ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»
календарно-тематическое планирование (8 класс)
Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными при изучении начального курса физической географии, и реализацией межпредметных связей с этим курсом.
Логика построения программы подчинена, с одной стороны, логике изучения района – от географического положения и природы к населению и хозяйству, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса физической географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_nizhegorodskaya_2019-2020.docx | 55.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Богородского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №6»
Принята на заседании педагогического совета от 30.08. 2019 года Протокол № 1 | Утверждаю Директор МБОУ «Школа №6 ________________ А.М. Яматина
30 августа 2019 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Земля Нижегородская»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся 14-15 лет
Автор-составитель: Лапшова Татьяна Андреевна,
учитель географии, педагог дополнительного образования
г. Богородск, 2019
Пояснительная записка.
Актуальность географического образования в настоящее время обусловлена потребностями общества в формировании у граждан научного мировоззрения. На сегодняшний день оно прочно вошло в общеобразовательную школу и стало одним из эффективных средств совершенствования учебно - воспитательного процесса.
В настоящее время происходит развитие географического образования как научной отрасли, разрабатывается методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой границе региона, области, края. Этих ориентиров я придерживалась при разработке данной программы.
Изучение окружающего микромира (деревни, города, края) необходимо для развития личности ребенка и его социальной адаптации. Географическое образование играет значимую роль в формировании ментальности молодых граждан России через народные, национальные, региональные традиции, культуру, духовность, социальные отношения. Благодаря ему ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Новизна программы определена требованиями к дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Новизна в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно- нравственного воспитания и развития.
Программа «Земля Нижегородская» реализует региональный компонент географического образования в 8 классе. Он является курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.
Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными при изучении начального курса физической географии, и реализацией межпредметных связей с этим курсом.
Логика построения программы подчинена, с одной стороны, логике изучения района – от географического положения и природы к населению и хозяйству, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса физической географии.
Цель: создание условий для социализации творческой личности по месту проживания.
Задачи:
- Обучающие:
1.Обучение теоретическим знаниям в рамках краеведения, формирование целостного образа Нижегородской области
2.Формирование навыков исследовательской деятельности: выбор и определение темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования.
3.Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления).
- Развивающие:
1. Развитие самостоятельного познавательного интереса.
2. Развитие аналитического подхода в решении проблем. Умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.
3.Развитие интереса к гуманитарным наукам.
4.Развитие критического мышления.
- Воспитательные:
1. Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к природному, культурному наследию.
2.Формирование художественно-эстетического вкуса, оформительских навыков.
3.Заложить основы общения с членами группы.
Цель и задачи программы определили выделение в содержании программы четырех крупных разделов: «Географическое положение», «Природа», «Население и хозяйство», «Историко-культурное наследие.
При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический.
Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения Нижегородской области. В содержание курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии Нижегородской области. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической географии в 6 классе, а также возрастными особенностями учащихся.
Разноуровневый подход позволяет выделить в изучении курса три уровня: областной, районный и местный. В каждой теме первая часть посвящена изучению Нижегородской области в целом, а вторая – административному областному или городскому району, а также ближайшему школьному окружению. Первый уровень представляет инвариантную часть программы, обязательную для изучения во всех школах Нижегородской области. Этот уровень содержит общие географические характеристики Нижегородской области: «Географическое положение Нижегородской области», «Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области», «Население Нижегородской области» и т.д. Второй уровень представляет вариативную часть программы. Уроки, раскрывающие особенности природы, населения и хозяйства областных административных районов рекомендуются для районных школ; уроки о географических особенностях городских районов рекомендуются для школ Нижнего Новгорода и Дзержинска. Третий уровень раскрывает особенности ближайшего школьного окружения и рекомендован для всех школ.
Такое разноуровневое структурирование программы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к изучению курса, позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем второго и третьего уровня позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего города, района, села, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.
Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы Нижегородской области выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияние на природу своей местности; в раздел «Население и хозяйство Нижегородской области» включены вопросы о заселении и коренных народах Нижегородской области, об особенностях и отличиях образа жизни и хозяйственной деятельности людей в разных типах населенных пунктов; о наиболее ярких отраслях, характеризующих «лицо» области; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.
Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях Нижегородской области, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов природы и его влиянии на здоровье человека, о проблемах озеленения своей местности.
Культурологический подход позволяет проследить историю развития своего края, изучить исторические поселения Нижегородской области, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание заключительного раздела «Историко-культурное наследие» и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты.
