Шахматы». Перед преподавателем встала задача: как привлечь внимание воспитанников школы-интерната к игре в шахматы. Современные дети перестали играть во дворе. Всё меньше играют в футбол, в догонялки, в «казаки-разбойники», не прыгают через скакалку или резинки. Сегодня всё свободное время у них отнимает «общение» в социальных сетях или компьютерные игры.  Ведь дети становятся зависимыми от интернета. Для этого пришлось провести беседу о пользе игры в шахматы.

Шахматы помогают развивать память, пространственное воображение, логическое мышление. Также вырабатывают усидчивость, целеустремленность, внимательность. Именно этих навыков не хватает детям с ОВЗ. В первую очередь, играя в шахматы, наши воспитанники учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Преподаватель старается во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывать усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся более спокойнее, уравновешеннее.

C:\Users\user\Desktop\шахматы 2.jpg

Желание побеждать заставляет наших воспитанников серьезнее заниматься, значит больше времени проводить за шахматами, а не за компьютером. Победа или поражение заставляют ребят продумывать дальнейшие ходы, давая новые возможности для дальнейшего самосовершенствования.

Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли.

Ежегодно в школе-интернате проходит районный шахматный турнир. В нём принимают участия воспитанники не только нашей школы-интерната, но и Удельнинская школа-интернат, Юровская школа-интернат, классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) Раменской школы № 21.  Как правило, учащиеся Раменской школы-интерната занимают призовые места.

C:\Users\user\Desktop\Аттестация Славик новая\IMG-20190523-WA0020.jpg

Игра в шахматы доставляет ребятам много положительных моментов. Также шахматы оказывают огромное влияние на их умственное и психическое развитие. А самое главное шахматы – это отличный способ избежать интернет-зависимости.

Таким образом, кружковая работа в учебно-воспитательном процессе ценна тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику и физическое развитие и здоровье ребенка.

Благодаря нашей совместной работе преподавателей, дети чувствуют себя равноправными членами современного общества. Наши воспитанники всегда с удовольствием посещают кружки, участвуют в различных мероприятиях. Если в учебе воспитанники и испытывают трудности, то в кружковой работе они могут проявить себя и раскрыть свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Роль образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе.

Образовательное пространство есть совокупность всех образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и...

Презентация "Социальная работа с детьми- сиротами, выпускниками интернатных учреждений"

Презентация подготовлена на ЗМП с целью информирования специалистов социозащитных учреждений о технологиях работы с выпускниками интернатов с целью обмена опытом....

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Статья "Роль педагога организатора в учебно-воспитательном процессе"

Современные изменения в образовательно-воспитательной политике государства привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному раз...

Статья "Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе"

Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе. Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельно...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Статья раскрывает роль физической культуры  для детей  в  специальном образовательном учреждении, чья практическая деятельность непосредственно связана с образованием и реабилитацией де...