ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»
календарно-тематическое планирование (8 класс)

Татьяна Лапшова

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией  межпредметных связей с этим курсом.

Логика построения  программы  подчинена, с одной стороны, логике изучения района – от географического положения и природы к населению и хозяйству, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса физической географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nizhegorodskaya_2019-2020.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богородского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

  «Школа №6»

Принята  на заседании

педагогического совета

от  30.08. 2019 года

Протокол № 1

Утверждаю                                                      

Директор МБОУ «Школа №6

                                                          ________________ А.М. Яматина

                                                                       

30 августа 2019 года

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Земля Нижегородская»

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся 14-15 лет

                                                               Автор-составитель:   Лапшова Татьяна Андреевна,

учитель географии, педагог дополнительного образования

                                                       

г. Богородск, 2019

Пояснительная записка.

Актуальность  географического образования в настоящее время обусловлена потребностями общества в формировании у граждан  научного мировоззрения.  На сегодняшний день оно прочно вошло в общеобразовательную школу и стало одним из эффективных средств совершенствования учебно - воспитательного процесса.  

В настоящее время происходит  развитие  географического образования как научной отрасли, разрабатывается методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой  границе региона, области, края. Этих ориентиров я придерживалась при разработке данной программы.  

Изучение окружающего микромира (деревни, города, края) необходимо для развития личности ребенка и его социальной адаптации.  Географическое образование играет значимую роль в формировании ментальности молодых граждан России через народные, национальные, региональные традиции, культуру, духовность, социальные отношения. Благодаря  ему ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. 

Новизна программы определена требованиями к дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Новизна в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно- нравственного воспитания и развития.

Программа «Земля Нижегородская» реализует региональный компонент географического образования в 8 классе. Он является курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области  направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией  межпредметных связей с этим курсом.

Логика построения  программы  подчинена, с одной стороны, логике изучения района – от географического положения и природы к населению и хозяйству, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса физической географии.

Цель: создание условий для социализации творческой личности по     месту проживания. 

          Задачи:  

  • Обучающие: 

1.Обучение теоретическим знаниям в рамках краеведения, формирование целостного образа Нижегородской области

2.Формирование навыков исследовательской деятельности: выбор и определение темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования.  

3.Формирование навыков и умений оформления материалов научного исследования с учетом нормативных требований и современных компьютерных технологий; видов их предъявления и презентации (представления). 

  • Развивающие: 

1. Развитие самостоятельного познавательного интереса. 

2. Развитие  аналитического подхода в решении проблем. Умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью. 

3.Развитие интереса к гуманитарным наукам. 

4.Развитие критического мышления. 

  •  Воспитательные: 

1. Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к природному, культурному наследию. 

2.Формирование художественно-эстетического вкуса, оформительских навыков. 

3.Заложить основы общения с членами группы. 

Цель и задачи программы определили выделение в содержании программы четырех крупных разделов: «Географическое положение», «Природа», «Население и хозяйство», «Историко-культурное наследие.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный,  гуманистический, экологический, культурологический.

Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения Нижегородской области. В содержание курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии Нижегородской области. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической географии в 6 классе, а также возрастными особенностями учащихся.

Разноуровневый подход позволяет выделить в изучении курса три уровня: областной, районный и местный. В каждой теме первая часть посвящена изучению Нижегородской области в целом, а вторая – административному областному или городскому району, а также ближайшему школьному окружению. Первый уровень представляет инвариантную часть программы, обязательную для изучения во всех школах Нижегородской области. Этот уровень содержит общие географические характеристики  Нижегородской области: «Географическое положение Нижегородской области», «Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области», «Население Нижегородской области» и т.д. Второй уровень представляет вариативную часть программы. Уроки, раскрывающие особенности природы, населения и хозяйства областных административных  районов рекомендуются для районных школ; уроки о географических особенностях городских районов рекомендуются для школ Нижнего Новгорода и Дзержинска. Третий уровень раскрывает особенности ближайшего школьного окружения и  рекомендован для всех школ.

Такое разноуровневое структурирование программы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к изучению курса, позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем второго и третьего уровня позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего города, района, села, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.

Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы Нижегородской области выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияние на природу своей местности; в раздел «Население и хозяйство Нижегородской области» включены вопросы о заселении и коренных народах Нижегородской области, об особенностях и отличиях образа жизни и хозяйственной деятельности людей в разных типах населенных пунктов; о наиболее ярких отраслях, характеризующих «лицо» области; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.

Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях Нижегородской области, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов природы и его влиянии на здоровье человека, о проблемах озеленения своей местности.