Изучение программы «Земля Нижегородская» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения. Изучение этого курса рекомендуется начать со второго полугодия, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии об особенностях природных компонентов.
Характеристика программы.
По направлению деятельности | Туристско-краеведческая |
По виду деятельности | Поисково- исследовательская |
По образовательным областям | География, экология, история, обществознание. |
По форме реализации | Групповая |
По способу реализации | Эвристическая |
По уровню содержания | Общеобразовательный, углублённый |
По возрасту обучающихся | 14-15 лет |
По половому признаку | Девочки и мальчики |
По продолжительности реализации | 1 год |
По функции назначения | обучающая |
Технологии, применяемые при реализации программы.
Группа образовательных технологий | Образовательная технология | Теоретические основы |
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) | Объяснительно-иллюстративное обучение |
|
| Технология разноуровнего обучения | Уровневая дифференциация |
Технологии развивающего обучения | Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. | |
| Технология проблемного обучения | А. Осборн |
| Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. | |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | Компьютерные (новые информационные) технологии обучения) |
|
Методы реализации программы.
- Объяснительно - иллюстрационный метод– фотоматериалы и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
- Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
- Творческий.
- Стимулирование и мотивация.
- Устный и фронтальный контроль.
- Самостоятельно-познавательная деятельность.
- Словесный - беседы, рассказ, объяснение.
8. Исследовательский метод - исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
- Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
- Практический метод – оформление краеведческого материала.
Формы работы.
- Коллективная.
- Групповая.
- Индивидуальная.
- Самостоятельная.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Земля Нижегородская»
Личностными результатами изучения программы внеурочной деятельности являются:
-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
основ гражданской идентичности;
-ценностно-смысловых установок, отражающих их идивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочнойдеятельности является:
- сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета; 13 -строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Диагностика результатов освоения программы.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимися,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования,
- защита проектов,
- презентация исследовательских работ.
Для оценки образовательной программы применяется входной, промежуточный, итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Форма оценки: собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля – поверка освоения образовательной программы. Форма оценки: текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.
Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретённых в результате обучения по программе, уровня личностных качеств. Форма контроля: творческие задания, защита проектов.
Учебно-календарный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | Наблюдение, собеседование |
2 | 1.Географическое положение | 3 | 2 | 1 | собеседование, анкетирование |
3 | 2.Природа. | 19 | 8 | 11 | Собеседование, тестирование, защита проектов, исследовательских работ. |
4 | Тема 1. Рельеф и полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 | |
5 | Тема 2. Климат. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Тема 3. Внутренние воды. | 5 | 2 | 3 | |
7 | Тема 4. Растительный покров. | 4 | 2 | 2 | |
8 | Тема 4. Животный мир. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Тема 5. Охраняемые природные территории. | 3 | 1 | 2 | |
10 | 3. Население и хозяйство. | 8 | 3 | 5 | Собеседование, тестирование, защита проектов, исследовательских работ. |
11 | Тема 6. Население. | 3 | 1 | 2 | |
12 | Тема 7. Хозяйство | 5 | 2 | 3 | |
13 | 4. Историко-культурное наследие. | 4 | 1 | 3 | Защита проектов, исследовательских работ. |
15 | Всего часов | 35 | 15 | 20 |
Содержание программы
Введение: цели и задачи географического краеведения (1 час).
Раздел 1. Географическое положение (3 часа)
Тема 1. Географическое положение
Географическое положение Нижегородской области. Положение на физико-географической и политико-административной карте России. Площадь и протяженность по основным направлениям. Административно-территориальное деление. Географическое положение областного центра.
Географическое положение Богородского района. Положение на физико-географической карте и карте административно-территориального деления области. Площадь и протяженность по основным направлениям. Географическое положение Богородска. Положение на карте города. Площадь и протяженность по основным направлениям.
Географическое положение школьного микрорайона.
Экскурсии и практикумы:
- Практикум «Чтение электронных карт района и области».
Раздел 2. Природа (19 часов).
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые.
Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области. Положение на Восточно-Европейской равнине. Крупные элементы рельефа: Высокое Правобережье, Низкое Левобережье. Речные долины и водораздельные (междуречные) плато. Мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.
Рельеф и полезные ископаемые Богородского района. Положение на физико-географической карте области. Наклон поверхности. Основные части рельефа. Мелкие формы рельефа и их происхождение. Изменение рельефа под влиянием хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.
