Методическая разработка урока
статья (5 класс)

Харламов Игорь Анатольевич

Методическа разработка урока по шахматам для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc64 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

К Положению о Конкурсе открытых занятий

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга

«ЮНОСТЬ»

Методическая разработка урока.

Тема занятия: Дебют

Коллектив:  ДДТ «Юность»  4-й год обучения

Отдел (образовательная область): «Спортивно-оздоровительный»

Возраст детей: 9-16 лет.

Место проведения: ДДТ «Юность»

Дата проведения: 23.12.2016

ФИО педагога:  Харламов И.А.

Санкт-Петербург

2016 - 2017

Цель  занятия, направленная на

  • дать необходимые знания и умения для игры в шахматы;
  • обучить основным элементам игры в шахматы;

Задачи занятия

  • обучающие обучить игре в дебюте
  • - обучить игре в эндшпиле
  • - обучить игре в миттельшпиле (что узнает обучающийся, освоив содержание занятия);
  • развивающие развитие логического мышления
  • - развитие фантазии
  •  (связанные с развитием ребенка);
  • Воспитательные
  • -воспитать трудолюбие
  • - воспитать любовь к шахматам
  • - воспитать выдержку и уверенность в своих силах

 

Методы и приемы работы

  • Наглядные методы:

- наблюдение;

-демонстрация (рассматривание).

Практические методы:

- упражнение;

- опыты и экспериментирование;

- моделирование.

  • Игровые методы:

- дидактическая игра;

- воображаемая ситуации в развернутом виде.

  • Словесные методы:

- рассказ воспитателя;

- беседа: по содержанию этические и познавательные, по дидактическим целям выделяются  вводные и обобщающие (итоговые).

Педагогические технологии

  • Групповые технология
  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология коллективной творческой деятельности
  • Игровые технологии

Предполагаемые результаты

Техническое оснащение :

  •            Учебный класс для проведения занятий (столы, стулья, школьная доска)
  • Шахматные доски
  • Наборы шахматных фигур
  • Демонстрационная магнитная доска
  • Наборы демонстрационных магнитных фигур
  • Шахматные часы

Оборудование и материалы

  • Телевизор

.

           

Методические пособия и дидактические материалы

  • раздаточный материал для работы на занятиях и самостоятельной творческой деятельности: схемы,  комплексы упражнений и др.;
  • учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
  • дифференцированные упражнения;
  • контрольные задания;
  • тесты и др.;
  • демонстрационный, наглядный иллюстрированный материал;
  • наглядные пособия к занятиям;
  • тематические папки, тематические подборки иллюстраций;
  • журнальные подборки по темам программы;
  • разработки конспектов открытых занятий;
  • видеоматериалы: DVD – диск, видеокассета.

Литература, используемая при подготовке занятия:

  • книги;
  • журналы;
  • печатный материал и др.

Пример оформления:

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Журнал «Внешкольник», 2009, № 9.

Этап

Ход занятия

Время

1

Организационный момент

2

Сообщение темы и плана занятия

3

Введение в тему занятия, актуализация представлений обучающихся по теме

4

Теоретическая часть занятия

5

Практическая работа

6

Физкультминутка (при необходимости)

7

Подведение итогов занятия

8

Оценка деятельности учащихся

9

Домашнее задание(если есть)

10

Рефлексия

11

Организационный момент(уборка рабочего места)

Всего

45мин.

Время, затрачиваемое на каждый из этапов занятия, зависит от возраста детей, их психофизических особенностей и возможностей, от сложности заданий.