Культурологический подход позволяет проследить историю развития своего края, изучить исторические поселения Нижегородской области, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание заключительного раздела «Историко-культурное наследие» и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты.

Изучение программы «Земля Нижегородская» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения. Изучение этого курса рекомендуется начать со второго полугодия, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии об особенностях природных компонентов.

Характеристика программы. 

По направлению деятельности 

 Туристско-краеведческая

По виду деятельности 

Поисково- исследовательская 

По образовательным областям 

География, экология, история, обществознание.

По форме реализации 

Групповая 

По способу реализации 

Эвристическая 

По уровню содержания 

Общеобразовательный, углублённый  

По возрасту обучающихся 

14-15 лет 

По половому признаку 

Девочки и мальчики 

По продолжительности реализации 

1 год 

По функции назначения 

обучающая 

 

Технологии, применяемые при реализации программы. 

Группа образовательных технологий 

Образовательная технология 

Теоретические основы 

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) 

Объяснительно-иллюстративное обучение 

 

 

Технология разноуровнего обучения 

Уровневая дифференциация 

Технологии развивающего обучения 

Технология развития критического мышления учащихся 

Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. 

 

Технология проблемного обучения 

А. Осборн 

 

Технология проектного обучения 

Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. 

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения) 

 

 

Методы реализации программы. 

  1. Объяснительно - иллюстрационный  метод– фотоматериалы и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д. 
  1. Репродуктивный метод - повторение,  закрепление, обобщение материала. 
  1. Творческий. 
  1. Стимулирование и мотивация.  
  1. Устный и фронтальный контроль. 
  1. Самостоятельно-познавательная деятельность. 
  1. Словесный - беседы, рассказ, объяснение. 

8. Исследовательский метод - исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание. 

  1. Эвристический метод – поисковые задания, составление  анкет и т.д. 
  1. Практический метод – оформление краеведческого материала. 

Формы работы. 

  1. Коллективная. 
  1. Групповая. 
  1. Индивидуальная. 
  1. Самостоятельная. 

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Земля Нижегородская»

         Личностными результатами изучения программы внеурочной деятельности  являются:

-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

основ гражданской идентичности;

-ценностно-смысловых установок, отражающих их идивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметным результатом изучения программы внеурочнойдеятельности является:

- сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

 -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета; 13 -строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

 -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Диагностика результатов освоения программы.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов: 

- собеседования с обучающимися, 

- наблюдения, 

- тестирования, 

- анкетирования, 

- защита проектов,

- презентация исследовательских работ. 

Для оценки образовательной программы применяется входной, промежуточный, итоговый контроль.  

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Форма оценки: собеседование с обучающимися. 

Цель промежуточного контроля – поверка освоения образовательной программы. Форма оценки: текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.  

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретённых в результате обучения по программе, уровня личностных качеств. Форма контроля:  творческие задания, защита проектов.

Учебно-календарный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

Наблюдение, собеседование

2

1.Географическое положение

3

2

1

собеседование, анкетирование

3

2.Природа.

19

8

11

Собеседование, тестирование, защита проектов, исследовательских работ.

4

Тема 1. Рельеф и полезные ископаемые

2

1

1

5

Тема 2. Климат.

2

1

1

6

Тема 3. Внутренние воды.

5

2

3

7

Тема 4. Растительный покров.

4

2

2

8

Тема 4. Животный мир.

3

1

2

9

Тема 5. Охраняемые природные территории.

3

1

2

10

3. Население и хозяйство.

8

3

5

Собеседование, тестирование, защита проектов, исследовательских работ.

11

Тема 6. Население.

3

1

2

12

Тема 7. Хозяйство

5

2

3

13

4. Историко-культурное наследие.

4

1

3

Защита проектов, исследовательских работ.

15

 Всего часов

35

15

20

Содержание программы

Введение: цели и задачи географического краеведения (1 час).

Раздел 1. Географическое положение (3 часа)

Тема 1. Географическое положение

Географическое положение Нижегородской области. Положение на физико-географической и политико-административной карте России. Площадь и протяженность по основным направлениям. Административно-территориальное деление. Географическое положение областного центра.

Географическое положение Богородского района. Положение на физико-географической карте и карте административно-территориального деления области. Площадь и протяженность по основным направлениям.      Географическое положение Богородска. Положение на карте города. Площадь и протяженность по основным направлениям.

Географическое положение школьного микрорайона.

Экскурсии и практикумы:

  1. Практикум «Чтение электронных карт района и области».

Раздел 2. Природа (19 часов).

Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые.

 Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области. Положение на Восточно-Европейской равнине. Крупные элементы рельефа: Высокое Правобережье, Низкое Левобережье. Речные долины и водораздельные (междуречные) плато. Мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.

Рельеф и полезные ископаемые Богородского района. Положение на физико-географической карте области. Наклон поверхности. Основные части рельефа. Мелкие формы рельефа и их происхождение. Изменение рельефа под влиянием хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.

Рельеф и полезные ископаемые Богородска. Положение на физико-географической карете области. Особенности рельефа. Изменение рельефа под влиянием застройки. Полезные ископаемые.

Рельеф школьного окружения. Изменение рельефа под влиянием застройки.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия на Крутую гору.

Тема 3. Климат.

Климат Нижегородской области. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Климат Богородского района. Изменение температуры в течение года. Продолжительность морозного и безморозного периодов. Распределение осадков по сезонам. Снеговой покров. Влияние климата на ведение сельского хозяйства.

Климат Богородска. Температуры воздуха и их изменение в течение года. Сезонные особенности распределения осадков. Влияние климата на строительство зданий и сооружений. Особенности «городского» климата.

Климат школьного микрорайона.

Экскурсии и практикумы:

  1. Практикум «Описание погоды с помощью цифровой метеостанции».

Тема 4. Внутренние воды.

Внутренние воды Нижегородской области. Речная сеть области. Волга и Ока. Реки Правобережья и Левобережья. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Проблемы, связанные со строительством Горьковской и Чебоксарской ГЭС. Озера, их происхождение и использование. Болота. Подземные воды.

 Внутренние воды Богородского района. Речная сеть района. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на реки. Озера и искусственные водоемы. Болота. Подземные воды и их использование.

Внутренние воды Богородска. Речная сеть района. Проблемы малых рек. Искусственные водоемы. Подземные воды и их использование.

Внутренние воды школьного окружения.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия в долину р. Рязанка.
  2. Экскурсия на Кабацкий пруд.
  3. Практикум «Исследование экологического состояния водоемов города»

Тема 5. Растительный покров

 Растительный покров Нижегородской области. Основные типы растительности. Распространение и особенности южнотаежных, смешанных, широколиственных, боровых лесов. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Растения, занесенные в Красную книгу.

Растительный покров Богородского района. Положение района на карте растительности области. Современные особенности растительного покрова. Полезные дикорастущие растения. Растения, внесенные в Красную книгу. Растительный покров школьного окружения.

Растительный покров Богородска. Сохранившиеся участки естественной растительности. Растительность парков. Уличные насаждения. Растительность жилых микрорайонов и промышленных зон. Проблемы озеленения района.

Растительный покров школьного окружения.

Экскурсии и практикумы:

  1. Практикум «Определение видового состава растительного сообщества».
  2. Практикум «Биоиндикация состояния окружающей среды».

Тема 6. Почвенный покров.

Почвенный покров Нижегородской области. Основные типы почв: подзолистые, серые лесные, черноземы. Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Почвенный покров Богородского района. Распространенные типы почв и их особенности. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв.        

Почвенный покров Богородска. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей.

Почвы школьного микрорайона.

Экскурсии и практикумы:

  1. Практикум «Определение типа почвы в микрорайоне школы».
  2. Практикум «Проектируем создание клумбы».

Тема 7. Животный мир.

 Животный мир Нижегородской области. Фауна южнотаежных, смешанных, широколиственных и боровых лесов. Животный мир степных участков. Объекты охотничьего промысла. Охотничьи заказники. Обитатели водоемов. Промысловые рыбы.

 Животный мир Богородского района. Основные представители животного мира. Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в Красную книгу.

Животный мир Богородска. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны - переносчики опасных заболеваний. Домашние животные и проблемы их содержания.

Животный мир школьного окружения.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия «Птицы нашего края».
  2. Акция помощи приюту для животных.

Тема 8. Охраняемые природные территории.

 Охраняемые природные территории Нижегородской области. История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Керженский заповедник. Заказники. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.

Охраняемые природные территории Богородского района. Количество и типы охраняемых территорий в районе. Характеристика охраняемых памятников природы. Проблемы их сохранения.

Охраняемые природные территории Богородска. Памятники природы, их характеристика, проблемы сохранения. Ближайшие к школе памятники природы. Природные и рукотворные объекты интересные с эстетической точки зрения.

Ближайшие к школе охраняемые территории.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия в краеведческий музей.
  2. Практикум «Разработка проекта создания ООПТ своего района».

Раздел 3. Население и хозяйство (8 часов).

Тема 9. Население.