Рельеф и полезные ископаемые Богородска. Положение на физико-географической карете области. Особенности рельефа. Изменение рельефа под влиянием застройки. Полезные ископаемые.
Рельеф школьного окружения. Изменение рельефа под влиянием застройки.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия на Крутую гору.
Тема 3. Климат.
Климат Нижегородской области. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.
Климат Богородского района. Изменение температуры в течение года. Продолжительность морозного и безморозного периодов. Распределение осадков по сезонам. Снеговой покров. Влияние климата на ведение сельского хозяйства.
Климат Богородска. Температуры воздуха и их изменение в течение года. Сезонные особенности распределения осадков. Влияние климата на строительство зданий и сооружений. Особенности «городского» климата.
Климат школьного микрорайона.
Экскурсии и практикумы:
- Практикум «Описание погоды с помощью цифровой метеостанции».
Тема 4. Внутренние воды.
Внутренние воды Нижегородской области. Речная сеть области. Волга и Ока. Реки Правобережья и Левобережья. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Проблемы, связанные со строительством Горьковской и Чебоксарской ГЭС. Озера, их происхождение и использование. Болота. Подземные воды.
Внутренние воды Богородского района. Речная сеть района. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на реки. Озера и искусственные водоемы. Болота. Подземные воды и их использование.
Внутренние воды Богородска. Речная сеть района. Проблемы малых рек. Искусственные водоемы. Подземные воды и их использование.
Внутренние воды школьного окружения.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия в долину р. Рязанка.
- Экскурсия на Кабацкий пруд.
- Практикум «Исследование экологического состояния водоемов города»
Тема 5. Растительный покров
Растительный покров Нижегородской области. Основные типы растительности. Распространение и особенности южнотаежных, смешанных, широколиственных, боровых лесов. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Растения, занесенные в Красную книгу.
Растительный покров Богородского района. Положение района на карте растительности области. Современные особенности растительного покрова. Полезные дикорастущие растения. Растения, внесенные в Красную книгу. Растительный покров школьного окружения.
Растительный покров Богородска. Сохранившиеся участки естественной растительности. Растительность парков. Уличные насаждения. Растительность жилых микрорайонов и промышленных зон. Проблемы озеленения района.
Растительный покров школьного окружения.
Экскурсии и практикумы:
- Практикум «Определение видового состава растительного сообщества».
- Практикум «Биоиндикация состояния окружающей среды».
Тема 6. Почвенный покров.
Почвенный покров Нижегородской области. Основные типы почв: подзолистые, серые лесные, черноземы. Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.
Почвенный покров Богородского района. Распространенные типы почв и их особенности. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв.
Почвенный покров Богородска. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей.
Почвы школьного микрорайона.
Экскурсии и практикумы:
- Практикум «Определение типа почвы в микрорайоне школы».
- Практикум «Проектируем создание клумбы».
Тема 7. Животный мир.
Животный мир Нижегородской области. Фауна южнотаежных, смешанных, широколиственных и боровых лесов. Животный мир степных участков. Объекты охотничьего промысла. Охотничьи заказники. Обитатели водоемов. Промысловые рыбы.
Животный мир Богородского района. Основные представители животного мира. Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в Красную книгу.
Животный мир Богородска. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны - переносчики опасных заболеваний. Домашние животные и проблемы их содержания.
Животный мир школьного окружения.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия «Птицы нашего края».
- Акция помощи приюту для животных.
Тема 8. Охраняемые природные территории.
Охраняемые природные территории Нижегородской области. История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Керженский заповедник. Заказники. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.
Охраняемые природные территории Богородского района. Количество и типы охраняемых территорий в районе. Характеристика охраняемых памятников природы. Проблемы их сохранения.
Охраняемые природные территории Богородска. Памятники природы, их характеристика, проблемы сохранения. Ближайшие к школе памятники природы. Природные и рукотворные объекты интересные с эстетической точки зрения.
Ближайшие к школе охраняемые территории.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Практикум «Разработка проекта создания ООПТ своего района».
Раздел 3. Население и хозяйство (8 часов).
Тема 9. Население.
Население Нижегородской области. Численность населения. Половой и возрастной состав. Городское и сельское население. Города и их типы. Нижегородская агломерация. Сельские населенные пункты. Этнические меньшинства и места их проживания. Население областного центра.