                                                               Ход занятия

  1. Организационная часть:
  • сбор детей;
  • проверка готовности детей к занятию
  • создание психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию;
  • подготовка рабочих мест обучающихся, необходимых материалов, инструментов
  1. Сообщение темы и плана занятия
  • проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовности к изучению новой темы;
  • инструктаж по технике безопасности и охране труда
  1. Теоретическая часть занятия:
  • изложение исторических данных по теме занятия, взаимосвязь с другими элементами данной деятельности;
  • объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
  • правила техники безопасности при выполнении упражнений
  1. Практическая часть занятия
  • закрепление знаний
  • упражнения на формирование умений, навыков по образцу
  • применение в сходных ситуациях
  • использование упражнений творческого характера.
  1. Подведение итогов занятия, формирование выводов
  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию;
  • информационная часть.
  1. Контроль
  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный контроль
  • текущий
  • итоговый
  1. Объяснение домашнего задания (необязательность наличия и выполнения, творческий характер) 
  • постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
  1. Рефлексия
  • мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

Структура занятия может меняться в зависимости от его задач, содержания, периода занятий, контингента занимающихся и его психофизиологических особенностей и возможностей.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

К Положению о Конкурсе открытых занятий

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга

«ЮНОСТЬ»

Конспект открытого занятия

Тема занятия: Связка

Коллектив:  ДДТ «Юность»  4-й год обучения

Отдел (образовательная область): «Спортивно-оздоровительный»

Возраст детей: 9-16 лет.

Место проведения: ДДТ «Юность»

Дата проведения: 23.12.2016

ФИО педагога:  Харламов И.А.

Санкт-Петербург

2016 - 2017

Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения разных видов  

         тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная).                  

  1. Задачи шахматного урока

Обучающие:
Освоение шахматного тактического приема «связка» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема  во время шахматной партии.

Развивающие:
Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.

Воспитательные:
Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств и эмпатии у учащихся во время шахматной игры.

  1. Форма проведения шахматного занятия

Создание интереса к предлагаемой теме  через решение шахматных задач и этюдов в ходе совместного обсуждения. Обобщение и систематизация полученных знаний.

  1. Методы и приемы во время урока шахмат

Объяснение с использованием магнитной шахматной доски, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера «связка».

Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания  на анализ шахматных задач по теме «связка».

При закреплении изученного материала:  решение шахматных задач по теме «связка». Группа делится на две команды пополам.При решении конкурсных шахматных комбинаций каждый участник зарабатывает очки для своей команды. В конце  подводятся итоги и объявляется команда, победившая в конкурсе решения задач. 

Педагогические технологии

  • Групповые технология
  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология коллективной творческой деятельности
  • Игровые технологии
  1. Ожидаемый результат занятия

Учащиеся освоят шахматный тактический прием «связка», научатся применять во время шахматной партии этот прием.

Техническое оснащение :

  •            Учебный класс для проведения занятий (столы, стулья, школьная доска)
  • Шахматные доски
  • Наборы шахматных фигур
  • Демонстрационная магнитная доска
  • Наборы демонстрационных магнитных фигур
  • Шахматные часы

Методические пособия и дидактические материалы

Большая демонстрационная магнитная доска, мультимедиа системы, карточки с шахматными задачами,  шаxматные учебники: «Сборник шахматных комбинаций» автор С.Д.Иващенко,  «Как стать гроссмейстером» А.Котов , «Хочу учиться шахматам» А.Дорофеева,  наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часы

 № п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Проверка домашнего задания на тему  «двойной удар»

5

3

Постановка целей занятия

Тактический прием «Связка»

1

4

Организация  творческой среды для восприятия новой информации

Разбиваем всех обучающихся на две команды,  рассаживаем по командам

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски 

10

6

Первичная проверка понимания

Работа по заранее заготовленным карточкам с диаграммами шахматных позиций

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Конкурсное решение задач по теме с использование  «шахматного решебника»

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Пример творческого применения приема «связка»

5

9

Подведение итогов конкурса

Подсчет очков, проверка  правильности решения задач в парах, из участников разных команд, объявление команды- победительницы

3

10

Обобщение изученного на занятии

Общая беседа

1

11

Завершение занятия

Домашнее задание  к следующему занятию

1

                                                               Ход занятия

  1. Организационная часть:
  • сбор детей;
  • проверка готовности детей к занятию
  • создание психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию;
  • подготовка рабочих мест обучающихся .
  1. Сообщение темы и плана занятия
  • проверка домашнего задания у детей  и их готовности к изучению новой темы;
  1. Теоретическая часть занятия:
  • изложение  данных по теме занятия, объяснение специальных терминов по теме связка;

  1. Практическая часть занятия
  • закрепление знаний
  • упражнения на формирование умений, навыков.
  • использование упражнений творческого характера.
  1. Подведение итогов занятия, формирование выводов
  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию;
  • информационная часть.
  1. Контроль
  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный контроль
  • текущий
  • итоговый

  1. Объяснение домашнего задания (необязательность наличия и выполнения, творческий характер) 
  • постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
  1. Рефлексия
  • мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

Структура занятия может меняться в зависимости от его задач, содержания, периода занятий, контингента занимающихся и его психофизиологических особенностей и возможностей.