Население Нижегородской области. Численность населения. Половой и возрастной состав. Городское и сельское население. Города и их типы. Нижегородская агломерация. Сельские населенные пункты. Этнические меньшинства и места их проживания. Население областного центра.

Население Богородского района. Численность населения. Половой и возрастной состав. Население районного центра и сельской местности. Населенные пункты. Происхождение названий поселений.

Население Богородска. Численность населения. Половой и возрастной состав. Центры притяжения рабочей силы. Расположение крупных жилых микрорайонов.

Население школьного окружения.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия в краеведческий музей.
  2. Практикум «Построение графика численности населения района».

Тема 10. Хозяйство

Хозяйство Нижегородской области. Возникновение крупной промышленности. Промышленные гиганты Н.Новгорода и их продукция. Промышленные предприятия крупных городов области. Главные направления сельского хозяйства. Особенности работы транспорта. Народные художественные промыслы.        

Хозяйство Богородского района. Промышленные предприятия, их возникновение и выпускаемая продукция. Сельское хозяйство: главные посевные культуры и направления животноводства. Транспортная сеть. Народные промыслы и ремесла.

Хозяйство Богородска. Крупные промышленные предприятия и их продукция. Транспортная сеть. Объекты тепло- и водоснабжения.

Хозяйственные объекты в школьном окружении.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия на кожевенный завод.
  2. Экскурсия на механосборочное производство.
  3. Экскурсия на предприятие связи.

Раздел 4. Историко-культурное наследие (4 часа).

Тема 11. Историко-культурное наследие.

Историко-культурное наследие Нижегородской области. Исторические поселения. Памятники истории и культуры федерального значения. Государственные музеи.

 Историко-культурное наследие Богородского района. Поселения с богатым историческим прошлым. Памятники истории и исторические места. Архитектурные памятники. Музеи.

Историко-культурное наследие Богородска. Люди, оставившие значительный след в истории района. Памятники истории и культуры. Музеи.

Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении.

Экскурсии и практикумы:

  1. Экскурсия в Музей керамики г. Богородска.
  2. Экскурсия по историческому центру Богородска.
  3. Практикум «Исследование экологического состояния пришкольного участка».

 

Календарный учебный график

дата

тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

4.09

Введение. Определение целей и задач географического краеведения.

Географическое положение Нижегородской области.

1

коллективная

групповая

Собеседование

Анкетирование

11.09

Географическое положение Богородского района.

Географическое положение Богородска.

1

групповая

коллективная

Собеседование

18.09

Географическое положение школьного микрорайона.

Чтение электронных карт района и области

1

коллективная

индивидуальная

Собеседование

25.09

Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

групповая

Анкетирование

Тестирование

02.10

Экскурсия на Крутую гору.

1

индивидуальная

Собеседование

09.10

Климат Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

Анкетирование Исследовательская работа, тестирование

16.10

Описание погоды с помощью цифровой метеостанции.

1

групповая

23.10

Внутренние воды Нижегородской области.

1

коллективная

Собеседование

30.10

Внутренние воды Богородского района и г.Богородска

1

групповая

Тестирование, исследовательская работа.

Экскурсия в долину р. Рязанка.

1

коллективная

Экскурсия на Кабацкий пруд.

1

коллективная

Исследование экологического состояния водоемов города

1

индивидуальная

Растительный покров Нижегородской области, Богородского района и г. Богородска

1

коллективная

Собеседование

Определение видового состава растительного сообщества. Биоиндикация состояния окружающей среды

1

групповая

Почвенный покров Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

Собеседование

Тестирование, исследовательская работа.

Определение типа почвы в микрорайоне школы.

Проектируем создание клумбы.

1

индивидуальная

групповая

Защита проекта

Животный мир Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска.

1

коллективная

Собеседование

Тестирование, исследовательская работа

Животный мир и птицы школьного окружения.

1

групповая

Акция помощи приюту для животных.

1

коллективная

Участие в акции

Охраняемые природные территории Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

Собеседование

Экскурсия в краеведческий музей.

1

коллективная

Разработка проекта создания ООПТ своего района.

1

групповая

Защита проекта

Население Нижегородской области и Богородского района

1

коллективная

Собеседование

Население Богородска.

Население школьного окружения.

1

групповая

групповая

Тестирование

Собеседование

Экскурсия в краеведческий музей.

1

коллективная

Хозяйство Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

Собеседование

Хозяйственные объекты в школьном окружении.

1

групповая

Тестирования

Экскурсия на кожевенный завод.

1

коллективная

Собеседование

Экскурсия на механосборочное производство.

1

коллективная

Экскурсия на предприятие связи.