Население Богородского района. Численность населения. Половой и возрастной состав. Население районного центра и сельской местности. Населенные пункты. Происхождение названий поселений.
Население Богородска. Численность населения. Половой и возрастной состав. Центры притяжения рабочей силы. Расположение крупных жилых микрорайонов.
Население школьного окружения.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Практикум «Построение графика численности населения района».
Тема 10. Хозяйство
Хозяйство Нижегородской области. Возникновение крупной промышленности. Промышленные гиганты Н.Новгорода и их продукция. Промышленные предприятия крупных городов области. Главные направления сельского хозяйства. Особенности работы транспорта. Народные художественные промыслы.
Хозяйство Богородского района. Промышленные предприятия, их возникновение и выпускаемая продукция. Сельское хозяйство: главные посевные культуры и направления животноводства. Транспортная сеть. Народные промыслы и ремесла.
Хозяйство Богородска. Крупные промышленные предприятия и их продукция. Транспортная сеть. Объекты тепло- и водоснабжения.
Хозяйственные объекты в школьном окружении.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия на кожевенный завод.
- Экскурсия на механосборочное производство.
- Экскурсия на предприятие связи.
Раздел 4. Историко-культурное наследие (4 часа).
Тема 11. Историко-культурное наследие.
Историко-культурное наследие Нижегородской области. Исторические поселения. Памятники истории и культуры федерального значения. Государственные музеи.
Историко-культурное наследие Богородского района. Поселения с богатым историческим прошлым. Памятники истории и исторические места. Архитектурные памятники. Музеи.
Историко-культурное наследие Богородска. Люди, оставившие значительный след в истории района. Памятники истории и культуры. Музеи.
Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении.
Экскурсии и практикумы:
- Экскурсия в Музей керамики г. Богородска.
- Экскурсия по историческому центру Богородска.
- Практикум «Исследование экологического состояния пришкольного участка».
Календарный учебный график
дата | тема | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
4.09 | Введение. Определение целей и задач географического краеведения. Географическое положение Нижегородской области. | 1 | коллективная групповая | Собеседование |
Анкетирование | ||||
11.09 | Географическое положение Богородского района. Географическое положение Богородска. | 1 | групповая коллективная | Собеседование |
18.09 | Географическое положение школьного микрорайона. Чтение электронных карт района и области | 1 | коллективная индивидуальная | Собеседование |
25.09 | Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная групповая | Анкетирование Тестирование |
02.10 | Экскурсия на Крутую гору. | 1 | индивидуальная | Собеседование |
09.10 | Климат Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная | Анкетирование Исследовательская работа, тестирование |
16.10 | Описание погоды с помощью цифровой метеостанции. | 1 | групповая | |
23.10 | Внутренние воды Нижегородской области. | 1 | коллективная | Собеседование |
30.10 | Внутренние воды Богородского района и г.Богородска | 1 | групповая | Тестирование, исследовательская работа. |
Экскурсия в долину р. Рязанка. | 1 | коллективная | ||
Экскурсия на Кабацкий пруд. | 1 | коллективная | ||
Исследование экологического состояния водоемов города | 1 | индивидуальная | ||
Растительный покров Нижегородской области, Богородского района и г. Богородска | 1 | коллективная | Собеседование | |
Определение видового состава растительного сообщества. Биоиндикация состояния окружающей среды | 1 | групповая | ||
Почвенный покров Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная | Собеседование Тестирование, исследовательская работа. | |
Определение типа почвы в микрорайоне школы. Проектируем создание клумбы. | 1 | индивидуальная групповая | Защита проекта | |
Животный мир Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска. | 1 | коллективная | Собеседование Тестирование, исследовательская работа | |
Животный мир и птицы школьного окружения. | 1 | групповая | ||
Акция помощи приюту для животных. | 1 | коллективная | Участие в акции | |
Охраняемые природные территории Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная | Собеседование | |
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | коллективная | ||
Разработка проекта создания ООПТ своего района. | 1 | групповая | Защита проекта | |
Население Нижегородской области и Богородского района | 1 | коллективная | Собеседование | |
Население Богородска. Население школьного окружения. | 1 | групповая групповая | Тестирование Собеседование | |
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | коллективная | ||
Хозяйство Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная | Собеседование | |
Хозяйственные объекты в школьном окружении. | 1 | групповая | Тестирования | |
Экскурсия на кожевенный завод. | 1 | коллективная | Собеседование | |
Экскурсия на механосборочное производство. | 1 | коллективная | ||
Экскурсия на предприятие связи. | 1 | коллективная | ||
Историко-культурное наследие Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска | 1 | коллективная | Собеседование | |
Экскурсия в Музей керамики г. Богородска. | 1 | коллективная | Собеседование | |
Экскурсия по историческому центру Богородска. | 1 | коллективная | Собеседование | |
Исследование экологического состояния пришкольного участка. | 1 | групповая | Защита проекта |
Материально – техническое обеспечение.