Предварительный просмотр:

 1. Шахматная связка. Виды связок.

Грозным оружием является шахматная связка. Сколько мучений приносит связка всем шахматистам. Часто сразу после дебюта слоны связывают коней. Кони не могут отойти ведь за ними король и ферзь. Как лучше связать фигуры противника и как защититься от связки, мы и разберёмся на этом уроке.

Шахматная связка

Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.

  1. Шахматные фигуры в связке

В связке минимум 3 участника:

  1. Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.
  2. Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.
  3. Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.

Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.

  1. Виды шахматных связок

Шахматная связка бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.

Шахматная связка

Разберём четыре следующих примера:

  1. Абсолютно полная связка. Ладья b7 не может сделать ход, она связана ферзём d5. Не может пойти чёрный король из-за угрозы 1. Фd8X. Грозит 1. а6, и мата не из-бежать.
  2. Относительно полная связка. Ладья g7 может двигаться только по горизонтали «g».
  3. Неполная связка. Конь b2 не прикрывает фигуры, но он не может отойти, так как заслоняет поле b1. На отход коня последует 1. . . . Лb4–b1X.
  4. Сложная полусвязка. На диагонали h4–е1 три чёрных фигуры. Если конь g3 или ферзь f2 отойдут, то неполная связка станет полной.

Связка – это грозное оружие. С её помощью слабая фигура может отвлечь от поля боя превосходящие силы противника. Связка встречается на всех стадиях партии. Почаще применяй её в своих партиях и сам не попадайся на неё! Но если противник применил связку, то не спеши сдаваться. Существует масса возможностей спастись!

В этой позиции примерное материальное равенство. Белые вначале связывают коня черных, а затем усиливают связку, создав на него второе нападение.

Шахматная связка

  1. Лa1 – e1 f7 – f6
  2. f2 – f4!! Крe8 – e7
  3. f4 : e5 f6 : e5
  4. Ле1 : е5+

Теперь получается окончание, в котором ладья легко справится с двумя пешками противника.

Красивую комбинацию на тему «связка» провёл чемпион мира Гарри Каспаров против Эльвеста.

Шахматная связка

Белые грозят страшным ударом на g7, их слон связывает ладью, которая неподвижна и не может побить ферзя. После размена у белых остаётся три пешки против двух и большие шансы на победу. Но Каспарову всё же удаётся использовать свою связку: ладья – ферзь – король. Причём в этой комбинация встретились связка с двойным ударом.

  1. . . . Фd5 – d1+!
  2. Kpg1 – g2 Фd1 : g4+

Эффективна связка в окончаниях.

Шахматная связка

В этой позиции две ладьи не могут выиграть у слона ввиду «мертвой» связки
1. . . . Ch5 – f7!
Любой ход королем или отход ладьи d3 с линии «d» ведет к потере ладьи d5. Если белые играют
2. Лd3 – d2 . . .
то черный слон гуляет взад-вперед по диагонали, сохраняя связку и выжидая,
2. . . . Сf7 – e6!
Конечно, слону невыгодно связывать ладью d3 –
1. ... Сh5–e2?
2. Крс4–с3 Се2:d3
3. Лd5:d3.
А ладья, как известно, ставить мат умеет!

Шахматная связка

Аронин в партии с Микеносом сыграл
1. . . . Лс8 – d8!
Ладья не боится взятия из-за диагональной связки. Чёрные грозят выиграть ферзя.
После
2. Фd3 : f5 . . .
срабатывает и вертикальная связка
2. . . . Лd8 : d1X.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...