Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста
статья

Гаджиева Нурият

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста

 «Без игры нет  и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

«Поиграй со мной»!- как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием» он сам рассказывает нам, что надо делать.                                                                                                                                                      Однако игра-это  не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.  

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.      Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе.

В словесных играх  ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее.  Играя в театр  обогащается деятельность детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.  Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может ответить.                                                                                                                                                    

 Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

•        Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

•        Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.

•        Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

       

     Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.  Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми, педагогом. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка. Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

«Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания: - форми­ровать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки п...

"Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Любая игра развивает! В статье даны рекомендации к дидактическим играм с картинками для развития речи...

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...