Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
статья по теме

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.
Я предлагаю вам – уважаемые педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с взрослым делает ее полезной и желанной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_igry_v_razvitii_rechi_detey.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

Я предлагаю вам – уважаемые педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с взрослым делает ее полезной и желанной.

Как же использовать игры для развития речи дошкольников?

В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.

В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

Игры с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Игры направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи:

  1. Воспитание звуковой культуры речи
  1. Формирование грамматического строя речи
  2. Обогащение словарного запаса
  3. Развитие связной речи

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые речевые игры будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Игры по воспитанию звуковой культуры речи направлены на формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Для развития грамматического строя речи направлены игры на формирование разных способов словообразования и словоизменения (родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а также разнообразные упражнения на построение предложений разных    типов – простых, распространенных, сложных, т.е. на формирование синтаксического строя речи.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять.

Играем с детьми 2-3 лет.

Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает происходящее, включается в него эмоционально, откликается вокализациями, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняя его просьбы, предложения.

Особенность данного возраста заключается в том, что речь и поведение ре бенка непроизвольны. На первый план выступает потребность в общении. Малыш говорит тогда, когда он хочет, и то, что он хочет. В связи с этим планирование и организация речевых игр должны быть гибкими.

На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка: чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованной игры к свободной, от совмест ных игр к индивидуальным.

         И конструирование, и рисование продуктивные виды деятельности. Но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочета нии с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягод ку, вылепить пирожок).

Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет,  потрогать его,  понюхать,  прижать  к  себе,   изобразить,  услышать,  как он называется. Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возмож ность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым — необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игру шек, предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулируют детские высказывания.

Играем с детьми 3-4 лет.

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории родного языка. Он изменяет слова, используя мор фологические средства, говорит короткими, грамматически оформленными пред ложениями. Это не означает, что к трем годам полностью завершается форми рование грамматического строя речи. Но ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь — разговорная речь. Она непроиз вольна и ситуативна, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи.

Взрослые, которые побуждают детей отвечать так называемыми полными от ветами, заботясь о богатстве речи, забывают, что диалог является эконом ной речевой формой. Короткие неполные предложения в нем уместны и законо мерны. Полные предложения характерны для инициативных высказываний в ди алоге и для монолога.

Как и на предыдущем возрастном этапе, формирование грамматического строя речи (прежде всего, структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представле ния и игры-драматизации.

Начинать игры-драматизации и инсценировки полезно с самых простых по сюжету сказок, например с «Курочки Рябы».

В детском саду разыгрывать сказки можно утром. Но лучше это делать ве чером, когда основная часть детей  разойдется  по домам.  Вносим мешок с кос тюмами,  даем  детям   возможность   рассмотреть   их,   примерить,   узнать  сказку. Рассказываем сказку, побуждая детей к импровизации диалогов.

Рекомендуется проводить с детьми следующие игры с грамматическим содержанием: «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Чего не стало», «Где же наши ручки?» (упражнение в образовании форм родительного падежа мн. числа сущ.), «Лохматый пес» (Соотносить действия со звучащим словам, закреплять способы приставочного образования глаголов: подойдем, разбудим, посмотрим), «Добавь слово» (дополнять предложения с пропущенными глаголом. Я умею пол …подметать, Я умею пыль… вытирать и т.д.).

Играем с детьми 4-5 лет.

Главное направление развития речи на данном этапе — это формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и расска зыванию, как коллективное, так и индивидуальное.

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоночка», «сынок-слоненчик», я «красавлюсь». Ребенок играет словами,  получая  от этого удовольствие,  подмечая  разнообразие форм.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. По лезно организовывать с детьми игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским расска зам: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.

Рекомендуется проводить с детьми следующие игры с грамматическим содержанием: «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки» (образование сущ. Р.п. мн.ч.), «Чье, чье? - мое» (образование притяжательный местоимений), «Что изменилось?» (активизация употребления предлогов с пространственным значением: на , между, около и наречий), «Чаепитие» (образование наименования предметов посуды) и т.д.

Играем с детьми 5-7 лет.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является актив ное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоен ными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.

Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры ти па «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскур сия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх исполь зуются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок - по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенку Кря ку, кукле.

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произ ведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народ ные сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для малышей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и погово рок, народные игры «Гуси-лебеди», «Где мы были — мы не скажем» и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием можно использовать при изготовлении дет ских книжек, альбома детского творчества, при переписке.

В старшем возрасте в игровой форме используются упражнения на рас пространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составление предложения по заданному слову, по струк турной схеме.

Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобре тать с помощью такого упражнения. Педагог спрашивает: «Можно сказать: малыш веселый? А о ком или о чем еще можно сказать веселый? (День, празд ник, мальчик, папа, Буратино.) О ком или о чем можно сказать веселая? (Песня, история, девочка, мама.)».

Упражнением на постановку логического ударения является многократное произнесение скороговорки «Заржавел железный замок» со сменой логического ударения. Для этого ребенку предлагают: «Скажи так, чтобы было понятно, что случилось с замком... А теперь скажи, чтобы было понятно, какой замок...» И т. д.

Для грамматических игр и упражнений используют уже знакомые детям сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогул ку?», «Что изменилось?», «Вы хотите мы хотим», «Мишка, сделай», «Зайкина гимнастика», «Поручения», «Прятки», «Кафе», «Ателье» и другие, но словарь в этих играх расширяется.

Освоение способов словообразования проявляется в овладении ребенком большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества.

В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении детей к экспериментам со словами.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии, по роду деятельности.

Если вы хотите, чтобы ваши дети научились самостоятельно мыслить и правильно говорить, найдите возможность систематически заниматься с ними.

Приятного вам общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

«Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания: - форми­ровать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки п...

"Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Любая игра развивает! В статье даны рекомендации к дидактическим играм с картинками для развития речи...

Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...