1

коллективная

Историко-культурное наследие Нижегородской области, Богородского района и г.Богородска

1

коллективная

Собеседование

Экскурсия в Музей керамики г. Богородска.

1

коллективная

Собеседование

Экскурсия по историческому центру Богородска.

1

коллективная

Собеседование

Исследование экологического состояния пришкольного участка.

1

групповая

Защита проекта

Материально – техническое обеспечение.

  1. Кабинет географии
  2. Стационарный персональный компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Цифровая метеостанция
  5. Библиотека методических пособий кабинета географии
  6. Принтер
  7. Магнитная маркерная доска
  8. Энциклопедии кабинета и библиотеки школы
  9. Атласы Нижегородской области кабинета географии
  10. Маркеры, магниты, ватман.

Список  литературы для учащихся:

  1. Нажиткова Н.В. Географическое краеведении. Нижегородской области: учебное пособие для учащихся 6 класса/А.Б.Кряжев. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 86 с. : ил., карт.
  2. Географический атлас Нижегородской области. изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н.Новгород: Верхневолжское АГП, 2005- 52с.
  3. География Нижегородской области: Учебн. пос. /Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н.Новгород: ВВКИ, 1991- 207с.
  4. Кряжев А.Б.  Географическое краеведение: Нижегородская область: рабочая тетрадь  для учащихся 6 класса/Н.В. Нажиткова, И.Ю.Кривдина, А.Б. Кряжев, Т.К. Беляева. – 2-е изд., испр. -  Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 63 с. : ил., карт.
  5. Баканина, Ф.М., Лукина, Е.В., Насонова, Н.И., Селивановская, Т.П., Смирнова, А.Д.    Заповедные места Нижегородской области /  

        Ф.М. Баканина,   Е.В.Лукина,  Н.И.Насонова,   Т.П.Селивановская,                                                     А.Д. Смирнова.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

  1. Записки краеведов./ Сост. Н.И.Куприянова, Л.И. Шиян.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн.изд-во, 1991.- 271 с.: ил.
  2. Зачарованный край. Путеводитель по объектам экологического туризма Нижегородской области./ Авт-сост. А.П.Жданов, Л.Г.Корнева, А.А.Морозова./Под ред. А.И.Бакка. - Нижний Новгород: Международный Социально-экологический союз, Экоцентр «Дронт».-2002.- 48с.
  3.  Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологические путешествия по Горьковской земле - Горький: ВВКИ, 1990, 192с.
  4.  Любов, М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие./  М.С.Любов. - Арзамас: АГПИ, 2004.- 97с.: ил.
  5.  Морохин, Н.В., Павлов, Д.Г. Нижегородский топонимический словарь (для школьника).-Н.Новгород: Фирма «Просвещение», 1993.-45с.
  6.  Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья /Б.И. Фридман  – Н.Новгород, НГЦ, 1999, 254с.
  7.   Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М.Смирновой.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.- 44с.
  8.  Экологические проблемы  природопользования Нижегородской области./ Авт.-сост. Ф.М. Баканина.- Нижний Новгород, 1994.-55с.

Список литературы для педагога

  1. Кряжев А.Б.  Географическое краеведение: Нижегородская область: рабочая тетрадь  для учащихся 6 класса/Н.В. Нажиткова, И.Ю.Кривдина, А.Б. Кряжев, Т.К. Беляева. – 2-е изд., испр. -  Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 63 с. : ил., карт.
  2. Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А.Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин./ Под ред. Р.Д. Хабибуллина.- Нижний Новгород: Изд. Ю.А.Николаева, 2005.-24с.
  3. Нижний Новгород. - Н.Новгород: ГГПИ «Нижполиграф», 1994
  4.  Николина, В.В., Шалфицкая, Г.П.Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб.пособие. - Н.Новгород: Изд-во Волго-вятской академии гос. службы, 2002.-72с.
  5.   Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./Сост. Бакка А.И., Бакка С.В.- Н.Новгород: Экологический центр «Дронт», 1997.
  6.  Терентьев, А.А., Колкутин, В.И.  Климат конца XX века в средней полосе Нижегородской области (Городец. Семенов. Нижний Новгород. Павлово. Лысково. Воскресенское). В помощь учителю, студенту, школьнику./ А.А.Терентьев, В.И.Колкутин. - Н.Новгород: Изд-во «Вектор-Тис», 2004.-374 с.
  7. Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М.Смирновой.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.- 44с.
  8.  Экологические проблемы  природопользования Нижегородской области./ Авт.-сост. Ф.М. Баканина.- Нижний Новгород, 1994.-55с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...