- Кабинет географии
- Стационарный персональный компьютер
- Интерактивная доска
- Цифровая метеостанция
- Библиотека методических пособий кабинета географии
- Принтер
- Магнитная маркерная доска
- Энциклопедии кабинета и библиотеки школы
- Атласы Нижегородской области кабинета географии
- Маркеры, магниты, ватман.
Список литературы для учащихся:
- Нажиткова Н.В. Географическое краеведении. Нижегородской области: учебное пособие для учащихся 6 класса/А.Б.Кряжев. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 86 с. : ил., карт.
- Географический атлас Нижегородской области. изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н.Новгород: Верхневолжское АГП, 2005- 52с.
- География Нижегородской области: Учебн. пос. /Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н.Новгород: ВВКИ, 1991- 207с.
- Кряжев А.Б. Географическое краеведение: Нижегородская область: рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/Н.В. Нажиткова, И.Ю.Кривдина, А.Б. Кряжев, Т.К. Беляева. – 2-е изд., испр. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 63 с. : ил., карт.
- Баканина, Ф.М., Лукина, Е.В., Насонова, Н.И., Селивановская, Т.П., Смирнова, А.Д. Заповедные места Нижегородской области /
Ф.М. Баканина, Е.В.Лукина, Н.И.Насонова, Т.П.Селивановская, А.Д. Смирнова.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
- Записки краеведов./ Сост. Н.И.Куприянова, Л.И. Шиян.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн.изд-во, 1991.- 271 с.: ил.
- Зачарованный край. Путеводитель по объектам экологического туризма Нижегородской области./ Авт-сост. А.П.Жданов, Л.Г.Корнева, А.А.Морозова./Под ред. А.И.Бакка. - Нижний Новгород: Международный Социально-экологический союз, Экоцентр «Дронт».-2002.- 48с.
- Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологические путешествия по Горьковской земле - Горький: ВВКИ, 1990, 192с.
- Любов, М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие./ М.С.Любов. - Арзамас: АГПИ, 2004.- 97с.: ил.
- Морохин, Н.В., Павлов, Д.Г. Нижегородский топонимический словарь (для школьника).-Н.Новгород: Фирма «Просвещение», 1993.-45с.
- Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья /Б.И. Фридман – Н.Новгород, НГЦ, 1999, 254с.
- Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М.Смирновой.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.- 44с.
- Экологические проблемы природопользования Нижегородской области./ Авт.-сост. Ф.М. Баканина.- Нижний Новгород, 1994.-55с.
Список литературы для педагога
- Кряжев А.Б. Географическое краеведение: Нижегородская область: рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/Н.В. Нажиткова, И.Ю.Кривдина, А.Б. Кряжев, Т.К. Беляева. – 2-е изд., испр. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 63 с. : ил., карт.
- Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А.Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин./ Под ред. Р.Д. Хабибуллина.- Нижний Новгород: Изд. Ю.А.Николаева, 2005.-24с.
- Нижний Новгород. - Н.Новгород: ГГПИ «Нижполиграф», 1994
- Николина, В.В., Шалфицкая, Г.П.Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб.пособие. - Н.Новгород: Изд-во Волго-вятской академии гос. службы, 2002.-72с.
- Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./Сост. Бакка А.И., Бакка С.В.- Н.Новгород: Экологический центр «Дронт», 1997.
- Терентьев, А.А., Колкутин, В.И. Климат конца XX века в средней полосе Нижегородской области (Городец. Семенов. Нижний Новгород. Павлово. Лысково. Воскресенское). В помощь учителю, студенту, школьнику./ А.А.Терентьев, В.И.Колкутин. - Н.Новгород: Изд-во «Вектор-Тис», 2004.-374 с.
- Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М.Смирновой.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.- 44с.
- Экологические проблемы природопользования Нижегородской области./ Авт.-сост. Ф.М. Баканина.- Нижний Новгород, 1994.-55с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Музей нефти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравстве...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»
Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...